Жара и сгоревшие моторы. Первые гонки прошли на трассе «Формулы-1» в Сочи

Елена Шумовская / АиФ

Некоторые участники соревнований Российской серии кольцевых гонок (РСКГ) поначалу даже сомневались, удастся ли им «покататься» в Сочи до «Формулы-1». Когда подавались заявки на участие, автодром все еще достраивали и приводили в порядок. Но новая, не виданная в России трасса манила всех магнитом. В итоге РСКГ констатировал: 7 этап чемпионата России стал самым массовым в этом году по количеству заявок на участие - заявились 60 пилотов.

   
   

Правда, не все участники смогли выступить в гоночных заездах - машины ломались еще во время свободных тестов. Сюрпризы преподносила и сочинская погода, и сама новая трасса. 

Пилоты выстраиваются на старте. Момент перед началом гонки. Фото: АиФ / Елена Шумовская

Запасной мотор подарили соперники

Сочинская трасса стала хорошей проверкой мастерства российских пилотов, и они этого не скрывали, эмоционально делясь впечатлениями.

Дмитрий Брагин, победитель 7 этапа  в классе Национальный, выражая, пожалуй, общее мнение гонщиков, отметил, что трек очень скоростной по сравнению с теми, что принимают другие этапы чемпионата России. 

- Где-то на 30 - 40 км/ч выше средней моей скорости на других соревнованиях, - говорит он.

- Это совсем другого уровня трасса, в России таких не было, - соглашается Михаил Грачев, который в Сочи выиграл оба заезда в классе Туринг и может досрочно считать себя чемпионом.

   
   

При этом Грачев добавил, что покрытие трека очень скользкое.  

Пилотов готовят к началу гонки. Фото: АиФ / Елена Шумовская

Ильдару Рахматуллину, победителю 7 этапа в классе Туринг-лайт, как бывшему раллисту скольжение ничуть не мешало, однако он признался, что во время гонки из окружающей обстановки заметил только главную зрительскую трибуну (где и стартовали заезды) - настолько был сконцентрирован на трассе.

- Не было ловушек безопасности - только бетонные блоки вокруг. Цена ошибки пилота может оказаться для него очень высокой, - поясняет он.

Андрей Севостьянов, гонщик и основатель команды B-Tuning, говорит, что соревнования оказались разорительными: у пилотов его команды сгорело 5 моторов! Такое, по его словам, случается редко.

Аналогичные происшествия были в Сочи у многих пилотов. К примеру, спалил свой мотор Дмитрий Брагин. А запасной не взяли. Дмитрий думал было сниматься с соревнований, когда незаменимой запчастью поделились ребята из другой команды. В РСКГ дружеская атмосфера преобладает даже над азартом и жаждой победы.

Главная трибуна и старт соревнования на сочинском автодроме. Фото: АиФ / Елена Шумовская

Почему трасса жгла моторы?

Однако сгоревшие моторы не случайность.

- Все дело в особенностях трассы, - делает вывод Андрей Севостьянов. - Очень большая прямая, когда мотор работает на максимуме, затем длинный поворот возле Олимпийского факела, происходит отлив масла - мотору не на чем работать, и он отказывает. Это совершенно нетипичные нагрузки для трасс чемпионата России. Поэтому не всем автомобилям они по зубам.

Пилоты признают, что условия заездов «Формулы-1» априори отличаются от тех, к которым привыкли участники РСКГ, да ведь и ездят на разных: одна на болидах, другие - на кузовных, в том числе на стандартных изделиях автопрома, где даже тормоза остаются заводские. Вместе с тем Андрей Севостьянов считает, что российским командам стоит задуматься об улучшении характеристик гоночных авто - требуется сделать их ресурсоемкими. 

В кабине до +70 по Цельсию

Мало того что пилоты привыкали к трассе - гонщикам со всей России пришлось адаптироваться к сочинской погоде. Сначала олимпийскую столицу заливало дождями. Во время свободных тестов небесная канцелярия вывела из строя сразу нескольких участников, тренировки вынуждены были приостанавливать.

Затем дожди прекратились и началась почти летняя жара. Внутри гоночной машины температура в среднем держится на отметке в 55 градусов, а если к этому добавится жара на улице - то и все 70 градусов будет! Так что гонщикам РСКГ ничуть не прохладнее, чем коллегам из «Формулы-1», которые буквально плавятся в своих болидах. Так что на финише пилоты из своих машин выходили, как из бани. В заключительном заезде, правда уже после финиша, Михаил Грачев даже одну из дверей распахнул, чтобы проветриться. 

Пилот Сергей Рябов обливается потом после жаркой гонки. Фото: АиФ / Елена Шумовская

Жары всем участникам гонок добавляло и спецснаряжение. У гонщиков - огнеупорные костюмы, у маршалов - теплые перчатки на руках. Эти перчатки, как рассказал мне один из маршалов, выдерживают температуру в 450 градусов! Этого достаточно, чтобы успеть помочь пилоту выбраться из горящего автомобиля.

Ноу-хау со скотчем для коллег из-за рубежа

В качестве музейного экспоната возле боксов РСКГ все выходные, 13 и 14 сентября, стоял разбитый в хлам автомобиль Владимира Удаленкова, которому принадлежат первые «уши» в истории сочинского автодрома - не удержал машину на трассе, и она перевернулась.

Мерам безопасности на РСКГ уделяют не меньшее внимание, чем на «Формуле-1». Аварийные ситуации здесь не редкость, главное - чтобы опасная ситуация не переросла в трагедию. Поэтому на каждой точке трассы вместе с маршаллами дежурят сотрудники скорой помощи и пожарники. И те, и другие будут работать здесь и в октябре, поэтому этап РСКГ воспринимали как генеральную репетицию перед боем.

Гоночный автомобиль после переделки механиков. От заводского варианта мало что осталось. Фото: АиФ / Елена Шумовская

Все врачи - сочинцы, недавно они ездили на обучение в Смоленск, где на автодроме проходил предыдущий этап Чемпионата России по кольцевым гонкам. Говорят, аварийные моменты были, но серьезных случаев не было.

На серьезный случай в РСКГ приготовлена специальная команда спасателей, которая способна оперативно выполнить процедуру extrication, то есть бережно извлечь раненого пилота из поврежденной машины. К счастью, в Сочи необходимости для этой процедуры не возникло, но журналистам показали, как ее выполняют, на примере одного из пилотов, согласившихся поучаствовать.

Extrication выполняется примерно за 2 минуты, участвует 6 спасателей. Они оперативно подъезжают к месту аварии и первое что делают - фиксируют шею пилота на случай травмы позвоночника. Только после этого можно снимать с него шлем. Затем необходимо быстро установить, какие травмы он мог получить, и, фиксируя уже весь позвоночник, переложить на своеобразный матрас-носилки, который мгновенно надувается и плотно охватывает тело раненого.

С помощью специального снаряжения раненый пилот оказывается крепко зафиксирован - в случае травмы позвоночника позвонки не сдвинутся, теперь его можно везти в больницу. Фото: АиФ / Елена Шумовская

Если машина полыхает огнем, ее сразу начинают тушить. Но в такой чрезвычайной ситуации совсем нет времени использовать спецустройства вроде матраса, поэтому спасатель должен попросту зафиксировать раненого, прижав его к себе. И так выносить из машины. Если пилот не худой, а спасатель не атлетического телосложения, возникают дополнительные сложности.

Сама процедура не нова, но россияне сумели привнести в нее кое-что и от себя.

- Спасатели надевают три пары перчаток: первые хлопковые, вторые - диэлектрики, чтобы защититься от тока, третьи - кожаные. Вторые и третьи весьма объемные, соответственно чувствительность пальцев снижается. Как же специалистам наощупь определить возможные повреждения пилота? - рассказывает об одной из отечественных наработок  председатель комиссии по медицине и безопасности РАФ, тренер Extrication team Александр Старостин. - Известно, что чувствительность улучшается при натяжении перчатки, но чтобы этого добиться, нужно одной рукой тянуть перчатку другой руки. Тогда спасатель может работать только одной рукой, что неэффективно. И мы придумали перематывать запястья армированным скотчем. Вроде бы мелкая деталь, но она очень помогает.

