19 мая - День рождения пионерии. Современные дети не знают всей истории, а тем более, почему быть пионером было почетно. Уже в 1970 пионеров насчитывалось около 23 миллионов. А за все время работы пионерской организации в ней побывало более 210 миллионов человек! Но что это значило для самих пионеров? «АиФ-Юг» рассказывает, что запомнили о тех временах участники пионерского движения.
Отрядом по городу шли за металлоломом
«Для меня период пионерии – один из самых счастливых, - рассказывает Ольга Аленева из кубанского города Темрюк. – Жаль, что наша современная молодежь не имеет понятия о комсомоле. Помню, как мы были октябрятами (ходили со звездочками) и как главного события в жизни ждали тот день, когда нас примут в пионеры. А когда приняли - в 1977 году, я бежала из школы домой нараспашку, чтоб все видели мой галстук. Как можно больше мест в городе хотела обойти, чтоб все увидели, что я теперь пионер. Не снимала его до ночи! Были у нас и те, кого не принимали из-за плохой учебы. Как же это считалось стыдно и плохо.
Проводили кучу мероприятий, самые интересные – неформальные. Собирали макулатуру и даже металлолом. Как-то всем классом выстроились в ряды, и, с барабанами строем пошли по частному сектору с призывами выносить нам металлолом. И люди выносили! Смеясь, отдавали что могли. Конечно, наш отряд с таким подходом к делу победил!
Запомнились и собрания возле огромных костров каждый год 19 мая. С песнями, стихами, рассказами… Но это было в школе. А в университете на практике в пионерском лагере я была уже вожатой. Как же было интересно, здорово и зажигательно!»
«Обещание я не выучила»
«В школу я пошла в Гулькевичи Краснодарского края, тогда с восхищением поглядывала на старшеклассников в алых галстуках, - вспоминает Наталья Мажник. - Как они на линейке на призыв старшей пионервожатой «Будь готов» отвечали «Всегда готов» и руки взмывали над головами! Признаюсь, даже дома репетировала этот жест и замирала от восторга.
Прошло время. Нашему классу велели выучить торжественное обещание пионера. И тут я узнала, что моих не таких уж далёких предков раскулачили большевики. Помню, это меня потрясло и даже как будто оглушило.
На следующий день во время первого урока в класс зашла нарядная пионервожатая, и, как самую прилежную ученицу, первой вызвали меня. Следовало продекламировать торжественное обещание и вот он, пионерский галстук. Впервые в жизни я, опустив голову, тихо сказала: «Я не выучила».
В тот день в пионеры приняли даже двоечника Гришу. И только я ходила по школе без галстука, ловя удивлённые взгляды.
Несколько дней пионервожатая подходила ко мне в надежде услышать выученный еще в школе текст. Как партизан, я упорно молчала. В итоге она, вздохнув, повязала мне галстук, который, едва выйдя за территорию школы, я сорвала и положила в ранец. Вот такие у меня были политические разногласия с советской властью».
Походы, пляжи, дискотеки
«У меня было счастливое пионерское лето! Почти восемь лет подряд я ездила в пионерский лагерь, теперь они называются просто - лагерь детского отдыха, - рассказывает Алёна Середа, которая провела детство в Прибалтике. - Лагерь находился на Рижском взморье, в поселке Вецаки. Территория огромная, 14 отрядов. У каждого отряда был свой корпус. Смена начиналась, конечно же, с торжественной линейки и поднятия флага. Все были в торжественной форме (белые блузки и пионерские галстуки). Заканчивалась смена снятием флага и огромным пионерским костром вечером на площади.
Каждый день у нас были походы, игры на пляже, а вечером – дискотеки. Ура! Это были, наверное, самые ожидаемые моменты - готовились мы с девчонками к дискотекам уже с обеда, обдумывали наряды. Один раз за смену проходила масштабная военизированная игра «Зарница». Каждый раз, приезжая на смену, гадали, кого из прошлогодних друзей увидим вновь. Ведь в этом лагере отдыхали дети военнослужащих со всего Прибалтийского округа! Спасибо папе за подаренное детство!»
Маршировали на стадионе и пели
«Я жила в небольшом посёлке недалеко от Краснодара, - рассказывает Фатима Шеуджен. - В пионеры нас принимали торжественно, но в спортивном зале, так как актового зала у нас не было. Это было 22 апреля, в день рождения Ленина. Нам, третьеклашкам, галстуки повязывали пионервожатые, которые на тот момент учились в шестом классе. Также присутствовали ветераны ВОВ, они нам рассказывали о войне, о том, как восстанавливали страну. Я даже помню, что в этот день была пасмурная погода.
Нам устроили настоящий праздник. Мама одного из моих одноклассников была экскурсоводом и, кажется, работала в Интуристе. Так вот, после самого торжества нас всех - с родителями и вожатыми - на экскурсионном автобусе повезли в Краснодар, показали достопримечательности и повели в краеведческий музей имени Фелицына. Кстати, больше всего мне запомнилось, как экскурсовод сказал, что к 2000-му году в Краснодаре построят метро. На дворе 2021-й, а его все нет.
