Примерное время чтения: 11 минут
740

6 фильмов «Кинотавра-2015», которые стоит увидеть

Елена Шумовская / АиФ

Все 14 картин, которые отсмотрело жюри нынешнего кинофестиваля в Сочи, еще не выходили в прокат. У кого-то из продюсеров уже есть договоренности по этому поводу, кто-то только начал обсуждать этот вопрос. Вероятно, на большой экран попадут не все. Президент «Кинотавра» Александр Роднянский отметил, что в прошлом году из 14 фильмов основной программы фестиваля в прокат вышли 9. Какова будет судьба лент этого года, пока не известно, но «АиФ-Юг» расскажет о лучших из них.

Еще раз «Про любовь»

«Звезда» Анны Меликян, как выяснилось, не закатилась со времен прошлогоднего «Кинотавра». Ее одноименный фильм получил тогда награду за лучшую режиссерскую работу, однако в этот раз Анне удалось подняться еще выше и завоевать главный приз. Лента «Про любовь» признана лучшим фильмом.

Интересно, что изначально картина на лидерство не претендовала, кинокритики не говорили о ней взахлеб. И даже председатель жюри фестиваля Алексей Учитель, объявляя итоги, отметил, что берет ответственность за это решение на себя.

Кстати, фильмов с одинаковым названием «Про любовь» у Меликян целых три: две короткометражки и полный метр. Режиссер объясняет, что в своем творчестве она продолжает разрабатывать тему любви, поэтому все три ленты составляют для нее единое целое.

О чем же фильм? Это целая вереница разных историй на одну тему: от японки, приехавшей в Россию в поисках русского мужчины, до секретарши, получившей непристойное предложение от своего босса. Все они служат иллюстрациями для лекции об отношениях мужчины и женщины, которую читает не кто-нибудь, а Рената Литвинова. 

К слову, остальной актерский состав не менее звездный: Владимир Машков, Евгений Цыганов, Михаил Ефремов, Юлия Снигирь.

Картина получилась с юмором и без трагизма, в отличие от предыдущих работ Анны Меликян. Однако идет под категорией «16+», что и неудивительно, ведь режиссер известна тем, что смело и непринужденно снимает постельные сцены.

То ли ангелы, то ли демоны?

В этом году приз за лучшую режиссуру получил Алексей Федорченко за своих «Ангелов революции». Получил не зря: лента снята очень динамично, живописно (когда буквально каждый кадр может стать отдельным художественным полотном) и с большим количеством подробностей. Фильм, в отличие от ленты Меликян, звездами не изобилует, но актерская работа получилась отменная. Скажем прямо: у «Ангелов революции» на кинофестивале было очень много поклонников.

В основе сюжета - малоизвестная история о том, как в в 30-е годы советские власти направили отряд пропагандистов на север станы, где жили ханты и лесные ненцы, почитавшие древних богов, а не революцию. Гости действовали неаккуратно, за что и поплатились. Но и малый народ ожидала трагедия: жесткая операция по подавлению мятежа.

Алексей Федорченко писал сценарий больше года, по крупицам собирая в архивах исторические сведения, и утверждает, что в его работе 95% материала - достоверные факты. Однако вопрос в том, как режиссер их использовал. К примеру, Федорченко изучил 400 биографий известных деятелей искусства того периода и выбрал самые интересные истории из их жизней, чтобы наделить ими своих персонажей. Так что если говорить точно, то реальных персонажей в картине нет, есть лишь сложный микс из прототипов. 

«Время было фантастическое», - поясняет режиссер.

Пресс-конференция Алексея Федорченко. Фото: АиФ/ Елена Шумовская

Если добавить к этому и то, что Федорченко использовал в сценарии отрывки из книги современного писателя Дениса Осокина, то становится очевидным, что зритель имеет дело не с документальными подробностями, а с очень вольной их интерпретацией.

До «Кинотавра» картину представили на Римском МКФ, где «Ангелы революции» получили почетный приз «Марк Аврелий будущего».

Ромео и Джульетта из соседнего двора

Фильм Андрея Зайцева с остроумным названием «14+» получил специальный приз жюри «Кинотавра» и приз зрительских симпатий. 

Это история о первой любви, случившейся в спальном районе большого города. Девушка из одной школы, парень - из другой, их компании враждуют между собой, так что преодолевать современным Ромео и Джульетте придется немало преград.

Вместе с тем никакой трагедии в фильме нет, наоборот, на показе зрители много смеялись и улыбались. Кстати, к некоторому удивлению самого Зайцева, который не снимал трагедии, но не снимал и комедии. Зато много внимания уделил отношениям детей и родителей и процессу взросления обычных российских школьников из спальных районов.

Вход на показы был только по приглашениям, и чаще всего в зале был аншлаг. Фото: АиФ/ Елена Шумовская

Волшебная страна под Новый год

Картина Василия Сигарева «Страна ОЗ» завоевала приз имени Григория Горина за лучший сценарий. Вполне закономерно, ведь Сигарев сам и драматург, и сценарист, лауреат литературных премий «Дебют», «Антибукер», а также первый неанглоязычный автор, удостоенный престижной премии «Evening Standard Theatre Awards».

Сюжет явно не банален, хотя и история «Волшебника Изумрудного города» пересказана на новый лад. В основе - рассказ о беззащитной девушке Лене, которая в канун Нового года погружается в непривычнй мир фриков, екатеринбургскую «страну ОЗ». Жанр, сами понимаете, комедия.

