Вкладывайте в себя. Экономист - об инвестициях и развитии региона

Несколько лет подряд планету сотрясают различные катаклизмы: то пандемия, то политические разногласия. Как выдерживает эти потрясения экономика и что делать простым людям, чтобы удержаться на «корабле», нам рассказал доктор экономических наук Александр Полиди.

   
   

Ниже конкуренция, выше цены

Фатима Шеуджен, «АиФ-Юг»: Александр Анатольевич, вот уже три года подряд мы живем в ситуации кризисных процессов. Как чувствует себя экономика, а главное, как справляются простые люди?

Фото: Из личного архива/ Александр Полиди

Александр Полиди: Вы правильно заметили, что мы живем в эпоху постоянных экономических потрясений. Причем, эти кризисы имеют не экономическую природу. То планету «захватил вирус», потом проблемы возникли на политическом небосклоне, все это стало причиной экономической нестабильности. Говорить о том, что экономика уже полностью справилась и перестроилась, пока нельзя. Она находится в начальной фазе структурных изменений - меняется форма спроса и предложения, бюджетной и банковской систем, технологий, которые доминируют на рынке, внешнеэкономической деятельности.

Мы находимся на первых этапах этих трансформаций, поэтому делать какие-то прогнозы на будущее пока сложно. Понятное дело, что многое будет зависеть от развития политических процессов. Но кое-какие тенденции уже заметны, и они будут продолжаться. Например, изменения в государственной регулятивной политике. Думаю, большую свободу действий получит малый и средний бизнес. Это обеспечит занятость населения. Это логично в условиях, когда уходят иностранные компании, а российские испытывают нелегкие времена. Естественно, что государство будет поддерживать свои предприятия, пытаться выправить сложившуюся ситуацию.

Еще один момент, который волнует многих, это инфляция. На мой взгляд, слишком высокого взлета цен не будет. Несмотря на то, что мы ощущаем рост потребительских цен, сам уровень инфляции не превысит 10%, возможно даже удержится на 5%, государство научилось с этим справляться. При этом надо иметь в виду, что по некоторым группам товаров, особенно тем, что зависят от импорта, например, бытовая техника, отделочные материалы, строительная техника, значительный рост цен все-таки возможен. Конкуренция снижается, а значит, потребителю будет сложнее, и недооценивать этот вопрос нельзя. К слову, снижение конкуренции - самый мощный инфляционный фактор. И на то, чтобы его преодолеть, потребуется немало времени.

Нужен баланс

- Мы много лет говорили о глобализационных процессах, о том, что в мире все взаимосвязано и нам друг без друга нельзя. Но страны начали закрываться еще во время пандемии, сейчас рвутся привычные связи. Получается, глобализация не так важна?

   
   

- Мы живем в таком мире, когда ни одна страна, ни один регион уже не может жить изолированно. На мой взгляд, полное импортозамещение вряд ли возможно. Теоретически заместить все, в общем-то, можно. Но возникает вопрос - какой ценой, какими силами? По моему мнению, ни одна страна не может быть полностью независимой.

Сегодня научные исследования и технологический процесс глобален. Именно эти факторы определяют экономические возможности и ландшафт потребления. Все это не отменяет того, что мы будем повышать уровень экономической независимости. Но это совсем не значит, что эра глобализации закончилась. Да, мы можем директивно выращивать ананасы с бананами на Кубани, другой вопрос, насколько это будет экономически обоснованно. Поэтому в ближайшем будущем мы будем повышать уровень критически значимых товаров и услуг, но исключить взаимодействие с другими странами нельзя. И эти партнеры у нас остаются. Вопрос в том, чтобы сохранить баланс между глобалистическими процессами и национальными интересами, при которых мы будем только в выигрыше.

- Нулевые и десятые годы XXI века называют великой эпохой потребления. Можем ли мы говорить о том, что она закончилась?