Моя сестра училась в Майкопе, в какой-то крутой школе. И когда настала пора вступать в пионеры, отличников собрали и повезли в Новороссийск - принимали в пионеры на Малой земле. Это было очень круто! Для нас, советских школьников, приём в пионеры был целым событием, настоящим праздником.
День пионерии - 19 мая - я всегда любила, потому что в этот день мы ходили в поход и играли в «Зарницу» - это военно-патриотическая игра. Мы выполняли какие-то задания, у нас были командиры, санитары. Готовили в лесу обед, а вечером обязательно разжигали пионерский костёр. Но перед походом у нас был смотр - мы всем отрядом (так называли классы) маршировали на стадионе, пели строевые песни и кричали речёвки. Было весело, а главное, мы всегда были при деле. А ещё мы все знали про пионеров-героев, и каждый класс назвался именем кого-то из них. Наш, например, был имени Зои Космодемьянской».
Никогда не оставались в одиночестве
«В пионеры меня принимали в первых рядах, - рассказывает Юлия Житникова. - Я была отличницей, отличалась хорошим поведением и таких принимали раньше, чем остальных. До сих пор помню чувство необыкновенной гордости, когда мне повязала галстук девушка из старших классов. У нее на фартуке был значок комсомолки. Уже тогда я поставила для себя цель получить этот значок, конечно, снова первой. Помню, как каждое утро трепетно наглаживала галстук. Однако быть пионером - это не только носить отличительный знак. Надо было участвовать в создании стенгазеты, вести шефство над младшими классами. Лишний повод для гордости. Господи, какой взрослой я себе тогда казалась. А ещё, конечно, я тут же выписала себе «Пионерскую правду» и журнал «Костер». Выписывала и читала их несколько лет. Сейчас мне очень жаль, что нет ни таких журналов-газет, ни стремления у детей к ним. Я же ждала их с нетерпением. Тогда же меня первый раз отправили в пионерский лагерь. Наверное, там было весело. Но мне не пошло. Через неделю я всё-таки сбежала домой.
И мне очень жаль, что сейчас нет пионерской организации. Мне кажется, она, действительно, учила ответственности, помогала развиваться с пользой. Как говорили в «Каникулах строгого режима» (российский фильм): «Уж лучше пусть будут пионерами, чем наркоманами». И я с этим полностью согласна. Ещё это давало ощущение причастности к чему-то большому, значимому. И ты был не одинок. У нас даже была переписка со школьниками-пионерами из других городов. Я переписывались с девочкой из Ашхабада.
И было какое-то планомерное развитие, что ли. Понятные цели и задачи. Сначала ты октябрёнок, потом пионер, потом комсомолец. И вот ты уже герой БАМа».
Гладить галстук каждый день быстро надоело
«В 1987 году, учась в третьем классе, я вступила в пионеры в первых рядах, - рассказывает Елена Селюкова, которая училась тогда в ставропольской школе. – Галстуки дали шести лучшим ученикам класса за примерное поведение и отличие в учебе. Так что звание нужно было заслужить. Мы стали пионерами в середине года, а остальные только в мае. Как мы гордились галстуками! Они были атласные, а потому приходилось гладить каждый день. Потому через какое-то время мне это порядком надоело. Стала прятать галстук за воротник. Но завучи следили, и при их появлении приходилось повязку доставать.
Помню, собирали макулатуру. Таскала из дома все, что выписывали родители (хорошо, что выписывали они много).
Проходили у нас смотры строя и песен. Я была «говоруном» и шла в строе рядом со знаменосцем. Кричала: «Песню запевай!»
Хотела бы я, чтоб вернули такую организацию? Нет. К чему мы шли? К светлому будущему и коммунизму. Быть правильными и идейными. А сейчас детей учат другому – как реализовать себя, организовать стартапы, реализоваться в жизни. Это, думаю, гораздо практичнее».
Был пионером меньше месяца
«В августе 1991 года произошёл путч, после которого Советский Союз фактически перестал существовать. А первого сентября того же года я, как и все, пропустил четвёртый класс и сразу пошёл в пятый, - рассказывает Федор Пономарев, закончивший школу в кубанской станице. - Именно в пятом классе в СССР бывших октябрят принимали в пионеры. Смутные воспоминания о той церемонии, с одной стороны, говорят о том, что советские ритуалы ещё сохранялись. С другой – на фоне телевизионных сообщений и разговоров взрослых, они казались уже не очень уместными.
Действительно, какое там «…жить, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия, всегда выполнять Законы пионеров Советского Союза», если со всех сторон партию обвиняют в обмане, критикуют, а про Ленина уже не только хвалебные книжки. В общем, мы, дети, хоть ещё не осознавали, что на наших глазах меняется не только политический строй, но и сама страна, но чувствовали явный диссонанс между словами и происходящим на наших глазах.
Сейчас уже точно не вспомню причины, вероятнее всего, естественное детское желание не идти в ногу со всеми, но на протяжении всего пятого класса по дороге в школу я снимал пионерский галстук, повязанный мамой. Первое время учителя пытались стыдить и задавали вопросы – скорее по инерции, потому что 28 сентября 1991 года Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина была официально ликвидирована. Получается, юридически я успел побыть пионером меньше месяца. Впрочем, до нашей станицы новые веяния доходили не сразу, так что до 1992 года все пионеры ещё ходили в галстуках».