Вся жизнь в движении. Кондуктор троллейбуса - о тонкостях своей работы

Как часто мы слышим от людей рабочих профессий, что они настолько обожают то, чем занимаются, что готовы выходить на работу в праздники и выходные, что выбрали для себя по-настоящему любимое дело? Вот уже десять лет краснодарский кондуктор Татьяна Сергиенко каждый день с огромным удовольствием отправляется на смену. Она уверена - ее работа самая лучшая и благодарная. В беседе с «АиФ-Юг» Татьяна Юрьевна раскрыла секрет простого человеческого счастья и рассказала о нюансах дорогой сердцу профессии.

   
   

От улыбки - светлее

Не зря говорят: на жизнь главное смотреть с правильной стороны. Татьяна Сергиенко этому девизу верна давно. А еще, по ее словам, очень важно относиться к окружающим так, как хочешь, чтобы относились к тебе. За одну только смену на троллейбусе через Татьяну Юрьевну проходят 500 - 1000 горожан. И большинство - дружелюбные, отзывчивые и вежливые. А весь секрет в том, что она и сама всегда встречает пассажиров с широкой улыбкой на лице, обязательно всем желает прекрасного дня. Задает хорошее настроение и создает дружелюбную атмосферу в салоне. А началось все десять лет назад со случайного объявления в вагоне трамвая.

«Я много лет проработала в медицине, была сестрой-хозяйкой в краснодарской краевой больнице №1, - рассказывает Татьяна Сергиенко. - Потом по семейным обстоятельствам пришлось уйти - семье была нужна моя помощь с детьми. Так на какое-то время стала домохозяйкой. Но долго без работы я сидеть не могу, потому и позвонила по объявлению с вакансиями в КТТУ, которое случайно заметила в трамвае. Решила попробовать себя в этой сфере. И в итоге мне очень понравилось, депо стало для меня вторым домом».

Многие считают, что кондуктор просто продает билеты. Но на самом деле он как стюард в самолете полностью отвечает за безопасность и комфорт пассажиров, действует по четким инструкциям в чрезвычайных ситуациях. Так что можно сказать - он как самый настоящий «командир поезда» и, конечно, главный помощник водителя. Но как не сойти с ума, когда за смену, которая у кондукторов длится до 12 часов, приходится взаимодействовать с сотнями самых разных пассажиров?

«Тяжелее всего работать, конечно, в часы пик - по утрам и вечерам, - объясняет Татьяна Юрьевна. - Но в такие моменты сильно помогают самообладание, терпение и выдержка, выработанные годами. Мне не приходится медитировать или настраиваться перед рабочим днем, просто я всегда пребываю в хорошем настроении, а к пассажирам отношусь с уважением и пониманием. Сглаживаю острые углы, не реагирую на грубость. Ведь именно от меня зависит общая обстановка».

Мужчина первый? К деньгам!

За долгое время у Татьяны Юрьевны появилось много постоянных пассажиров, с которыми она видится почти каждый день. Чаще всего она работает на маршруте №7, на котором ездят сотрудники
аэропорта.

   
   

«Мне нравится этот маршрут, - говорит она. - Люди отличные, если есть свободная минутка, мы по возможности беседуем, делимся новостями, обязательно желаем друг другу отличного дня или вечера. Если я ухожу на другой рейс, а потом возвращаюсь, возмущаются в шутку: «А что это вас так долго не было!» В самые загруженные часы, конечно, особо не поговорить, но мне даже нравится, когда пассажиров много. Сидеть в пустом салоне в ожидании людей совсем уж скучно. Кстати, есть у нас такая примета: если утром самым первым в троллейбус зайдет мужчина – значит, пассажиров будет море!»

Татьяна Сергиенко признается, что в ее практике не случалось сложных дней. Бывала плохая погода, из-за которой сложно было подъехать к остановкам, или замораживались линии, но это все мелочи.

«Как-то в салоне мы обнаружили бесхозную сумку, вызвали полицию и МЧС, пересадили пассажиров на другие троллейбусы, - рассказывает кондуктор. - Это случилось у вокзала. Но дело ограничилось приездом сотрудников МВД - вскоре нашли владельца поклажи. Мужчина просто нечаянно ее забыл. В целом же к таким вещам у нас отношение очень серьезное. В конце каждого маршрута тщательно проверяем салон. Часто школьники теряют свои карты, мы передаем информацию диспетчерам, чтобы детям могли их вернуть».