- Потребительская сфера всегда была и останется. В большинстве стран это главная составляющая внутреннего валового продукта. Мы продолжим эпоху потребления. Но дело в том, что модель эта будет меняться, да уже изменилась: с типично потребительской в пользу накопительной и сберегательной. Что это означает? Если раньше люди, будучи уверенными в той или иной степени в завтрашнем дне, предпочитали тратить, брать кредиты, совершая зачастую ненужные покупки и т.д., то сейчас, когда фактор риска очень высок, большинство людей сомневается в своих будущих доходах, занятости. Люди реально стали меньше тратить, больше сохранять, гораздо осмотрительнее пользоваться теми же кредитами.

Зачем нужна синэргия

- Александр Анатольевич, после пандемии вы организовали клуб, где люди встречаются, читают лекции, делятся навыками. Как возникла такая идея?

- После изоляции очень многие почувствовали необходимость сближения, общения в офлайн-пространстве и стали формироваться сообщества. Людям понадобилась синэргия. Причем это касается не только бизнес-сообщества. Стали появляться культурные, молодежные, всевозможные клубы по интересам.

К слову, пандемия как раз и научила наиболее осмотрительно подходить к расходам и эффективности. Например, офисные расходы оказались во многих случаях не нужными, большое распространение получили интерактивные методы работы, какие-то физические совещания оказались лишней тратой времени - мы все поняли, можно делать это удаленно. Но, чтобы двигаться дальше, понадобились общение, обмен знаниями и энергиями.

- Вы заметили, что очень многие люди стали свои умения продавать?

- Да, люди гораздо прагматичнее стали подходить к своему времени и занятости. Поначалу мы все вынуждены были освоить эти онлайн-платформы, о существовании которых ранее не всегда догадывались. Потом поняли, что это очень удобно и образовался целый рынок различных обучающих курсов и платформ. Люди перестали тратить время на дорогу в офис и обратно, на бесконечные и не всегда эффективные конференции. Зато появился самый главный ресурс - временной, и люди стали пытаться его выгодно продать. На мой взгляд, от этого выиграли все участники рынка.

- Многие сферы переформатировались. Наш край туристический, и в связи с внешнеполитическими процессами количество отдыхающих будет увеличиваться. Будет ли в связи с этим что-то меняться?

- Последние события способствовали развитию потенциала не только прибрежных территорий края, но и степных. Стал популярным и винный туризм, и сельский, и познавательный и событийный – есть, где развернуться. На мой взгляд, очень мало раскрыт туристический потенциал Краснодара. А ведь это колоссальный источник доходов и для бизнеса, и для населения, и для городского бюджета. Подумайте, через краевую столицу ежегодно в сторону моря проезжает около 15 миллионов автомобилей. Даже если каждый десятый заедет в город, можно заработать огромные деньги. Для этого нужны развлекательные центры, объекты показа - их у нас не так уж и много, по большому счету парк «Краснодар», да улица Красная. Но есть туризм событийный, гастрономический. Главное придать этому импульс и четко сформировать модель развития. Здесь не обойдется без воли властей. Южная столица никогда не была туристическим местом, но недооценивать эту сферу нельзя.

Миграция как фактор роста

- Город и так задыхается в пробках, кажется, в Краснодар переехали со всех уголков России.

- Да, нужны транспортные развязки, удобная логистика, это вопросы решаемые. Что касается большой миграции в Краснодар, то, на мой взгляд, она и стала фактором роста нашей экономики. Ведь вместе с миграционным притоком растут ритейл, банковский бизнес, медицинский бизнес, все, что связано со сферой продаж и услуг.

- Говорят, что в последнее время горизонт планирования очень сократился. Но все-таки можно ли простому человеку как-то себя обезопасить от очередных экономических катаклизмов?

- Стабильность экономическую очень часто связывают с работой. Так вот, чтобы не потерять ее или получить новую, чтобы сохранять и повышать уровень своего дохода, нужно инвестировать в свое образование, самообразование, приобретение новых компетенций. Эти инвестиции сейчас становятся на порядок эффективнее, чем это было 10 лет назад. Современные технологии приведут к тому, что огромное количество профессий могут если не исчезнуть, то сократиться кардинально. Поэтому повышайте свой экспертный уровень, вкладывайте в себя!