Длинноногие красотки, а не «девушки с веслом»

Вообще же сотрудники служб, работающих на гонках, - настоящие энтузиасты. Маршалы, которые сигналят пилотам со своих вышек о возможных опасностях на дороге, часами стоят и на жаре, и под проливным дождем. И тоже рискуют, потому что трасса всегда непредсказуема. Маршал же первым выбегает к попавшему в аварию пилоту.

Маршалы с сигнальными флагами на боевом посту. Фото: АиФ / Елена Шумовская

Как оказалось, на сочинском автодроме в качестве маршалов работает немало представителей Краснодарского края.

- Вы не думайте, что у нас не гоночный регион, - улыбается Наталья, которая дежурит на одной из точек сочинского трека.

Еще один неотъемлемый атрибут гонок РСКГ - женская красота. Длинноногие барышни в одинаковых синих платьицах встречают пилотов на старте - машины выстраиваются в соответствии с номерами, которые девушки держат в руках. Когда гонщики выстроились, красотки чинно покидают стартовую площадку.

Пилоты, правда, признаются, что это шоу для зрителей, а сами они уже научились на барышень не реагировать - надо сосредоточиться на гонке.

Девушка-модель готовится награждать победителя. Фото: АиФ / Елена Шумовская

Ну, а девушек, оказывается, перед каждым выходом муштруют строгие наставники. Серьезная женщина-организатор предупреждает красоток, что они не «девушки с веслом», а потому идти надо плавно, красиво, не подпрыгивая при каждом шаге и не размахивая табличкой из стороны в сторону...

- Работа нетрудная, мы тут всего несколько часов в день, - рассказывают Полина, Эстелла и Анастасия, студентки и представительницы сочинского модельного агентства и скромничают. - Только вот вырез на блузке большеват.

Недоработки есть, время на их устранение - тоже

По итогам гонок в Сочи в двух из четырех классов РСКГ досрочно определились победители сезона: это Михаил Грачев (Туринг) и Андрей Масленников (Супер-Продакшн). Первому из них принадлежит первый рекорд сочинского трека - Михаил установил рекордное время круга - 2:24.376. Второй также пришел первым в обеих гонках своего класса.

Церемония подиума и в российских гонках не обходится без шампанского. Фото: АиФ / Елена Шумовская

Свои итоги подвели также организаторы Гран-при России и руководство Российской автомобильной федерации. 

- Для нас это ключевой этап подготовки к Гран-при. Мы получили важный опыт взаимодействия с разными структурами. Нужны некоторые корректировки, кое-где довольно серьезные, но мы готовы их вносить, - отметил на итоговой пресс-конференции промоутер Гран-при России Сергей Воробьев.

- Уикенд дал нам очень многое: были и дожди, и перевороты, и пожары. Нам еще надо отрабатывать скорость работы служб, слаженность действий. И хотя были накладки и нестыковки, желание решить все проблемы налицо, - добавил исполнительный директор РАФ Сергей Иванов.

А руководитель гоночной серии Олег Петриков высказался от лица всех пилотов.

- Это первая трасса «Формулы-1» в России, и нам очень льстит, что наши гонщики сделали на ней первые тестовые заезды, - подчеркнул он.

Соревнованиям не хватало только зрителей. Фото: АиФ / Елена Шумовская

И только в неофициальном общении многие пилоты посетовали на полное отсутствие зрителей на трибунах. Тестовые соревнования оказались в прямом смысле закрытыми - присутствовали только сотрудники команд, их родственники и журналисты. Между тем в РСКГ соревнования всегда многолюдны, поддержка зрителей для пилотов многое значит. Однако на сочинском автодроме все еще приводят в порядок главную трибуну, и посадить болельщиков было некуда.

Поклонникам автогонок оставалось наблюдать издалека - через ограждения со стороны Олимпийского парка и с пешеходного моста.