Как изменились музеи за последние десятилетия, кто и с какими целями в них ходит, как в коллекции попадают интересные предметы, может ли выставка научить патриотизму - об этом и многом другом «АиФ-Юг» рассказал генеральный директор Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника имени Е. Д. Фелицына Михаил Коркин, до этого шесть лет возглавлявший историко-краеведческий музей в городе Гулькевичи.
Разница только в размере
Федор Пономарев, «АиФ-Юг»: Михаил Сергеевич, на первый взгляд кажется, что небольшой музей в районном центре и крупный в городе-миллионнике должны существенно отличаться. Так ли это?
Михаил Коркин: Разница, конечно, существует в количестве сотрудников, залов, объёме запасников, отчасти в уникальности предметов. Хотя и в небольших музеях тоже хранятся интересные предметы, пусть и не в таких объёмах. Но если говорить о целях и задачах любого музея, то они одинаковые - мы сохраняем культурное наследие, показываем его публично, популяризируем через выставки и другие проекты. Просто сейчас, в государственном музее, проекты эти более глобальны.
- За последние десятилетия выросла конкуренция за внимание человека -теперь любой контент есть у человека в смартфоне. А как за это время изменились музеи, что нового они предлагают?
- Пандемия ограничила нас в возможности предоставлять услуги оффлайн, поэтому мы научились делать это онлайн. В музее можно зайти на сайт, посетить виртуальные выставки, получить анонсы, то есть запланировать досуг, построить культурную программу. 30 лет назад об этом никто и мечтать не мог, тогда были только бумажные афиши и «сарафанное радио». Существенно изменились и наши технические средства - экспозицию сейчас мы можем смоделировать на компьютере, появились витрины совершенно другого качества, свет.
- Но для того чтобы это оценить, всё равно нужно прийти в здание музея. А идёт ли он сам навстречу людям?
- Конечно, мы выходим из стен музея. Обычная практика, когда наши сотрудники приезжают в образовательные учреждения с передвижными выставками, мастер-классами, лекциями. То есть не человек приходит в музей, а музей к людям. Пользуются популярностью туристические маршруты, по которым ведут наши специалисты - всё-таки пройти по городу, по его улицам, остановиться у памятника и узнать, кому он посвящён лучше, чем просто услышать или прочитать. Популярностью у нас пользуется маршрут от памятника Екатерине II до музея, сначала мы рассказываем людям об истории Краснодара, показываем её, а затем они идут в залы и знакомятся с реликвиями Кубанского казачьего войска. Это, конечно, уникальные экспонаты. Причём туристические маршруты есть и в крупных музеях, и в небольших.
Дарят, чтобы сохранить
- Существует стереотип посетителя музея - это интеллигентный человек в преклонном возрасте. А насколько стереотип этот соответствует реальному положению вещей?
- Большинство посетителей музея - школьники, до 70 % от общего числа. Всё-таки школьная программа не так подробно рассказывает о тех или иных исторических событиях. А музей не просто расширяет кругозор на них, но и показывает историю на конкретных предметах - наших экспонатах. Также большая часть потребителей наших услуг - туристы, люди, которые приезжают в город, и идут знакомиться с его историей в музей. Люди приходят к нам, чтобы узнать больше того, что они могут прочитать в путеводителях. Летом, конечно, структура посетителей меняется - пока школьники на каникулах, среди них преобладают туристы. Особенно это заметно в наших филиалах в курортных городах - в Анапе летом растёт количество посетителей археологического музея, включающего заповедник «Горгиппия», в Темрюкском историко-археологическом музее и «Военной горке», а также в Таманском музейном комплексе. Познакомившись с памятниками и раскопками под открытым небом, люди заходят в музеи, чтобы больше узнать об увиденном.
- Если чаще всего исторические музеи посещают школьники, может, стоит под их программу расписание выставок подстраивать?
