Сегодня, когда весь мир пытается найти вакцину от коронавируса, невольно вспоминаются истории возникновения спасительных лекарств от других напастей, которые когда-то уже терзали мир. Правда их официальные даты возникновения не всегда совпадают с реальными. В общем, история каждый раз доказывает, что все уже когда-то было. О том, кто на самом деле использовал прививку от оспы, как черкесы и народы Северного Кавказа боролись с эпидемиями, «АиФ-Юг» рассказала старший сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований РАН, кандидат исторических наук, эксперт Совета по делам национальностей Правительства Москвы Наима Нефляшева.
Рецепт от черной смерти
Фатима, Шеуджен, «АиФ-Юг»: Наима, считается, что первым прививателем оспы стал английский доктор Дженнер в 1796 году. Но некоторые источники свидетельствуют о том, что в Черкесии (раньше в ее территорию входили нынешняя Адыгея, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия) об этом способе знали еще в начале XVIII века.
Наима Нефляшева: Оспа - тяжелое заболевание, она косила миллионы людей в Европе и Америке. Да, считается, что прививку против нее изобрел англичанин Эдвард Дженнер, обративший внимание, что доярки, заразившиеся коровьей оспой и имевшие всего один-два пузыря на руках, никогда не болели оспой. Вот что пишет об этом известный интернет-источник: «Однажды у крестьянки Сары Нелмс (Sarah Nelmes, в одной из неопубликованных рукописей Дженнер называет её Люси), заразившейся коровьей оспой, появились на руке несколько пустул. 14 мая 1796 года их содержимое Дженнер втёр в царапину на теле восьмилетнего Джеймса Фиппса (1788-1853). У мальчика появилось легкое недомогание, которое прошло через несколько дней. Через полтора месяца Джеймсу Фиппсу была привита натуральная (человеческая) оспа, однако болезнь не развилась. Через несколько месяцев была сделана вторая прививка натуральной оспы, спустя пять лет - третья, с аналогичными результатами». Свою работу Дженнер опубликовал в 1798 году.
Но если заглянуть в другие исторические источники, то окажется, что задолго до этой даты, в 1711 году, французский агент шведского короля Карл XII Абри де ла Мотрэ посетил Кавказ. В своих записках он описал, как стал свидетелем процедуры оспопрививания, проводившейся больной адыгской девочке в селении Деглиад, и оставил подробное описание этой процедуры.
«Я находил черкесов все более красивыми, - пишет Мотре, - по мере того как мы продвигались между гор. Так как я не встречал никого, отмеченного оспой, я пришел к мысли спросить их, нет ли каких-либо секретов, чтобы гарантировать себя от опустошений, которые этот враг красоты производил среди стольких народов».
На самом деле оспа не обошла черкесов стороной, и доказательством тому - язык. Он беспощадным зеркалом отразил реальность: в адыгском языке есть выражение «фэрэк1 напэ», то есть «лицо со следами оспы». Но не слишком распространенное - черкесы с незапамятных времен знали тайну, неведомую Европе. От французского гостя, впрочем, скрывать ее не стали. Вот что он пишет: «Они мне ответили утвердительно и сообщили, что это средство заключается в том, чтобы привить ее или передать тем, кого надо этим предохранить, взяв гной зараженного и смешав с кровью путем уколов, которые им делали».
Кстати, Мотре увидел процедуру воочию: «...в одном селении Деглиад, где я узнал, что когда мы проходили, там производили прививку маленькой девочке четырех или пяти лет… Девочку отнесли к маленькому мальчику трех лет, который был болен этой болезнью и у которого оспинки и прыщики начали гноиться. Старая женщина взяла три иголки, связанные вместе, которыми она, во-первых, сделав укол под ложечку маленькой девочке, во-вторых, в левую грудь против сердца, в-третьих, в пупок, в-четвертых, в правую ладонь, в-пятых, в лодыжку левой ноги, пока не пошла кровь, с которой она смешала гной, извлеченный из оспинок больного».
Между тем в Европе о черкесах, как победителях «черной смерти», и их секретах узнали не от одного лишь Мотре. Истинным популяризатором открытия адыгов выступила Мэри Уортли Монтегю, супруга британского посла в Османской империи. Образованная и деятельная леди Мэри познакомилась в Константинополе с молодой черкешенкой, и та рассказала об этом методе. Леди Мэри привила и своего шестилетнего сына, а потом увезла черкесский рецепт на родину. Где ему не сразу, но дали зеленый свет, и даже привили оспу семье британского монарха. Медики на первых порах возражали, но 2 % смертности против прежних 20-40 убедили скептиков - прививаться бросилась вся Европа.
Получается, что черкесский способ спасал Европу от мора чуть ли не целое столетие. «Как много мы обязаны легкомысленной черкешенке, которая... первая решилась привить себе оспу! Скольких детей оспопрививание вырвало из когтей смерти! Может быть, нет ни одной основательницы монашеского ордена, которая оказала бы миру столь же великое благодеяние и тем самым заслужила бы его благодарность», - восклицал восторженный французский поэт, писатель и философ Клод Гельвеций.
Карантины вводились издавна
- Наима, а кроме прививок, были другие способы борьбы с эпидемиями? И как часто они случались на Северном Кавказе?
- Если покопаться в исторических источниках, то да, найдутся свидетельства того, что к сожалению, было время, когда инфекционные болезни собирали на Северном Кавказе свою кровавую жатву. Например, эпидемии чумы фиксируются там с XVIII века. Было несколько крупных вспышек чумы, когда вымирало население целых аулов. Многие поселения, которые затрагивала болезнь, были заброшены - население уходило оттуда. Вспышки чумы были зафиксированы на территориях современного Моздока, Владикавказа, в районе Георгиевска. Известно, что чума бушевала в Большой и Малой Кабарде в 1801 – 1805 годах.
Кстати, если заглянуть в историю еще глубже, можно вспомнить эпидемию чумы, позже названную «Черной смертью» 1347 – 1352 годов и от которой скончалось около 50 миллионов человек. Она захватила большую часть Евразии. От нее континент отходил несколько веков. Но известно, что тогда эта напасть по ряду причин не прошлась столь жестоко по территории Черкесии.
Могу привести исследование историка Самира Хотко, который выделил несколько факторов, позволяющих предположить, почему Черкесии тогда удалось избежать катастрофической массовой смертности и убыли населения.
Во-первых, черкесы знали карантины и раньше. По распоряжению князей, когда начинались массовые болезни – причем не обязательно чума, даже если это была лихорадка, туберкулез, малярия, огораживались целые аулы. А если это время попадало на время сельхозработ, они прекращались.
Во-вторых, широко применялась народная медицина. Кстати, многие практики народных целителей востребованы и современности. Конечно, сейчас растворы с черной золой никто делать не будет, но адыги (черкесы) тогда еще освоили различные отвары. Это и потогонные чаи, отхаркивающие отвары, активно использовалась в лечении легочных заболеваний жирная пища. Источники говорят о том, что больным предписывалась специальная диета, в которой фигурировал козий жир, сливочное масло, медвежий, гусиный, барсучий жиры.
Еще одним важным фактором победы над болезнями является то, что в системе профилактических мер важное место занимало употребление чистой воды. Адыги очень рационально относились к воде, они не только умели находить родники и селились возле рек, но в своей повседневной жизни и быту обращали внимание на качество воды. В культуре был выработан целый комплекс норм, связанных с водой.
Например, черкесы не брали никогда воду для питья из закрытых водоемов, использовали только проточную. Во вторых, колодцы содержали в идеальной чистоте и строили отдельно от дома, подальше от туалета, да и вообще, массового присутствия людей. Всегда закрывали его крышкой. Если большая емкость с водой находилась в доме, она также обязательно накрывалась. А после того, как вода простояла сутки, старались ее не употреблять.
Ну и, конечно, соблюдалась гигиена. Многие искушенные европейские путешественники, побывавшие в те времена в Черкесии, писали о том, что люди отличались благородством характера и содержали в идеальной чистоте жилища, одежду, пищу и себя.