Численность населения Краснодарского края с каждым годом растёт. Если в 2011 году число проживающих на Кубани составляло 5 230 000 человек, то в 2019-м - более 5 648 000. Причём, прирост идёт за счёт городского населения. Итак, если восемь лет назад в городах края проживало 52,9 % всего населения, то сейчас - 55,2 %. Количество селян наоборот уменьшается. Что примечательно, прирост населения происходит не за счёт рождаемости, а за счёт мигрантов. О том, для чего нужны приезжие и насколько их появление безопасно, «АиФ-Юг» рассказал руководитель группы исследований миграции и этничности РАНХиГС Евгений Варшавер.
Почему бы не порадоваться?
Фатима Шеуджен, «АиФ-Юг»: Евгений Александрович, массовые перемещения людей - отличительная черта XXI века. Вновь, как не раз бывало, происходят серьёзные сдвиги населения. Почему это случается?
Евгений Варшавер: Причин тому несколько. Это и социально-экономические кризисы во многих странах и регионах, и военные конфликты, и климатические изменения, и просто осознание обитателями проблемных государств и регионов невозможности и бесперспективности попыток изменить к лучшему жизнь на родине.
- С самими мигрантами всё более-менее понятно. Рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше. А для чего мигранты нужны, так сказать, «принимающей стороне»?
- Наша страна находится в сложной демографической ситуации. Происходит постоянная убыль населения. И путь, с помощью которого это можно изменить, - это миграция. Экономический аргумент состоит в том, что ни при каких обстоятельствах мигранты не занимают те места, которые занимали бы россияне, так как они эти места создают. В момент, когда появляется дешёвая неквалифицированная рабочая сила, на неё нужны прорабы, организаторы, менеджеры. И если бы раньше россиянин горбатился бы сам на такой работе, то сегодня он имеет возможность руководить рабочей силой. Поэтому рынок труда нельзя рассматривать как нечто замкнутое. Он постоянно меняется в объёме в связи с ростом спроса-предложения.
И если эти два аргумента - демографический и экономический - принять во внимание, то мигрантам можно просто радоваться. Они такие же люди, которые имеют право жить там, где им нравится, где им кажется нужным и правильным. А все наши страхи в этой связи - наши личные проблемы. По факту - это социально сконструированная вещь, частично это заложено в нас биологически. У нас есть такое свойство мозга, которое заставляет нас бояться неизвестного, в том числе неизвестных нам людей. Хотя по большому счёту, согласно исследованиям европейского университета, бояться особенно нечего. Мигранты не совершают больше преступлений, чем местное население.
Пустые надежды
- А кто эти люди, которые мигрируют и будут дальше переезжать в Россию?
- На данный̆ момент в нашу страну едут мигранты из Средней̆ Азии. Но так не будет вечно, это конечный̆ процесс. Средняя Азия, как и все прочие регионы, подвержена так называемому демографическому переходу - старению населения. Проще говоря, молодёжи, которая готова ехать в Россию на заработки, становится всё меньше и меньше.
Возьмём, к примеру, Узбекистан. Если представить демографическую пирамиду, то ещё совсем недавно она выглядела следующим образом: больше всего молодёжи, затем средний̆ возраст и далее пожилые люди. Сейчас там самый популярный̆ возраст, это как раз те, кто активно едет в нашу страну. А вот их дети вряд ли уже к нам приедут. Во всём мире меняется демографический баланс, и рожают везде меньше. Согласитесь, в азиатских республиках семьи всегда были многодетными. А теперь - нет. Это универсальная тенденция, которая называется - глобальный демографический переход. Все страны рано или поздно через это проходили. Например, Европа начала испытывать этот «переход» в ХIХ веке. Россия ненамного от неё отстала, и этот период у нас уже тоже закончился.
И, собственно, те демографические проблемы, о которых сейчас любят говорить, связаны с тем, что у нас постаревшее население. Молодёжь даже не воспроизводит то количество людей, которое есть. Мы рассчитывали на мигрантов из Средней Азии. Но сейчас понимаем, что это пустые надежды. Со временем Россия столкнётся с тем, что наиболее важный и привычный для неё ресурс мигрантов исчерпается. А с учётом того, что наша страна сталкивается с демографическими и экономическими проблемами, а работать кому-то всё равно надо, придётся выходить на глобальный рынок мигрантов. И соревноваться с прочими странами, чтобы привлекать их к нам. И это уже будут не среднеазиаты, а квалифицированные индусы, китайцы. Может быть, даже придётся привлечь (хотя это довольно сложно сорганизовать) профессиональных латиноамериканцев.
Чтобы они к нам приехали, надо стать конкурентоспособными. Индусы выбирают между огромным количеством государств, где им более-менее рады. Они едут в Австралию, Великобританию, США. А вот России уже сейчас надо подумать, что им предложить.
Мигрант тянет за собой мигранта
- Евгений Александрович, когда всё, о чем вы говорите, произойдёт?
- Уже через поколение - это примерно лет 20-30. Поэтому, сейчас надо засеивать семена миграции из прочих регионов мира. Как это сделать? Миграция развивается сетями. Сначала приезжает один человек, рассказывает своим родственникам и знакомым о том, что здесь хорошо, те в свою очередь тоже тянутся к «тёплому месту».
Возникает некое сообщество, которое в свою очередь готовит почву для последующих приезжих. То есть мигрант тянет за собой мигранта. И хорошо бы уже сейчас начать привлекать квалифицированных специалистов из Индии и Китая. Для этого нужна целая стратегия. Иначе нас ждет депопуляция и исчезновение.
- Но есть ещё и внутренняя миграция. Причём, складывается впечатление, что односторонняя. Если раньше люди ехали в столицу, их называли лимитчиками, то теперь, ориентация - юг. За последние десять лет население Краснодара увеличилось почти в два раза. Их именуют «понаехами», и местные не всегда им рады.
- Да, такая тенденция есть. Но поверьте, миграция в экономические центры, то есть в столицы, не прекратилась. Правда, если говорить о Москве, современные лимитчики в большинстве своём это те же самые выходцы из Средней Азии, кавказских республик. А вот миграция в южные регионы, скорее всего, обусловлена климатическими факторами. В первую очередь. Это же логично, заработать денег на севере и переехать на юг, где тепло, солнечно. А в последние пять-десять лет на юг тянутся в связи с экономическим ростом и потенциалом. А значит, к переезду готова и молодёжь. Практика показывает, что даже внутренняя миграция удешевляет рабочую силу. Приезжие чаще соглашаются больше работать за меньшие оклады, чем местные - им же надо как то зацепиться! Поэтому мигранты востребованы всегда, и за них ещё надо побороться.