«Жила ради детей». Жертвы семейного насилия - о своем побеге от тиранов

Каждый третий россиянин сталкивался с домашним насилием. © / Станислав Ломакин / Коллаж АиФ

25 ноября - Международный день борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин. В современном мире, к сожалению, эта проблема актуальна. СМИ часто рассказывают леденящие кровь истории, но реальные масштабы трагедий представить трудно. Сколько женщин страдает от рук мужей, и кто может помочь пострадавшим, рассказывает «АиФ-Юг».

   
   

«Финансово зависела от него»

Ссоры в семье Надежды были частым явлением. Муж не стеснялся в выражениях и хотел, чтобы его требования выполнялись беспрекословно. Женщина даже не поняла, как в какой-то момент рукоприкладство стало обыденностью в её жизни. Их маленький сын часто был невольным свидетелем жутких сцен и скандалов.

«Сама росла без отца, поэтому хотела сохранить семью ради ребёнка, - рассказывает она. - К тому же я была в декрете - финансово зависела от него. Просила мужа сесть и спокойно поговорить, но не получалось. Он постоянно придирался ко мне. Говорил, что я страшная, толстая, плохо готовлю, не убираю дом. Я терпела, а когда пыталась возразить, начинался скандал».

После того как очередная ссора закончилась избиением, Надежда собралась с духом и, пока муж был на работе, сбежала из дома с ребёнком. Она подала на развод, начала искать работу. Устроилась няней в частный детский сад, куда приняли и ребёнка. Им даже разрешили какое-то время проживать в учреждении. По выходным Надежда стала посещать бухгалтерские курсы. В будущем планирует работать в сфере финансов.

По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), каждый третий россиянин сталкивался с домашним насилием. 40 % опрошенных сообщили, что в знакомых им семьях были случаи побоев или применения силы. Остальные 58 % о подобных эпизодах ничего не слышали. Половина россиян придерживаются мнения, что не следует прощать поднятую руку супруга, даже если это было один раз (50 %), чаще такого мнения придерживаются женщины (62 %). Согласны простить единичный случай 39 % респондентов, чаще - мужчины (52 %).

«Говорил, что больше так не будет»

«Бьёт – значит, любит», «он изменится», «живу с ним ради детей»…Чаще всего женщины именно с такими словами прощают своих агрессивных мужей. И каждый раз надеются, что больше побоев не будет.

   
   

«В юности я даже и подумать не могла, что меня будет бить муж. Думала, да если только пальцем тронет, я сразу же соберу вещи и уйду от него, - рассказывает краснодарка Ирина. - Но на деле оказалось по-другому. С первым супругом рассталась после трёх лет совместной жизни, точнее сказать, он ушёл от меня к другой женщине. Тогда мы были молодые, несерьёзные, 18-летние, просто не подходили друг другу.

Я осталась одна с маленьким сыном. Но бывший муж исправно платил и платит до сих пор достойные алименты. Через несколько лет встретила старого знакомого, которого знала ещё со школы, и мы стали тесно общаться. Он казался прекрасным человеком: работал, не злоупотреблял алкоголем и вообще выглядел абсолютным добряком. Вскоре я забеременела, он сделал предложение, и мы поженились. Родилась дочь, взяли в ипотеку квартиру. Казалось, всё хорошо. Но мы стали часто ссориться, а потом каждый скандал заканчивался рукоприкладством. Наутро он извинялся, говорил, что дурак и больше так не будет. Я его прощала,  а потом повторялось то же самое. Мы прожили в браке почти шесть лет. Я сильно похудела, начались невыносимые головные боли. Не раз хотела уйти от него, даже подала на развод, но через месяц забрала заявление. Надеялась, что он изменится. С детьми он ласков, в обществе дружелюбен, общителен. Знакомые и друзья даже не верят моим рассказам, что порой происходит в нашей семье, якобы со стороны мой муж положительный персонаж. Сейчас мы живём отдельно. Я с детьми снимаю квартиру, а он остался в нашей общей «двушке», за которую ещё платит банку. Общаемся нейтрально. Он снова пытается вернуть меня».

Между тем МВД РФ обнародовало цифры, согласно которым за год при семейно-бытовых конфликтах в России были убиты 253 женщины, а в целом за последние десять лет этот показатель составил около 300 человек ежегодно.

«Жила в аду»

Анна с супругом прожили около десяти лет, у них есть дочь. Конфликты в семье начались после переезда в другой город, из-за отсутствия работы. Женщина неоднократно подвергалась физическому насилию. Были случаи, когда мужчина увозил ребёнка и не давал общаться, видеться с ним. Мать женщины пыталась помочь дочери скрыться вместе с внучкой. Но тогда агрессор нападал и на пенсионерку. Он постоянно преследовал жену, угрожал.

Анна пришла за помощью в кризисный центр. Это место стало для неё настоящим убежищем. Женщина даже боялась выходить за ворота учреждения. С ней работали психологи и психиатры. Выводили её из состояния стресса, снимали страхи, стабилизировали эмоциональный фон. Сейчас она с дочкой арендует жильё в Краснодаре. Ребёнок посещает детский сад, а сама Анна устроилась на работу.

«Жалею только об одном: что столько лет терпела и жила в аду», - говорит она.

Дисклеймер
Героини «АиФ-Юг» отказались называть свои фамилии, но поделились историями, чтобы предостеречь других от такой участи.

Годами терпят побои

Директор Краснодарского краевого кризисного центра помощи женщинам Елена Бескоровайная:

«Мы работаем с женщинами, в том числе с детьми, попавшими в ситуацию домашнего насилия – физического, психологического и т.д. В год к нам обращается около 800 человек. В кризисном центре они находят временный приют и помощь специалистов: консультации юриста, психолога, психотерапевта. Кому-то нужно восстановить документы, потому что муж отобрал или уничтожил паспорт, кто-то сбежал из дома без вещей. Это не значит, что обратившаяся к нам женщина сидит на месте, а мы за неё всё оформляем. Мы женщин социализируем. За два месяца нахождения в центре она ищет работу, зарабатывает деньги, арендует жильё. Кто-то трудоустраивается, проходит курсы переподготовки в Центре занятости. Есть женщины, которые не могут самоорганизоваться, не знают, что делать и, куда идти, а есть такие, которые долго не засиживаются. Быстро находят работу и решение, как строить свою жизнь в дальнейшем.

Что объединяет всех жертв? В какой-то момент каждая из них теряет уверенность в себе и позволяет совершить над собой насилие. Есть такие, кого годами избивают дома. Для них это норма. Как-то поступила женщина. У неё было отёкшее, одутловатое лицо сине-зелёного цвета, зашита губа и надбровная дуга. Обследование показало, что у женщины нет ни одного целого ребра. Муж её годами избивал, а она терпела. Он употреблял наркотики. Под действием психотропных веществ был в хорошем настроении, добрый и любящий, а потом держал в страхе всю семью. У них четверо детей. И вот, когда он её чуть не убил, она пришла к нам.

У каждой истории есть своя последняя капля. Кто-то устаёт терпеть, кого-то приводят дети, родственники. Но, к сожалению, некоторые женщины потом опять возвращаются к мужчинам-агрессорам. Они не представляют, как жить по-другому, это их привычная картина мира.

География у нашего центра широкая - Красноярск, Владивосток, Москва, Грозный и т.д. Женщины бегут оттуда, спасаясь от своих мужей или сожителей-тиранов. Кого-то нам передают приюты из других регионов».

Как не стать жертвой?

Психолог, к.п.н. Олеся Бондарева:

«Ещё в начале отношений можно заметить первые сигналы в поведении потенциального агрессора. Например, в проявлении негатива, жестокости по отношению к другим женщинам, детям, животным. Это могут быть обесценивающие рассказы о своих бывших партнёрах, супругах, характеризующие их лишь с негативной стороны. Проявляет неуважительное отношение к самой женщине, контролирует её во всём (ежедневные встречи, частые телефонные звонки с выяснением местонахождения, а когда на звонок не отвечают, следует череда пропущенных вызовов и всё это преподноситься, как сильные переживания и забота и пр.). Всё это должно стать поводом насторожиться.

Чтобы не стать жертвой, женщина должна ценить и принимать себя, с уважением относиться к своим ценностям и интересам. Исходя из моей почти 15-летней практики, жертвами становятся те женщины, которые в детстве страдали в детско-родительских отношениях – либо сами подвергались насилию, либо были свидетелями таких отношений между отцом (отчимом) и матерью. В будущем они используют такую стратегию построения отношений и становятся жертвами, или применяют такой метод воспитания собственных детей. Обычно такие женщины рано покидают семьи и выходят замуж либо сожительствуют, выбирая потенциального агрессора. Убегая от него, снова включаются в подобные отношения.

К сожалению, многие стараются не выносить сор из избы, но важно разделять понятия конфликт и насилие. Рукоприкладство недопустимо. Что касается конфликта, это нормально, это способ разрешить вопрос. При этом мы пользуемся вербальными средствами, чтобы договариваться, приходить к компромиссу, сотрудничеству и т.д. Ударить, толкнуть, пнуть – непозволительно. Если супруги не могут сами договориться, нужно включать специалистов, психологов и разбираться.

Не бывает такого, что в семье есть насилие, а с ребёнком всё в порядке.

Как заметить насилие в чужой семье со стороны? По поведению. Например, если женщина перестала общаться с подругами, родными без объяснения причины, если у неё часто меняется эмоциональный фон – от грусти до эйфории.

В психологии есть такое понятие, как треугольник Карпмана. Это модель взаимодействия между людьми, которая описывает три психологические роли: жертва, агрессор и помощник. Часто родственники и близкие люди бывают включены в эту игру в роли помощника. Такая модель неконструктивная, нездоровая, страдают в ней все. Поэтому надо увидеть проблему, осознать её и найти другие способы поведения. Но работа будет тяжёлая, сложная, болезненная, но реальная. Главное – желание участников.

Что касается детей, то тоже есть внешние признаки, по которым можно заметить о нездоровой ситуации в семье. Самые очевидные – физические (ссадины, синяки). Если ребёнок не приходит в школу по несколько дней без причины, если он стал замкнутым, если у него появились необоснованные страхи – всё это должно насторожить педагога или другого взрослого. Не бывает такого, что в семье насилие, а с ребёнком всё в порядке».

Куда обращаться?

«Если женщина столкнулась с физическим насилием в семье, ей, во-первых, необходимо добраться до безопасного места, где не будет угрожать опасность, - говорит юрист Айман Нурикенова. - Во-вторых, обратиться за медицинской помощью - идти в травмпункт или вызвать скорую помощь. Важно рассказать врачу всё без стеснения, сообщить, кто и при каких обстоятельствах нанёс повреждения, попросить медика описать все травмы. Это нужно для судебно-медицинской экспертизы. После осмотра врач обязан отправить в полицию телефонограмму о предполагаемом преступлении. Впоследствии женщине необходимо соблюдать все рекомендации доктора. Если направил к участковому терапевту или неврологу, обязательно посетить этих специалистов, пройти обследование.

В-третьих, ей нужно обратиться в полицию, несмотря на то, что врач отправит сообщение о произошедшем в правоохранительные органы. Пострадавшей надо самостоятельно пойти в участок и написать заявление. Сделать это нужно сразу или на следующий день, потому что задержка может вызвать вопросы в суде. В полиции необходимо вспомнить все детали и заявлении подробно описать ситуацию. Правоохранители спросят о количестве нанесённых ударов, их локализации и т.д. Необходимо предоставить доказательства, если есть. Например, видеозапись с угрозами, найти свидетелей.

Полиция обязана провести экспертизу повреждений, которые получила жертва. Если их признают побоями, будет проведено административное расследование по статье 6.1.1. КоАП «Побои». Далее дело направляют в суд. Если нанесён лёгкий вред здоровью, полиция выносит постановление о передаче материала на участок мирового судьи, тогда уже гражданин должен направиться в суд и написать заявление о возбуждении уголовного дела частного обвинения по ст. 115 УК РФ «Умышленное причинение легкого вреда здоровью». Также для помощи можно обратиться к юристу, который поможет составить исковое заявление.

В рамках уголовного дела можно взыскать компенсацию морального вреда и материального ущерба (в связи с проведением лечения, пережитым стрессом). Если расследуется административное наказание по ст. 6.1.1. КоАП, то только с момента привлечения виновника к ответственности потерпевшая получает право требовать компенсацию морального вреда. Это уже будет отдельный гражданский процесс».