«Зайцы-малыши»

Интересно, что желающие проехать «зайцами» встречаются и сегодня. А вот тех, кто собирает счастливые билетики, стало гораздо меньше, чем раньше. Лишь иногда пассажиры шутят: «А вы мне счастливый билетик пробили?»

«Наши «зайцы» - это в основном дети, - говорит Татьяна Юрьевна. - Потратят деньги на булочку, забудут дома, растеряют… Разное у ребят случается. Но если мне такой ребенок встречается, он всегда едет до нужной ему остановки. Ни за что не высажу! Есть и люди, оказавшиеся в трудной ситуации. Но они, как правило, сами ко мне подходят и просят провезти несколько остановок. Подобным образом поступают иногда и студенты. Чаще всего за них рвутся заплатить сердобольные пассажиры. Очень много среди нас неравнодушных людей, готовых помочь незнакомцам. Но отмечу, что за маленьких детей я денег не беру даже с других пассажиров».

Нередко встречаются и гиперответственные люди. Как-то бабушка перепутала карточки - предъявила мне проездной мужа. Она так сильно расстроилась, так распереживалась, что «преступницей» поедет. Всю дорогу причитала! Хотя бывают у нас и бабули-скандалистки, которые не хотят показывать документы, ругаются.

Но скандалов в салоне у Татьяны Сергиенко не случается. В любой ситуации она спокойна и действует в интересах пассажиров. Кондуктор ведь в какой-то мере должен быть немного психологом.

«Вечная дилемма: одному дует - другому жарко. Это частая ситуация. Я в этом случае просто предлагаю пересесть. В троллейбусах первые сиденья почти не продуваются, да и в целом кондиционер охлаждает больше заднюю часть салона. Так что перед - для тех, кто боится сквозняков. А чтобы дуло получше - можно сесть в середине, где сиденья на возвышенности. Каждый может подобрать себе удобное местечко, необязательно из-за этого ссориться. Я же понимаю - каждый человек со своим характером, все мы очень разные. Тем более сейчас такое время напряженное, у всех свои мысли в голове вертятся. Так зачем создавать конфликты на пустом месте? Людей надо просто выслушать, понять и успокоить».

Хороших людей всегда больше

Как говорит Татьяна Сергиенко, хороший кондуктор всегда должен быть уважителен, внимателен, терпелив и честен в своей работе. Кроме того, она уверена, что среди горожан - больше добрых и вежливых.

«Я стараюсь быть любезной, не вхожу в конфликт, даже если провоцируют. Потому и окружают меня замечательные, хорошие люди. Например, когда в краснодарском транспорте еще не было кондиционеров и жара достигала в салоне 40 градусов, многие мне сочувствовали. Хотя ведь сами в этот момент мучились от духоты. Такое отношение всегда поднимает дух. Потому хочу пожелать пассажирам: старайтесь сохранять хорошее настроение в любых ситуациях - и жить станет чуточку легче!»

Кстати, в общественном транспорте Краснодара в канун Нового года можно встретить кондуктора Деда Мороза или Снегурочку. Уже больше пяти лет Татьяна Юрьевна все новогодние каникулы с большим удовольствием встречает пассажиров в праздничном костюме.

«Я всегда с радостью выхожу на работу в праздники, - признается она. - Великолепное настроение в такие моменты обеспечено и мне, и пассажирам. Мы все поздравляем друг друга, это же здорово! В выходные тоже не отказываюсь работать, обязательно подменяю коллег, если просят. Дополнительные смены мне не в тягость - скорее отличная возможность заработать. Часто многие жалуются на свою работу, я же в своей минусов не нахожу. Стабильность, хорошая зарплата, постоянное движение и общение с людьми - что еще нужно для хорошего настроения? Мне кажется, я здесь буду трудиться до конца своих дней - даже дети шутят, мол, для меня работа важнее них. Должна признаться, я и, правда, даже сидя дома, иногда скучаю по депо. Но ведь как здорово - по-настоящему любить свою работу!»