«Первый прыжок – самый страшный». Ирма Махиня об ощущениях во время полёта

Ирма Махиня / Из личного архива

Серебряный призёр Олимпийских игр в командных прыжках с трамплина, сочинская спортсменка Ирма Махиня во время прямого эфира в инстаграм-аккаунте «Мастерской новых медиа» ответила на вопросы пользователей. Посмотрел эфир и записал ответы обладательницы олимпийской медали корреспондент «АиФ-Юг».

   
   

Трамплин кажется огромным

- Ирма, медаль в прыжках с трамплина – первая в истории России. До этого в этом виде спорта поднимались на олимпийский пьедестал советские спортсмены. Какие чувства испытываешь?

- Это очень круто стать частью истории - такие эмоции, которые непросто передать словами.

- Как в такой хрупкой девушке умещается столько спортивной мощи, характера?

- Когда я попала в сборную России, стала больше раскрываться – общаться, разговаривать.

- Как ты попала в столь необычный для нас вид спорта?

- Сначала сестра пошла кататься на горе. И когда я услышала её слова: «Я буду заниматься прыжками на лыжах с трамплина», мне стало очень интересно. Я понимала, что такое беговые лыжи, а тут загорелась внутри, заинтересовалась. Когда сходила на первую тренировку, меня захватил этот вид спорта. Первый раз, конечно, трудно преодолеть себя, прыгнуть. Сидишь наверху и хоть трамплин маленький, он кажется огромным. Первый прыжок – самый страшный.

   
   

- В чём особенности прыжков на лыжах с трамплина – что нужно сделать спортсмену, чтобы хорошо выступить?

- Надо правильно сесть в посадку, правильно доехать до стола отрыва, оттолкнуться, сформироваться. Полёт и приземление даются нелегко, нарабатываются только тренировками. Даже на Олимпиаде мы, можно сказать, тренировались – прыгали и исправляли ошибки, то, что сделали не так.

- Что чувствует спортсмен в момент приземления?

- Большой адреналин. Когда летишь, то внутри странное, но очень клёвое чувство – не знаю, как его передать, но это очень круто.

- А в момент того самого прыжка в Пекине, что чувствовала?

- Во время полёта всё замедляется – вроде летишь и видишь всё вокруг, но не сильно обращаешь внимание. И приземление.

- Что самое сложное для тебя в прыжке с трамплина?

- Отталкивание, наверное, оно ещё не так хорошо мне даётся – над ним ещё предстоит работать и работать.

Два сотрясения и сломанный нос

- Как тебе олимпийский Пекин?

- Олимпийская деревня классная, хорошие домики – у каждой страны свой. Большая столовая, правда, с питанием не особо было. Хороший тренажёрный зал с игровой зоной, где можно было отвлечься. Там был и теннис, бильярд. там был и теннис, бильярд, 3D очки – можно было подвигаться и сбросить психологическую нагрузку. Трамплин очень классный, необычный.

- Времени свободного на игровую зону хватало, или только тренировки?

- Старт у нас был вечером. Утром после завтрака мы шли на тренировку, потом обед и затем уже на соревнования.

- Сколько времени вообще занимают тренировки?

- Одна по времени – полтора-два часа. Таких в день две плюс вечерняя, которая ещё около часа длится. На прыжковой тренировке, которая длится около трёх часов, спортсмены успевают сделать от трёх до семи прыжков. А остальное по режиму – стараюсь спать семь-восемь часов в день, чтобы высыпаться и полностью выкладываться на тренировке.

- Травмы получала?

- У меня два сотрясения и нос сломан.

- Как встречали тебя дома после Пекина?

- Все поздравляют, все рады, близкие и родные встретили в аэропорту – в душу запало. Я приезжаю поздно ночью обычно, будить никого не хочется – всем же на работу с утра. Сажусь в такси и еду домой. А встречать из Пекина в аэропорт приехали все.

- Как думаешь, как эта медаль повлияет на развитие вида спорта в России?

- Я сегодня была в школе, и одна девочка меня спросила: «А если я приду в прыжки с трамплина, мне понравится?» Я ответила ей, что попробовать точно стоит. Она пообещала спросить у родителей, так как хочет прыгать. Надеюсь, эта медаль повлияет на продвижение нашего вида спорта.

Надеюсь, эта медаль повлияет на продвижение нашего вида спорта.

- С чего надо начинать заниматься прыжками на лыжах с трамплина?

- Начинается всё с горы – надо кататься, потом подбирают лыжи. Тренер в это время смотрит, готов ли человек к трамплину. Он решает – пора тебе прыгать или нет.

- Как форма влияет на полёт?

- Комбинезоны должны быть сшиты по меркам человека с допуском два-четыре сантиметра. Если больше, то спортсмены дисквалифицируют. Если комбинезон большой, он даёт парус – как белка-летяга, но без перепонок. Комбинезон плотный, он держит нас в воздухе во время полёта.

- Из-за чего ещё, кроме комбинезона, могут дисквалифицировать?

- Из-за лыж – если они больше, чем положено при твоём росте и весе. У нас на соревнованиях всё проверяют – и ботинки, и перчатки – если они очень большие, то тоже могут дисквалифицировать.

- Победителя определяют не только по длине полёта?

- Да, расстояние суммируют с баллами за технику - их ставят за разножку при приземлении, за полёт. И за два прыжка сумму объединяют. В фазе полёта спортсмен выпрямляется – я сама не так давно научилась это правильно делать. А там уже всё наработано – у детей ещё нет правильной фазы полёта.

- И ветер учитывается?

- Да, на трамплине стоят специальные датчики – если ветер сильный, даже 5 метров в секунду, нам уже нельзя прыгать. Если ветер встречный, то от прыжка отнимают баллы. Если дует в спину – то прибавляют.

- Во время Олимпиады чувствовала ты поддержку российских болельщиков?

- Конечно, мы чувствовали, что за нас все болеют.