В Австралии – стране с населением в 25 с лишним миллионов человек – на протяжении последних месяцев фиксируют не больше двух десятков новых случаев COVID-19 в день. За всё время в стране заразились 27 854 человека, умерли 907 – правда, последние жертвы были ещё в октябре. Так как же Австралия справилась с пандемией? Об этом «АиФ-Юг» рассказала россиянка Лана Васильева, переехавшая в эту страну на ПМЖ.
Второй локдаун
Задуматься о ситуации с коронавирусом в Австралии заставил регбийный матч по телевизору. На фоне пустых европейских трибун и российских, заполненных максимум на 30 % людьми в масках и перчатках, полная арена в Австралии стала откровением. Будто из другого мира – даже перепроверил, не в записи ли игра? Но нет, действительно, в Австралии недавно сняли ограничения на посещение стадионов, даже маски не нужны. Чтобы понять, как получилось минимизировать распространение коронавируса, обратился к Лане Васильевой - старой знакомой, давно переехавшей жить в эту страну.
«В Австралии COVIDа нет уже давно, - рассказала она. – У нас открыто практически все: школы, сады, рестораны, спортзалы. Запретов нет уже давно, всё разрешено, кроме совсем уж массовых фестивалей. Очень редко бывают локальные всплески, но в таком случае тестируют людей целыми районами, и, если выявляют, закрывают на карантин. Это, например, сейчас происходит в Аделаиде, где обнаружили 15 заболевших. Вторая волна вируса летом вспыхнула в Мельбурне, но и её подавили с помощью второго локдауна».
В Мельбурне, втором по величине городе Австралии, строгий режим самоизоляции во второй раз ввели в июле. Хотя вся страна сняла ограничения уже в мае. По словам Ланы Васильевой, болезнь в Мельбурне вышла из карантинных отелей (местах, где приезжающие должны провести в изоляции две недели). Дело в том, что от постояльцев этих отелей заразились охранники – парни слишком близко сошлись со страдающими в заточении девушками, нарушили социальную дистанцию. Так коронавирус вышел за пределы отелей. В итоге штат Виктория, в котором находится Мельбурн, стал худшим по статистике - 20 345 зараженных (из 27 843 по всей стране) и 819 погибших (из 907 на 26 ноября) зарегистрировали здесь.
Спасли пожары?
Коронавирусная инфекция в Австралии не набрала обороты с самого начала по той причине, что власти действовали решительно. По словам Ланы Васильевой, с момента первых сообщений о пандемии, когда в Европе только раздумывали что делать, здесь закрыли границы для въезда туристов и выезда граждан. Нерезиденты Австралии могли покинуть страну, но уже не могли вернуться.
«Австралию от COVID-19 спасли пожары, - рассказывает Лана Васильева. – Дело в том, что, когда они начались, премьер-министр к бедствию отнёсся несерьёзно, во время чрезвычайной ситуации он вообще отдыхал на Гавайях. Поэтому, когда появились первые разговоры про вирус и начинающуюся пандемию, он решил заработать очков и показать, что готов к жестким мерам. По этой причине сразу закрыли границы – тогда все австралийцы были в шоке и думали, что меры эти больше для галочки. А через месяц-другой, когда в Италии умирали по тысяче человек в день, люди, наконец, поняли, насколько все серьезно. В итоге границы закрыты до сих пор. И пока неизвестно, когда они откроются. Сразу же закрыли границы между штатами. Причем следили серьёзно, были случаи, когда люди прорывались через границу к умирающему от рака родственнику или на похороны, и их сажали в тюрьму на несколько суток и выписывали огромный штраф».
Удалёнка и выплаты
Также, как и в России, школьников перевели на удалённое обучение. Разрешили ходить в школу только детям из социально нестабильных семей, например, тем, у кого пьющие родители, а также ребятам из семей медработников.
«Конечно, родителям школьников удаленка не понравилась, - рассказывает Лана Васильева. – Они на стенку лезли, но, когда ситуация стабилизировалась, всех вернули в школы. А вот студенты университетов до сих пор учатся дистанционно, и им это не нравится. Хотя сами вузы не спешат открывать двери по экономическим причинам».
Также с самого начала ограничительных мер австралийские власти ввели выплаты для тех, кто потерял работу из-за локдауна.
«Называется выплата Job keeper, - объясняет Лана Васильева. – Её платят тем, кто потерял работу во время ограничений. И эти деньги до сих пор платят, хотя ограничений уже никаких нет. Это зарплата в полном размере, у многих даже выше, чем в доковидные времена получали. Есть ещё пособие для тех, кто не работал на момент начала ограничений, называется Job seeker. Эту выплату на время локдауна увеличили в два раза, а обратно понижать пособия власти не хотят – мера непопулярная. Поэтому на всю включили печатный станок, так что стоимость австралийского доллара падает».
В австралийском обществе разговоры о вакцине от COVID-19 ходят, хотя внутри страны с вирусом вроде бы справились.
«При закрытых границах вакцина, пожалуй, действительно не очень нужна, - говорит Лана Васильева. – Но их же всё равно придётся открывать – страдает экономика: торговля, туризм, не могут приехать иностранные студенты. И чтобы пускать людей, нужна вакцина. Я думаю, обязательной её не сделают, но если захочешь пересечь границу, то придётся вакцинироваться».