3392

Гастрольный тур Кубанского казачьего хора: что творится за кулисами

Алина Менькова/АиФ

Краснодарский край, 20 мая – АиФ-Юг. Красивейшими голосами, броскими костюмами, великолепным балетом, яркостью и огнем оркестровой музыки Кубанский казачий хор порадовал своих московских, минских и киевских поклонников. На одной из репетиций балетной группы на улице Клубной побывала корреспондент АиФ.ru Алина Менькова.

Ай-да, казачки!

«Ай-да, ай-да! Казак-казак-казачок!» – слышу я громкую ритмичную музыку из приоткрытых дверей. Там за ними, в танцевальном зале с большими окнами, балетмейстеры Елена Арефьева и Леонид Терещенко репетируют с артистами концертные номера для будущих гастролей. В этом коллективе 23 парня и 18 девушек. Все они молоды и красивы, у каждого яркая и запоминающаяся внешность. У некоторых я замечаю профессиональные травмы – перебинтованные колени. Артисты работают по 6-7 часов шесть дней в неделю.



Репетиция идет уже больше трех часов. Час танцоры разминались, затем работали над техникой, а уже после трудились над отдельными хореографическими элементами. Ребята подустали, но я только догадываюсь об их усталости, вижу ее на их вспотевших лбах, красных лицах, вздыбленных волосах. А в глазах все равно читаю – радость, огонь, ритм, движение. Прыжки, повороты, бег, задорное, вымуштрованное басом «ааа». «Тыдыщ» – отчаянно бьют плетки по деревянному полу.



После отработанных элементов, парни уходят в сторону. На середину сцены ловко выбегают девушки, стройные, яркие с собранными в гульку волосами.

Я замечаю красивого рослого парня с саблей за спиной. Его голова побрита наголо, а на затылке тонкая темная косичка. Это заслуженный артист Кубани Валерий Курилов, в коллективе он танцует уже 16 лет.



«Как называется Ваша прическа?»

«Оселедец». Всегда считалось, что чем длиннее такая коса у казака, тем он опытнее, вот отращиваю! – смеется Валерий. – Мне нравится такой самобытный образ. Чтобы ярче и артистичнее выступать, я вдохновляюсь и казачьей литературой и театральными постановками. Смотрел все постановки «Тараса Бульбы», что-то для себя подмечал».

«Чего сейчас хотите от жизни?»

«Здоровья хочу крепкого. Проблемы со спиной, потянул. И дальше искать себя. Не останавливаться на достигнутом, возможно, и вне хора. До пенсии-то мне осталось 4 года».

После 20 лет работы в хоре танцоры уходят на заслуженную пенсию.

Ко мне подходит еще один танцор, Роман Чернявский. Ему еще нет тридцати, и до пенсии явно еще далеко.

«Знакомые рассказывали, что особенно удивляются кондукторы в транспорте, когда демонстрируешь свой пенсионный», – вспоминает он.

Роман – уроженец Краснодара, окончил школу Кубанского казачьего хора. Какое-то время он работал на Украине, но как говорит, почувствовал зов крови и вернулся в балетную группу кубанского хора.

«И здесь встретил жену! Она приехала из Рязани приобщаться к казачьей культуре, но, увидев меня, влюбилась и уже не вернулась обратно на родину, мы поженились, сейчас у нас есть доченька, тоже будет танцевать. Женя, подойди! – зовет к нам Роман молодую румяную девушку, вертящуюся на носочках у окна.

«Вы чтите казачьи традиции?

«Да, есть у нас такая традиция петь молитву «Многая лета» – это традиционное церковное песнопение, которую исполняет наш хор всегда, поздравляя новорожденных, – говорит Ульяна. – Мы почитаем, уважаем старших. На концертах нас встречаем хлебом и солью. А еще мы же православный коллектив. К каждому празднику своя песня, свой танец, колядки, святки, рождественские песнопения».

Ребята провожают меня в малый репетиционный зал. Там много сумок, готовых отправиться вместе с хозяевами в путешествие по столицам России, Украины и Белоруссии.

А потом мы долго смеялись

«А бывали ли курьезы во время репетиций, концертов?»

«Один танцор, Стас Бугаев, у нас как-то переоделся в халат уборщицы, платочек на голову надел, вышел на середину зала в разгар репетиции и стал убирать. «Женщина, имейте совесть, уберете после репетиции!» – сказал наш балетмейстер. Потом юморист сорвал свой наряд, и мы увидели нашего Стаса. Помню, долго мы смеялись, – вспоминает Роман. – А другой танцор как-то на концерте сидел за кулисами на выступлении, смотрел трансляцию, прозевал свой танец. Понял только на середине, когда увидел на экране до боли знакомый номер и свою отсутствующую партию. 

«А забавные случаи со звездами? Ведь вы выступаете на одной сцене с популярными эстрадными исполнителями».

«Помню, мы выступали в Кремле, видим, идет Валерий Меладзе. Мы подошли к нему, такие восхищенные, спрашиваем: «Можно с Вами сфотографироваться?», а он нам: «А я у вас хотел это спросить!» – рассказывает восторженно Евгения.

