aif.ru counter
140

Тайны запасников. Удивительная судьба Краснодарского художественного музея

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40. «АиФ - Юг» 05/10/2011

Тайна рождения

Провинциальному Екатеринодару повезло: в конце XIX века здесь жил Федор Коваленко.

Небогатый, без всякого художественного образования - окончил лишь двухклассное училище, он был поглощен собирательством предметов искусства. Особенно страстно любил передвижников, которых всего-то раз и видел -

на случайно заехавшей в периферийный Екатеринодар выставке. 

 - Сначала это были «художественные пустяки», - отмечает заместитель директора Краснодарского художественного музея Иван Ващенко, - потом в коллекции появились замечательные экземпляры.

Коваленко знакомится с художниками, писателями, налаживает связи с Академией художеств... Свое собрание гордо именует галереей, мечтая, как знаменитый Третьяков, «о пожертвовании картин и предметов, составляющих ценную коллекцию, в пользу города для того, чтобы положить начало музею».

В 1904 году в здании Городской управы торжественно открыли Екатеринодарскую картинную галерею имени Ф.А. Коваленко - с литературным и археологическим отделами. Федор Коваленко не только дал имя музею - 16 лет, до самой смерти, был директором, собирателем, попечителем...

Добрый гений

Его увлеченность и человеческое обаяние удивляли. Из письма художника И.А. Калмыкова, 03.09.1892 г.

«Милостивый государь Федор Акимович! Мне ужасно льстит и в то же время поражает Ваша такая любовь к искусству…»

Откликается Илья Репин, дарит работы Василий Поленов.

В мире искусства Коваленко пользовался абсолютным доверием. Уникальный случай: из Санкт-Петербурга Федор Акимович получал не только списки имеющихся для продажи картин, но и сами работы. Нужное приобретал, остальное отсылал назад...

В 1907 г. галерея переезжает в роскошный двухэтажный особняк адыгейского князя Батырбека Шарданова, расположенный в самом центре Екатеринодара, на Красной, 13...

Преодоление

Адрес оказался счастливым.

Из Первой мировой и революции музей вышел с минимальными потерями: выбитые стекла, испорченные медные дверные ручки да разбитый кафель, украшавший камины в парадных залах. Федор Коваленко достает для своего детища «охранную грамоту» - мандат ЦИК Северо-Кавказской Cоветской республики, но сам умирает в 1919 г. от сыпного тифа.

В 1926-м директором стал Ромуальд Войцик. Это было золотое время для музея: фонды пополнились первоклассными полотнами XVI - начала XX вв.: Левицкий, Боровиковский, Перов, Крамской, Коровин, Кустодиев, Серов, Врубель... В Великую Отечественную Краснодарскому художественному снова повезло: его не стерли с лица земли.

Подготовка к эвакуации началась еще в ноябре 1941 г. и длилась полгода. Проблем хватало: нужны были доски, фанера, гвозди, бумага... Все отмахивались: какие картины - люди гибнут!

Собирались в атмосфере строжайшей секретности: сколачивали по ночам ящики, накатывали на валы большие полотна...

В июле 1942 г., когда гитлеровские войска подошли вплотную к Краснодару, из Москвы пришел приказ: немедленно вывозить коллекцию!

Но из Краснодара удалось вывезти не все.

В подвале музея, в кладовой нижнего этажа, в сарае с дровами (он был в маленьком внутреннем дворике со стороны ул. Советской) сделали несколько тайников. В них - уникальный фарфор, графика, несколько живописных полотен, иконы, документы, книги...

Полгода оккупации не прошли для Краснодарского художественного бесследно.

- О масштабах потерь рассказывают материалы - ФСБ, Штази (разведка ГДР, - прим. авт.), переданные из ФРГ, и другие архивные документы, - отмечает Диляра Садыкова.

Музей утратил часть фондов - произведения древнерусского искусства, живописи, графики, уникальную коллекцию русских кокошников ХIХ в., коллекции металла и стекла...

Открыли миру

Особая гордость Краснодарского художественного - коллекция произведений художников начала ХХ в. Их громкие имена знают во всем мире: Казимир Малевич, Василий Кандинский, Павел Филонов, Марк Шагал...

И поскольку долгие годы «левые течения» в изобразительном искусстве оценивались советским официозом как «неправильные» и потому «вредные», полотна великих представителей русского авангарда десятилетиями пылились в запасниках музея.

 - Когда правнучка Марка Шагала узнала, что его рисунок «Две головы» находится в нашем собрании, - рассказывает директор Краснодарского художественного музея Татьяна Кондратенко, - просто развела руками: не знала, говорит, что эта вещь сохранилась...

Коллекция авангарда - редкий гость в родных стенах. Почти ежегодно произведения знаменитых художников-новаторов участвуют в выставках по всему свет.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...
Опрос

Пользуетесь ли вы доставкой в условиях карантина?

Ответить Все опросы

Топ 3 читаемых

Самое интересное в регионах