Коридор, ведущий к штабу кинофестиваля, обклеен постерами фильмов из конкурсной программы. Фото: АиФ/ Елена Шумовская

Сценарий частично основан на рассказах писателя Андрея Ильенкова, который также снялся в картине. Кроме того, в ролях здесь отметились Инна Чурикова, Гоша Куценко, Юлия Снигирь, Евгений Цыганов. 

Дина Рубина еще не видела

Пожалуй, самым звездным фильмом нынешнего «Кинотавра» можно назвать «Синдром петрушки», где в главных ролях заняты Евгений Миронов и Чулпан Хаматова, а сюжет основывается на одном из самых известных романов писательницы Дины Рубиной. Тем печальнее, что картина получила лишь второстепенный приз - имени Таривердиева за лучшую музыку.

Это история о непростых взаимоотношениях супругов Пети и Лизы, где муж - кукольник и художник по профессии - одержим искусством до маниакальности, а жена своей главной соперницей считает уникальную куклу в человеческий рост, полностью повторяющую ее собственные черты... За этими странностями всю жизнь наблюдает близкий друг пары - психиатр.

Евгений Миронов и Чулпан Хаматова играли в париках, особенно важно это было для героини Чулпан, ведь все действие фильма крутится вокруг огненно-рыжих волос. Фото: Официальный сайт «Кинотавра»

Сценарий-адаптацию к фильму писала не Дина Рубина, которая ограничилась только разрешением на постановку.

«Авторов нужно убивать, а уже потом экранизировать», - пошутила писательница.

И, может быть, зря осталась в стороне, так как в итоге сюжетная линия вышла путанной, и тем, кто роман не читал, будет нелегко разобраться в последовательности сцен.

В остальном лента получилась очень качественной, яркой и романтичной (тем более что съемки проходили в Санкт-Петербурге). Отдельное спасибо за реквизит: чудесные куклы были сделаны специально для фильма.

Интересно, что Евгений Миронов, который читал роман и очень его любит, сразу согласился сыграть в экранизации, а чуть позже предложил режиссеру Елене Хазановой свои услуги в качестве художественного руководителя картины.

Ту самую музыку, за которую наградили фильм, создал швейцарский композитор Николя Ребюс. Кстати, производство фильма совместное с Германией и Швейцарией, поэтому и прокатная судьба этой картины, вероятно, самая многообещающая на фестивале. Уже известно, что «Синдром петрушки» выйдет на большие экраны Европы, несмотря на то, что в нем задействованы исключительно русские актеры и рассказ идет о России.

«Эта история, как считают наши зарубежные коллеги, будет понятна широкому европейскому зрителю», - пояснили продюссеры.

Очень может быть, что «Синдром петрушки» покажут и в Израиле, где сегодня живет Дина Рубина. Правда, сама писательница фильм еще не видела. Елена Хазанова хочет, чтобы Рубина впервые увидела свое творение на большом экране.

Без комментариев

К сожаленью, совсем без наград осталась дебютная картина журналиста Андрея Темникова «No comment». Но не рассказать о ней нельзя не только из-за художественных достоинств, но из-за чрезвычайной актуальности. Эта лента, без сомнения, самая актуальная на нынешнем кинофестивале.

В основе сюжета - абсолютно реальная и с точностью переданная на экран история о молодом немецком парне из обеспеченной семьи, который попал в сети международных вербовщиков-экстремистов и отправился воевать за ислам в Чечню. Когда он осознал свою ошибку, было уже слишком поздно.

На главную роль был приглашен Леонард Проксауф - молодой, но уже очень известный и в Германии, и в Европе актер. 

Леонард Проксауф играет молодого парня, который не находит понимания в семье и получает поддержку у новых знакомых, которые оказываются очень опасными. Фото: Официальный сайт «Кинотавра»

«Я очень горд своей работой в этом фильме, потому что он поднимает важную современную проблему», - подчеркнул Леонард на презентации фильма.

Как раз в этот момент в стране широко обсуждалась судьба студентки МГУ Варвары Карауловой, тайно сбежавшей в Турцию, чтобы влиться в ряды запрещенной в России группировки «Исламское государство». Журналисты не раз удивились такому совпадению.

«Когда несколько лет назад я писал сценарий и начинал подготовку к съемкам, об ИГИЛ еще никто не слышал, - расставил точки над «i» Андрей Темников. - Но проблема вербовки молодежи в ряды экстремистких организаций появилась не сегодня. Та история, по которой снят фильм, произошла под конец второй чеченской кампании, когда самих чеченцев в блиндажах стало мало, поэтому воевать сюда ехали наемники из разных стран, в основном арабских. Но были и европейцы».

Однажды Темников, военный корреспондент, работавший в горячих точках, получил предложение снять документальный фильм о боевых действиях в Чечне. В качестве сырья ему предоставили целую стопку реальных видеозаписей - от тех, что снимали наши спецназовцы, до видеоотчетов боевиков, найденных в блиндажах. Материал уникальный и интересный, так и родилась идея снять художественную картину.

Несмотря на то, что в главной роли снялся немецкий актер, в Европе «No comment» не выйдет в прокат совершенно точно. Причину Андрей Темников пояснил для журналистов «без купюр»:

«Сказали: русские военные у вас слишком хорошие получились».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Опрос

А вам в детстве родители выписывали детские журналы?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах