Несмотря на то, что трасса «Формулы-1» в Сочи находится на территории Олимпийского парка (и этим летом он весьма популярен у туристов), сам трек увидеть не так-то просто. Если, конечно, вы не строитель или не входите в число организаторов первого в истории чемпионата Гран-при России. Любопытным горожанам и гостям Сочи за ограждения не пройти. Но журналистам продемонстрировали, где и как будут проходить «королевские» гонки в октябре этого года. Пресс-тур совпал с визитом Чарли Уайтинга, который должен был либо дать добро новому треку, либо отправить трассу на доработку.
Трасса с электронной «начинкой»
К гонкам готово еще не все. Повсюду на территории мы встречали рабочих, трудившихся каждый на своем участке, - завинчивали болты, устанавливали контрольно-пропускные терминалы, готовили трибуны и будущие пит-стопы. В помещениях пит-билдинга на каждой двери висят таблички, сообщающие персоналу, что именно нужно доделать в помещении. Однако недоделки эти не относятся собственно к трассе - она готова полностью.
Финальный, третий по счету, слой асфальта, изготовленный по особой технологии, положили еще в начале августа. Теперь же мы преспокойно идем по ценному покрытию, не боясь причинить ему ущерб. Как говорят специалисты, трек выдерживает давление мощных болидов без реставрации как минимум четыре года. Но может и больше.
«Трасса находится в потрясающем состоянии и – да – мы выдадим ей лицензию, - заявил Чарли Уайтинг после осмотра. - Все было сделано в соответствии с проектом: кербы, обочины, барьеры безопасности. Здесь все выполнено по самым высоким стандартам, и я очень этому рад. Я могу сказать, что за 60 дней до гонки трасса полностью готова, что бывает крайне редко».
При этом гоночный директор признал, что отказов в лицензии строящимся трекам «Формулы-1» в истории чемпионата не было, но некоторые трассы получали лицензию едва ли не в последний момент.
Однако гоночная трасса - это не только слои асфальта, а сложный механизм, буквально напичканный современной техникой. Так, финальный слой скрывает от глаз специальные датчики, которые отслеживают параметры движущегося по трассе болида до мельчайших деталей. Это, если хотите, целый научный полигон, где конструкторы авто видят свои изделия на пределе возможностей, пилоты оценивают шансы на победу в реальном времени, а специалисты по безопасности способны снизить риски.
Сделано в России
Проект сочинского трека разработал бессменный архитектор «Формулы-1» Герман Тильке, который прежде и сам был гонщиком. Он построил одни из самых известных трасс чемпионата. И, как говорит Чарли Уайтинг, Тильке никогда не повторяется - каждая его трасса уникальна.
Трек в Сочи не будет иметь подъемов и спусков, трасса будет очень быстрой с движением по часовой стрелке, будут участки для скорости выше 300 км/ч, а также поворачивать в некоторых местах гонщики смогут со скоростью 200 км/ч. Длина трассы составила 5853 метра, это расстояние гонщики должны преодолеть в среднем за 97 секунд.
Однако воплощали немецкое «чудо» в жизнь не иностранные рабочие, а россияне. К примеру, специалист по гидроизоляции Алексей, которого мы встретили на объекте, трудится над трассой вот уже несколько лет. Сам он из Горячего Ключа, говорит, что среди персонала - немало жителей Краснодарского края.
«Мы были готовы к визиту Чарли Уайтинга. Отдельное спасибо за это строителям. Проект автодрома разрабатывался международной компанией в сотрудничестве с российскими подрядчиками. Мы рады, что непосредственно техническая реализация, высоко оцененная Чарли Уайтингом, была проведена нашими кубанскими строителями», - подчеркивает промоутер гонки Сергей Воробьев.
Где же «зеленая» кнопка?
Едва ли не больше, чем трассой, организаторы Гран-при России гордятся Центром управления гонками - обязательной для состязаний «Формулы-1» структурой. На всех треках они одинаковые, типовые. Но в Сочи его постарались сделать суперсовременным, как заявлено, не имеющим аналогов в мире.
В центр управления поступает видеосигнал с 48 камер, позволяющих одновременно следить за различными участками трассы. Вся информация, получаемая операторами, выводится на большой экран и позволяет быстро оценивать происходящее. К примеру, гонкам может помешать погода - отменять соревнования приходится при сильном дожде.
Некоторые участники пресс-тура надеялись увидеть ту самую стартовую кнопку, которая запускает соревнования. Но никаких подходящих под описание предметов в помещении не обнаружилось. Оказалось, все проще - нет и в помине «церемониальных» пультов - запускают соревнования с помощью обыкновенного ноутбука! Но на нем - особое программное обеспечение «Формулы-1», и технику возят с собой из страны в страну, с гонки на гонку.
В Сочи снова едет Себастьян Феттель
Сочинский автодром имеет большую территорию, что позволило возвести здесь, в паддоке, стационарные, а не временные, легко монтируемые, моторхоумы, где будут базироваться команды, - 11 по числу участников. Такую возможность дает не каждый трек чемпионата.
Завершается обустройство медиацентра, где будет специальный отдельный зал для фотокорреспондентов.
И, конечно, внимание поклонников «Формулы-1» приковано к подиуму - так называется площадка, где происходит самое главное - награждение победителей Гран-при. Именно там по традиции триумфатора поливают шампанским.
Ожидается, что первым проедет по новой трассе в Сочи действующий четырехкратный чемпион «Формулы-1» Себастьян Феттель. На Юг России он ездит не в первый раз, ранее он осматривал строящийся трек еще в апреле 2013 года на пару с Дэвидом Култхардом. Феттель прибудет в Сочи на следующей неделе в рамках рекламной акции.
Затем право опробовать автодром предоставят российским пилотам. 13 и 14 сентября в Сочи пройдет чемпионат по кольцевым автогонкам - полноценные тестовые соревнования. А дальше - финишная прямая - Гран-при в октябре.