Нынешний «Кинотавр» был богат на события и рекорды. Впервые за всю историю кинофестиваля режиссерских дебютов в конкурсе оказалось больше половины, причем как никогда много работ представили женщины (19 из 75 полнометражных картин, в конечном итоге отобрано 5). И это притом, что директор Каннского фестиваля Тьерри Фремо недавно заметил, что женщин-режиссеров в мире всего 7%!
Также в этом году мы увидели дебюты в новом качестве известнейших актеров страны. Гоша Куценко выступил в качестве режиссера (фильм «Врач»), а Сергей Безруков - в качестве продюсера (фильм «После тебя»).
И, конечно, случились сенсации и в светской жизни кинофестиваля. Так, Сергей Безруков прибыл на премьеру с новой супругой-режиссером Анной Матисон (стало официально известно, что пара ждет ребенка). А недавно разошедшийся с женой председатель попечительского совета «Кинотавра» Федор Бондарчук впервые появился на публике вместе с актрисой Паулиной Андреевой - для церемонии закрытия красотка выбрала умопомрачительное черное платье с длинным шлейфом, но смело открывающем ноги.
Напомним, что в этот раз жюри кинофестиваля возглавил Николай Лебедев, его авторству принадлежат такие нашумевшие картины, как «Легенда № 17» и «Экипаж». Также в жюри вошли: продюсер Джапник Файзиев, актеры Сергей Шакуров и Мария Шалаева, сценарист Анна Пармас, оператор Сергей Мачильский и кинокритик Нина Зархи.
Школьник-детектив
Гран-при «Кинотавра» в этом году завоевала легкая и светлая комедия «Хороший мальчик» Оксаны Карас. Кино, хотя и про школу, но подходит практически для всех возрастов (только не для младших школьников, стоит пометка 12+). Актерский состав впечатляет: здесь и Михаил Ефремов в роли директора, и Константин Хабенский в роли отца главного героя, Татьяна Догилева играет завуча, а Жанна Эппле - одну из родительниц.
В основе сюжета - шесть дней из жизни девятиклассника Коли. Сначала сам он влюбляется в учительницу, а затем в него - дочь директора. И одновременно собственного расследования требует история с поджогом пристройки в школе. А директор между тем оказывается игроманом. Все нити сходятся воедино на школьном празднике в финале картины.
«Хороший мальчик» - это третья лента Оксаны Карас. Как режиссер она ранее работала в сериалах «Братья-детективы» и «Пропавшие без вести».
Мальчиш-плохиш
«Ученик» Кирилла Серебрянникова таким обилием звездных актеров похвастаться не может, однако на недавнем кинофестивале в Каннах фильм получил независимую премию Франсуа Шале, которую вручают картинам, рассказывающим о жизненных ценностях.
В центре сюжета, как и в «Хорошем мальчике», тоже школьник - Вениамин. Только картина отнюдь не светлая и не веселая, и сам мальчик с большими проблемами: с присущим юношеству максимализмом он решает, что знает все о моральных нормах и может быть судьей. Сам трактует Библию, не соглашаясь даже с мнением священника и вступает в настоящий конфликт с учительницей биологии, которую приходится от него спасать.
Правда, материал фильма - это пьеса немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга «Мученик», поставленная Серебренниковым в Гоголь-центре, поэтому о близости к российской действительности здесь можно спорить.
Гастарбайтер, мечтавший стать актером
Картина Дениса Шабаева «Чужая работа» получила приз «Кинотавра» за лучший дебют. Для режиссера это, и правда, первый полнометражный фильм, снят в «Мастерской Марины Разбежкиной».
Главный герой фильма - гастарбайтер из Таджикистана Фаррух - живет на окраине Москвы в вагончике многочисленными родственниками, берется за любую работу, но на самом деле мечтает стать актером. Осуществлению надежд мешает целый клубок проблем - от статуса нелегала до мусульманских устоев.
«Изюминка» этой ленты в том, что она полностью документальна. Денис Шабаев снимал своего героя и его родных целый год, став практически членом семьи, и авария, случившаяся с Фаррухом, и тюремный срок - реальные вещи.
Самый обаятельный коллектор страны
Ленту «Коллектор» стоит посмотреть хотя бы потому, что за главную роль в ней Константин Хабенский получил приз «За лучшую мужскую роль».
Главный герой - Артур - коллектор-виртуоз, который умеет вскрыть всю подноготную «клиента» и заставить отдать долги, невзирая ни на какие обстоятельства, причем сам остается безнаказанным. Но однажды ему придется столкнуться с последствиями своих действий, и вчерашний коллектор превращается в жертву.
Триллер срежиссировал Алексей Красовский, сценарий также его, а все вместе - дебют в полнометражном кино. Кроме того, на «Кинотавре» картина получила приз за лучшую операторскую работу.
Похищение Дюжева
«Огни большой деревни» режиссера Ильи Учителя едва ли имеют что-то общее со знаменитыми «Огнями большого города» Чарли Чаплина, зато напрашиваются сюжетные параллели с голливудской комедией «Клевый парень» (Bowfinger), где героя Эдди Мерфи обманом сняли в фантастическом блокбастере про нашествие инопланетян.
По сюжету механику провинциального кинотеатра необходимо спасти свое место работу, а для этого нужно снять классный фильм. Собрать кассу, конечно же, может, только звезда, вот и решается герой на похищение известного актера прямо из вагона проходящего мимо поезда. В ход идут веревки, кляп и снотворное...
Та самая звезда, которая должна собрать кассу для «Огней большой деревни», - Дмитрий Дюжев. А жанр - криминальная комедия - у российского зрителя и так весьма популярный. На «Кинотавре» фильм получил приз имени Григория Горина за лучший сценарий.
Хвост рулит Наташей
Автор «Класса коррекции», завоевавшего здесь же, на «Кинотавре», приз за лучший дебют в 2014 году, на этот раз представил метафорическую историю о человеческих комплексах под названием «Зоология». Эта лента стала самой фантастической на нынешнем фестивале. Но, как говорится, «сказка - ложь, да в ней намек».
В основе сюжета - история работницы зоопарка Натальи, которая уже давно стала объектом для насмешек. Но ситуация становится совершенно катастрофической, когда у героини... вырастает хвост.
«Зоология» сделала Ивана Твердовского обладателем приза Гильдии киноведов и кинокритиков России.
В фильме звучат композиции в исполнении Алены Свиридовой.
Остались без наград
Не отмеченными жюри оказались два, пожалуй, самых ожидаемых фильма «Кинотавра» - «Врач» Гоши Куценко и «После тебя» Анны Матисон с Сергеем Безруковым в главной роли. Первая лента рассказывает о буднях нейрохирургов (Куценко ухаживал за больной матерью, и врачебная тема его зацепила), а вторая - биография знаменитого артиста балета Алексея Темникова. Сценарий писали специально под Безрукова, и он это оценил, сумев выполнить большинство сложнейших па без помощи дублера.