«А еще тоже в Кремле был случай на концерте, – продолжает ее супруг Роман, – когда казаки по традиции приглашали на танец дам из зала, наш танцор подбежал к Преснякову-младшему и в спину проговорил: «Можно вас пригласить на танец?». Просто издалека он не разглядел, кто сидит за столом: стул закрывал фигуру, и видно было только длинные красивые волосы. Ну, слава богу, Владимир оказался с чувством юмора. Не обиделся, принял извинения. И посмеялся».

Каждый танец – маленькая жизнь

В хоре много солистов, некоторые становятся ими достаточно быстро.

«Все зависит от таланта, стараний танцора, от его характера, – утверждает балетмейстер Елена Арефьева. – Можно прийти и сразу стать солистом, а можно танцевать пять лет и им не стать. Новые танцоры работают на перспективу, ведь в хоре их ждут достойные зарплаты, – говорит она и отходит к танцорам. – Так, идем на поклон! Еще раз!»



Танцоры покорно делают поклон. Дерзко, пылко, сохраняя яркий казачий образ. Бессменный баянист Николай Погодин, кстати, сегодня, как и всегда, играет для танцоров на репетициях. Он в хоре с 1969 года, играет на баяне «Юпитер», который изготавливается на заказ специально для эстрадных коллективов.

«Спасибо вам за труд! Но я сегодня вами не довольна! Столько времени потратили, выбились из сил, а результат плохой. Три дня осталось на репетиции. Гости на пороге, а у нас еще пироги не готовы!» – говорит строго Елена.

Она уверена, что если ребят много жалеть и давать поблажки, то и результата не будет. Видимо, так и происходит. Ведь танцоры отдаются работе в полную силу, поэтому-то и собирают аншлаг. Люди чувствуют их задор, их льющуюся в танце непередаваемую энергетику. И приходят снова и снова на концерты.

Балетный труд приравнивается к труду шахтера

Елена работает в хоре с 1984 года и говорит, что раньше казаки в ансамбле были и старше, и опытнее, и колоритнее, и танцевали с большей самоотдачей.

«Мужчины становились в диагональ в танце «Наурская плясовая», статные, с густыми усами и бородами, танцор руку открывает, а у него аж дрожь в пальцах! – вспоминает Елена. – Сейчас ребята так физически не подготовлены, курс молодого бойца не проходят, энергетика слабее».

«Раньше в хоре практически все артисты имели воинские звания», – говорит репетитор Леонид Терещенко, когда мы вновь проходим в малый репетиционный зал.

«Но есть, конечно, и таланты сейчас, не спорю. Даже самородки бывают талантливые. Пришел к нам на пробы как-то парень с заурядной внешностью – невысокого роста, без усов, в чудном свитерке. А как стал танцевать, такие чудеса вытворял. Евгений Авчеренко. Наши артисты ему аплодировали. Каждый танец – это маленькая жизнь, и наши танцоры проживают ее на сцене».

«Как мне хочется, чтобы моя дочь танцевала также красиво! Она чувствует музыку».

«Знаете, родители к нам приходят и говорят: «Мой ребенок так удивительно танцует! Посмотрите, пожалуйста!» А ребенок только рукой взмахнул пару раз да ногой топнул, – улыбается Елена. – Для наших танцев должна быть хорошая координация, развитый вестибулярный аппарат, сила воли, характер, внутренний стержень. Ведь – это каторжный труд. Поэтому-то и идут наши танцоры на пенсию через двадцать лет танцевальной жизни. Балетный труд приравнивается к труду шахтера. Некоторые работают очень старательно, приходят на рассвете, и уходят, когда солнце садится. И их старания не останутся незамеченными, поверьте!»

Балетмейстеры показывают мне некоторые костюмы для грядущих гастролей.



«Вот костюмы к празднику вербного воскресенья. Артисты исполняли традиционный танец «Вербохлест» с веточками вербы», – говорит Елена.

Сюрприз для зрителя

Случайно в дверях я ловлю Игоря Прихидько. Он с 2000 года играл в Кубанском казачьем хоре на баяне, а с 2011 работает руководителем оркестра.

«Что ждет зрителей на грядущих концертах?»

«Новое звучание. Красивые аранжировки. Наш юбиляр сыграет на гармони», – приподнимает завесу тайны Игорь.

«Солисты исполнят новые песни на стихи русских и украинских авторов, музыку к которым написал Виктор Захарченко, – вслед за Игорем в дверях появляется хормейстер Полина Ярешко. – Ничего больше не скажу, пусть будет сюрприз для зрителя».

Всего в коллективе Кубанского казачьего хора сейчас работает 150 человек. В хоре 76 человек, поровну мужчин и женщин. В оркестровой группе 20 музыкантов – все мужчины.

Музыка уже стихла, но артисты не расходятся. На часах уже пять. Но они еще не перестанут репетировать, потому что понимают, что их поклонники будут ждать от этих концертов феерии, праздника, позитива. Импульса, заряжающего теплом и энергией. Пылом и азартом. Патриотизмом и любовью. И зрители это непременно получат, ведь не было еще такого, чтобы кто-то после выступления Кубанского казачьего хора покинул зал равнодушным… 

Смотрите также:

Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно


Опрос

Где планируете провести отпуск или выходные?

Ответить Все опросы

Топ 3 читаемых

Самое интересное в регионах