- Любой музей помогает учителям истории, кубановедения, обществознания, но на школьную программу мы не ориентируемся - план выставочной деятельности основывается на событиях, которые могут быть актуальными - будь то юбилей известного человека или целого региона. Например, в следующем году будет 85 лет со дня образования Краснодарского края, поэтому мы планируем свои проекты, в том числе связанные с этой датой. Стратегия выставочной деятельности существует в любом музее, и у всех есть понимание, на какие темы стоит делать упор -надо постоянно придумывать что-то новое, дополняя, актуализируя либо трансформируя существующие проекты.
- Михаил Сергеевич, а какие темы чаще всего привлекают людей в музеи, на что идут с большим удовольствием?
- Основа большинства музеев Кубани - патриотическое воспитание, именно поэтому в каждом из них есть выставки, посвящённые Великой Отечественной войне. И интерес к таким экспозициям высок - много предметов тех времён, наград, ещё живы ветераны, которые делятся воспоминаниями. И это возбуждает интерес людей. В районах людям интересны знаменитые земляки, например, в Гулькевичи большой популярностью пользовалась тема космонавтики, потому что уроженец посёлка Венцы Виктор Васильевич Горбатко, к сожалению, уже ушедший из жизни, - известный космонавт. В музее есть уникальные предметы, принадлежавшие ему.
- А как эти предметы появляются в музее - их приходится покупать?
- Бывает и такое, но основной «поставщик» предметов в музейные коллекции - это дарители. Конечно, занимаются поисковой работой и сотрудники - встречаются с людьми, ведут переговоры. Порой проходит «День дарителя», когда люди приносят в музей вещи, которые впоследствии становятся музейными предметами и демонстрируются тысячам посетителям на той или иной выставке.
- Что движет людьми, которые передают в музеи ценные экспонаты?
- В первую очередь понимание, что мы берём предмет не на время, а на вечное хранение. Конечно, мы его соответствующим образом принимаем в музей, детально описывая, а после публикуем в архиве и по необходимости в Государственном каталоге Российской Федерации. Часть предметов попадает на выставки.
Вообще у каждого предмета, будь то боевая награда, старинный утюг или элемент одежды, есть своя история. Кстати, когда речь идёт об этнографии, люди порой могут посчитать чем-то ненужным простые бытовые вещи - ту же прялку или стиральную доску, которыми пользовались предки.
Не переубедить, а познакомить с фактами
- Вы говорите, что одна из основных задач музея - помогать воспитывать патриота. Как вы определяете смысл этого понятия для себя?
- На мой взгляд, это человек, который чтит и помнит историю своей страны, народа. Но при этом он не фанатик, изначально держащий в голове какую-то теорию и пытающийся всех вокруг в ней убедить. Мы, музейщики, обязаны чётко следовать историческим фактам, не искажать их. Да, порой приходится адаптироваться под аудиторию - например, маленьким детям не всегда стоит рассказывать о зверствах фашистов, правильнее делать упор на героизме и патриотизме нашего народа - как отстаивали свободу, как сражались, как пришли к Победе. Благодаря музею человек узнаёт достоверные факты и в душе своей сохраняет чувство патриотизма, понимая, что наши предки боролись за правду, отстаивали мир. И важно сохранить эти традиции. Историю не изменить, и мы, нынешнее поколение, тоже творим её, поэтому нужно отдавать отчёт своим действиям, чтобы потомки также вспоминали о нас с теплотой.
- Может ли музейная выставка переубедить или заставить задуматься человека, у которого в голове уже сложилось априорное мнение о тех или иных исторических событиях?
- В моей практике бывали случаи, когда люди приходили в музей с одной категорической позицией, но, познакомившись с фактами, задумывались. Всё-таки с предметами, документами, воспоминаниями участников событий - тех же ветеранов Великой Отечественной войны - не поспоришь. Бывали случаи, что люди после одной экскурсии глубже разбирались в теме и возвращались в музей, чтобы снова поговорить с экскурсоводами. Ходить в музей - это очень хорошая традиция, которая должна быть в каждой семье.