Примерное время чтения: 4 минуты
85

Круиз в глубь веков

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 5. «АиФ - Юг» 02/02/2011

Уникальные копии известнейших русских и зарубежных кораблей: первого российского линкора, испанских каравелл, легендарного корабля греческих аргонавтов и даже древнеегипетской ладьи 2 тысячелетия до нашей эры - эти и многие другие макеты создал в своей мастерской геленджичанин, бывший майор пограничных войск Анатолий Старухин.

2500 узлов вручную 

Мастер показывает нам легендарный линкор «Божье предвидение». Самая большая в мире копия построенного в1700 году под руководством и по чертежам Петра Первого корабля с трудом умещается на столе:

- В свое время «Божье предвидение» было шедевром корабельного деревянного зодчества по своей красоте и отделке, - рассказывает Анатолий Николаевич.

- Я делал этот парусник 2 года. Склеивал, выпиливал, красил... Сколько ниток ушло на то, чтобы создать весь такелаж корабля - почти 2500 узлов, сделанных вручную...

В мастерской Анатолия Старухина прошлое оживает настолько, что огромный корабль, спусти его на воду, кажется, готов хоть сейчас отправиться в путь по морю. Кстати, каравеллы флота Христофора Колумба - «Санта Мария», «Пинта» и «Нинья» - одни из первых работ моделиста - хоть и не морем, но ушли в Испанию и стали гордостью музея порта Уэльва.

Макеты, задуманные специально к 500-летию открытия Колумбом Америки, Старухин отдал в дар испанскому королю Хуану-Карлосу 1 в 1992 году. Стоимость подарка, по подсчетам экспертов, составила в то время около 100 млн. рублей.

Без единого гвоздя

Уроженец Узбекистана, Анатолий Николаевич перенял свой дар от деда, который был краснодеревщиком. Самый первый макет Анатолий сделал еще в начале 1950-х гг. во время учебы в Суворовском училище. Корабль подарили сигнальщику крейсера «Варяг», а тот - ташкентскому Дворцу пионеров.

Автор работы увидел свой фрегат в Москве на ВДНХ, с подписью: «Ученик 9 класса г. Ташкента»... К моделированию он вернулся только спустя 30 с лишним лет.

Говорит, что перед тем, как сделать один из своих кораблей, неделю сидел над чертежами:

- Чтобы сотворить корабль, нужно быть немножко инженером, немножко плотником, а еще резчиком по дереву, технологом, а главное - обладать большим терпением - макеты я делаю без единого гвоздя. Научить этому, считаю, невозможно. Каждая работа индивидуальна. Самое главное - увидеть корабль в своем воображении!

От «ладьи» до «Байкала»

Сейчас в мастерской Анатолия Старухина можно увидеть и парусник «Байкал», который в свое время исследовал все восточное побережье России, и голландский корабль «Зихан», путешествуя на котором, мореплаватель Тасман открыл остров с одноименным названием, испанскую каравеллу «Санта Мария», американский корабль, на котором отправился в круиз Марк Твен, и, конечно, «Арго» - на нем, по легенде, уходили в плавание за Золотым Руном греческие герои.

Никаких лаков и красок мастер не признает, считая, что их применение снижает ценность работы. Макеты Анатолий Старухин хранит в мастерской - помещение моделисту несколько лет назад на безвозмездной основе предоставила городская администрация.

Сейчас корабельшик работает над макетом древнеегипетской ладьи - такие пра-корабли бесшумно передвигались по Нилу еще во 2 тысячелетии до нашей эры. Когда ладья будет, то необычную коллекцию Анатолия Старухина смогут увидеть жители Краснодарского края и России.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Опрос

А вам в детстве родители выписывали детские журналы?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах