Вселенная познаний. Чем важна работа астрономов и всех, кто изучает космос?

Александр Иванов считает очень важным развитие фундаментальной науки в России. © / Александр Иванов / Из личного архивa

8 февраля в нашей стране отмечается День российской науки. С древних времен люди смотрели на небесные светила и тем самым познавали окружающий мир. Одними из первых ученых в истории можно назвать звездочетов, развивавших в том числе математику, философию и другие дисциплины. Те же черты универсальности есть и в астрономии, которая участвует в поиске ответов на важнейшие вопросы мироздания. О своей работе в преддверии Дня российской науки «АиФ-Юг» рассказал заведующий астрофизической оптической обсерваторией Кубанского госуниверситета Александр Иванов.

   
   

Цементирующая наука

Александр Власенко, «АиФ-Юг»: Чем сегодня занимаются астрономы и что они ищут в звездном небе?

Александр Иванов: Астрономию можно назвать цементирующей наукой, потому что она связана со многими дисциплинами, включая физику, математику, химию, историю. При этом главные вопросы, на которые она ищет ответы, являются философскими. Не только современных ученых, но и всех людей на Земле интересует сотворение мира. Где мы, кто мы, как связаны микро- и мегакосмос? Даже религия возникла как попытка человека объяснить окружающий мир, прикоснуться к замыслу Создателя, многие великие астрономы были верующими людьми. Благодаря научным исследованиям сегодня мы понимаем, что являемся песчинкой во Вселенной. Причем чем больше мы узнаем о космосе, тем больше становится вопросов. Границы неизвестного постоянно расширяются, что требует от ученых проведения новых и все более сложных исследований.

Даже религия возникла как попытка человека объяснить окружающий мир, прикоснуться к замыслу Создателя, многие великие астрономы были верующими людьми.

– Что нового ученые узнали о космосе за последнее время?

– Результаты работы астрономов многогранны. Например, раньше считалось, что планетные системы у звезд – большая редкость. Теперь же мы знаем, что это скорее правило, чем исключение. Наука сделала огромный шаг в изучении малых тел Солнечной системы, которыми занимается и наша обсерватория. Если раньше казалось, что мимо Земли пролетает небольшое количество астероидов, то сегодня мы видим совсем иную картину. С космическими телами размером в метры и десятки метров мы встречаемся практически каждый день. Астрофизическая оптическая обсерватория вуза участвует в так называемых подхватах, то есть помогает подтверждать наблюдениями открытие новых объектов, и только за последний год работы мы подтвердили открытие 138 астероидов, опасно сближающихся с Землей.

досье
Александр Леонидович Иванов родился в Краснодаре и еще в школе увлекся космосом, в результате чего создал первый в городе астрономический кружок. Большую часть жизни он работает в Кубанском государственном университете, где сейчас заведует астрофизической оптической обсерваторией физико-технического факультета. Также он руководит Центром астрономии и космонавтики Краснодарского регионального отделения Русского географического общества.
   
   
Фото: Из личного архивa/ Александр Иванов

Астероидная угроза

– Какую пользу нам могут дать такие знания на практике?

– Наблюдение за объектами Солнечной системы необходимо для глобальной защиты Земли от внешних угроз из космоса. Это актуальная проблема, волнующая ученых и у нас, и за рубежом. Как раз недавно я вернулся с научно-практической конференции, посвященной созданию системы информационно-аналитического обеспечения безопасности в околоземном космическом пространстве «Млечный путь». В рамках этой работы «Роскосмос», МЧС России и астрономы нашей страны объединяют свои усилия для того, чтобы предотвращать угрозы такого характера. Раннее обнаружение летящего к Земле астероида позволит эвакуировать людей из зоны его падения, это главная задача создаваемой службы. Мы уже научились «ловить» объекты размером в десятки метров за трое-четверо суток до их подлета к Земле. Этого времени достаточно, чтобы принять меры для спасения людей. А более крупные тела сейчас фиксируются за одну, две, три недели.

– Насколько опасны небольшие метеориты, о которых вы говорите?

– Давайте уточним терминологию. По новой научной классификации летящий к нам за пределами атмосферы космический объект размером более одного метра называют астероидом, а метеорит – это физическое тело, которое уже лежит на Земле. Так вот глыба размером в десятки метров представляет опасность для локальной области – города или пригорода, хотя масштаб бедствия будет намного больше при ее попадании в какой-нибудь химический завод или объект ядерной энергетики. А вот астероид диаметром в сотни метров уже вызовет катаклизм большого масштаба. Пострадать может территория, равная по площади таким странам, как Франция или Германия. Примером последствий может служить знаменитое Тунгусское событие в России больше ста лет назад, которое сегодня ученые уже не называют метеоритом из-за отсутствия метеоритного вещества в общепринятом понимании. Тогда взрыв над тайгой повалил десятки миллионов деревьев на площади больше двух тысяч квадратных километров.

Астрономию можно назвать цементирующей наукой, потому что она связана со многими дисциплинами, включая физику, математику, химию, историю и даже философию. Фото: Из личного архивa/ Александр Иванов

Горячая загадка

– А что мы знаем о Солнце, не таит ли оно в себе угрозы для нас?

– Солнце остается главным объектом для изучения, ведь это ближайшая к нам звезда. Во многом оно остается загадкой, так как проникнуть под его фотосферу мы не можем. Из-за этого су­ще­ству­ет много гипотез о внут­рен­нем строении светила, но кое-что ученым удается понять при помощи наблюдений за ним и далекими звездами. В 2020 году был зафиксирован минимум активности нашей звезды в рамках 24-го одиннадцатилетнего солнечного цикла, а сейчас мы приближаемся к очередному пику. Новый 25-й цикл начался стремительно и идет с некоторым опережением прог­но­за, согласно которому всплеск или максимум солнечной активнос­ти ожидался в следующем, 2025 ­году. Как раз в такие моменты возрастает количество пятен и вспышек на Солнце, вызывающих магнитные бури на Земле. Они влияют не только на наше здоровье, но и на многие процессы, в том числе, например, повышают урожайность. То есть у этого явления есть свои плюсы и минусы. Но горизонт прог­но­зирования магнитных бурь – не более трех дней.

Протуберанец — гигантский фонтан раскаленного газа, который поднимается и удерживается над поверхностью Солнца магнитным полем. Фото: Из личного архивa/ Александр Иванов

– Нормально ли то, что полярные сияния проникают все глубже на юг?

– Это вполне закономерно при приближении к максимуму солнечной активности, как сейчас. Иногда полярные сияния или авроры могут появляться даже на наших южных широтах, но здесь они не очень яркие и увидеть их можно только при хорошей погоде вдали от городских огней. Я сам наблюдал такое на Кубани несколько раз в жизни. Хотя вспышки на Солнце происходят регулярно, далеко не каждый раз заряженные частицы достигают Земли, а по-настоящему сильные магнитные бури уровня G5 так вообще очень редки. Одна из последних на этот момент про­изо­шла в 2005 году. Такие экстремальные бури могут вызывать мощный поверхностный заряд на космических аппаратах, приводить к серьезным нарушениям работы систем связи и навигации. На Земле возможны разрушения энергетических систем, повреждения трансформаторов, а полярные сияния становятся видны вплоть до экватора. В целом если сравнивать потенциальные угрозы из космоса, то наибольшую опасность для Земли представляют астероиды.

Дело будущего

– Что у нас делается для подготовки молодых ученых вашего профиля?

– Начнем с того, что астрономию опять исключили из обязательной школьной программы как самостоятельный предмет. В основном ее сейчас изучают в рамках уроков физики, если только речь не идет о какой-то особенной школе. Поэтому, увы, полноценное преподавание астрономии сейчас возможно только в вузах. Например, она есть на определенных специальностях. Хотя у нас преимущественно инженерный подход, в целом астрономию преподают на должном уровне, и оснащения для учебного процесса вполне достаточно. Но вот для вовлечения молодежи в научно-исследовательскую деятельность и выполнения соответствующих работ в условиях нашей обсерватории нужно постепенно обновлять оборудование. Хотелось бы иметь телескопы большего диаметра, а также новые камеры к ним – все же срок их эксплуатации ограничен десятком лет.

– Много ли сейчас желающих связать свою жизнь с наукой о космосе?

– После полета Юрия Гагарина у нас был великий подъем, многие мечтали стать если не космонавтами, то хотя бы астрономами, близкими к космосу людьми. Теперь другое время, хотя и сейчас есть дети, которые тянутся к науке и занимаются ею. С одной стороны, это стало проще, потому что новые технологии расширили наши возможнос­ти, но в то же время они поменяли наши представления о жизни. Зачем что-то читать, узнавать, если всегда можно найти информацию в интернете? Так думают не все, но многие, молодым людям часто не хватает пытливости ума. На мой взгляд, с развитием технологий общий уровень знаний будет снижаться, хотя отдельные индивидуумы смогут подниматься в познании все выше и выше. Есть и другая сторона проблемы. Сейчас в России уделяют большое внимание различным стартапам прикладного характера, но мне кажется, что нужно увеличить и поддержку фундаментальной науки. Она сможет давать результаты в будущем и принесет серьезные открытия в познании окружающего мира, которые станут прорывными для нашей страны и мира в целом.