Есть звезды, которые не пиарятся всевозможными способами, - они просто спокойно, честно делают свое дело. Прекрасная балерина Елена Князькова - одна из таких служителей Мельпомены. Для нее главное - сцена, балет и собственное имя, которое она за все годы своей карьеры ни разу не уронила, не запачкала.
Из любимиц -в персону нон грата
Этуаль 12 лет проработала в Творческом объединении «Премьера», являясь прима-балериной Театра балета Григоровича. Я лично помню, как Юрий Николаевич на одном из мероприятий говорил, что Елена его гордость и любимица! Однако сегодня всеобщая любимица почему-то больше не появляется на наших подмостках, и местные балетоманы лишены возможности наслаждаться ее образцовым танцем.
А на последней пресс-конференции Юрий Григорович прямо сказал, что он против работы у него Князьковой. В чем же все-таки дело, почему вдруг любимица в одночасье стала персоной нон грата? Об этом, и не только, мы решили спросить у самой балерины.
Краснодарская сцена закрыта
- Елена, как вы живете и почему не появляетесь больше на Кубани?
- Живу я прекрасно, много танцую, езжу по миру, то есть работой и любовью публики не обделена. Единственное, мне жаль, что теперь не имею возможности танцевать перед краснодарскими зрителями, но это зависит не от меня.
- Проясните ситуацию, что все-таки случилось, ведь, по словам Григоровича, именно ваше поведение не позволяет вам вернуться на нашу сцену?
- Я стояла у истоков становления Театра балета - была приглашена в 1998 году. За время работы в «Премьере» станцевала восемь премьерных спектаклей: «Дон Кихот», «Спартак», «Ромео и Джульетта», «Золотой век», «Тщетная предосторожность», «Баядерка», «Корсар», «Каменный цветок». Нередко, выручая ваш балет, мне приходилось отказываться от высокооплачиваемых зарубежных контрактов.
Но за все годы в театре балета я ни разу не получила предложения провести творческий вечер, отметить юбилейную дату. Хочется спросить у Юрия Николаевича: о каком таком плохом моем поведении идет речь? Может быть, о том, что я в творчестве иду честным путем, не давая никому взяток, отказываясь от всякого рода непристойных предложений для достижения карьерных целей? Или о том, что никогда не выносила сор из избы?
Хотя мне лично были обещаны Григоровичем проблемы, которые, впрочем, и состоялись. Это связано с оформлением трудовых договоров, за которыми стоит трудовой стаж, да и неполучение мной звания народной артистки России.
- Уход ведущего солиста театра Дениса Владимирова тоже связывают с вашим именем. Так ли это?
- Меня до сих пор преследуют по всей стране, когда я гастролирую. Звонят из Театра балета, уточняют, что и с кем танцует Князькова. Одна из причин ухода Дениса Владимирова из театра в том, что он выступил со мной. Была вскрыта его интернет-почта и прочитана вся деловая переписка, после чего он подвергся публичной разборке и моральному линчеванию. Конечно, после такого кто захочет работать.
- Вы пытались как-то примириться с Юрием Николаевичем?
- Исключительно из-за уважения к возрасту балетмейстера и в память о нашей совместной работе я отправила ему письмо с примирением, хотя еще раз утверждаю, что никогда перед ним не была виновата. Вот только письмо было истолковано очень странно, исключительно в его пользу. Что и требовалось доказать. Вообще, Юрий Николаевич никогда не признает своих ошибок и никому ничего не прощает. Об этом он говорит открыто: «Кто не со мной, тот против меня».
Напишу в книге
- Что за история с «Григорович-балетом», где якобы артисты остались без трудового стажа?
-Труппа «Большой театр - Григорович-балет» из 70 человек неожиданно распалась еще в 1990-х годах. Все дружно остались без пятилетнего трудового стажа, включая меня, так как коллектив оказался нелегальным. Кстати, об этом можете прочитать у Татьяны Кузнецовой в книге «Хроники Большого балета». Получается, что я по вопросу трудового стажа, благодаря Юрию Николаевичу, пострадала дважды.
И все-таки о поведении. Очень хотелось бы, чтобы меня не вынуждали идти на крайние меры - назвать всему миру конкретную причину, почему я не танцую в «Премьере». Уверяю вас, что это к моему профессионализму и творчеству не имеет никакого отношения. Исключительно из уважения к возрасту хореографа я не придаю огласке и не передаю в правоохранительные органы свидетельские показания, заверенные нотариусом, от других пострадавших. Если уже говорить о вопросе поведения… я обязательно напишу об этом в своей будущей книге.
- Кстати, как вы оцениваете постановку в новой редакции Григоровича балета «Спящая красавица» в Большом театре?
- Высота и объем декораций в этом балете поглотили истинный рост исполнителей. Удивляет отсутствие феи Сирени в заключительном акте, ведь «Спящая красавица» - сказка, в которой благодаря фее Сирени побеждает добро. Также хотелось больше видеть рафинированности и стилистического начала, сдержанной высоты ног, как того требует стиль этого изумительного балета.
- Елена, мы надеемся, что разум восторжествует, и вы еще порадуете нас своим несравненным искусством.