Примерное время чтения: 6 минут
2076

Правда или фейк. Писатель о том, как вымысел в литературе влияет на историю

Писатели - люди с богатым воображением. В художественной литературе множество фейков, со страниц книг они перекочевали в жизнь и воспринимаются как историческая правда. Например, Сталин не говорил: «Есть человек - есть проблема…». Данное высказывание придумал и приписал вождю писатель Анатолий Рыбаков в своей книге «Дети Арбата». Насколько опасно искажение исторических фактов и чем, «АиФ-Юг» рассказал писатель, кандидат исторических наук Игорь Васильев.

Досье
Игорь Васильев - писатель, кандидат исторических наук родился в 1979 году. Диссертацию защитил на тему «Государство и общество в системе ценностей кубанских казаков. Конец XVIII - начало XX вв.». Сфера научных интересов: история и культура населения Кубани, изучение ценностных систем и ментальности, проблемы циклизма в историческом развитии.

Хипстеры и военные

Светлана Лазебная, «АиФ-Юг»: Почему у людей велико доверие к печатному слову при том, что к устной речи многие относятся настороженно, склонны сказанное вслух проверять?

Игорь Васильев: Традиционно письменная фиксация подразумевала тщательный отбор информации. Значительная часть первых текстов касалась самого важного, священного. Множество ранних надписей посвящено деяниям правителей. Как, например, таблички в местах погребения людей значительных - не могло быть случайного слова, не было места небрежности. Другие ранние тексты включали в себя статистическую отчётность хозяйства дворцов и храмов. Здесь также были недопустимы ошибки. Подобные представления о письменном тексте, пусть и в размытом виде, сохраняются и сейчас.

- Обязательно ли художественная литература должна быть достоверной? Что это подразумевает - глубокое знание темы, о которой пишет автор?

- Глубокое знание обязательно, пусть даже текст построен на вымысле. Недаром у писателей на работу в архивах уходит времени порой не меньше, чем у учёных. Степень достоверности может серьёзно варьироваться, однако она обязательно должна присутствовать. Если совсем просто, то военный в произведении должен быть похож на военного, а хипстер - на хипстера.

- Но говорят, что важнее психологическая достоверность. Например, Владимир Высоцкий написал песни о войне, и они считаются лучшими, а ведь ни дня не воевал и не думаю, что сидел в архивах.

- Вы имеете в виду достоверность социально-психологических типов? Безусловно, это важно. Но не нужно забывать, что восприятие человеком каких-либо событий, фактов - явление весьма субъективное. Одно и то же может восприниматься по-разному. Например, ветераны и военные историки сходятся во мнении, что одно и то же боестолкновение по-разному воспринимается опытным бойцом, и тем, для кого этот бой - первый.

Опасность в том, что авторская трактовка вполне может вызвать конфликты и социальные катаклизмы.

Поэтому только лишь психологической достоверностью можно обходиться в поэзии и кратких прозаических текстах. Чем текст длиннее, тем больше необходимость приводить в нём реальные факты.

Племянников Ричарда убили Тюдоры?

- Есть дельный совет: хотите знать правду - читайте документалистику. Но она скучна…

- Если текст тяготеет к документалистике (нон-фикшн), то обилие и подлинность фактов (обычно в ущерб достоверности психологической) - обязательное условие. Скучно? Кому как. Самые популярные у массового читателя книги написаны на стыке жанров. В этом отношении уникален мастер отечественного исторического романа Дмитрий Балашов (годы жизни: 1927-2000).

В своих романах учёный, исследователь северорусского фольклора, точно воссоздал уклад древнерусской жизни. Но воссоздал не целиком полно, поскольку не всё доподлинно известно о повседневности того периода, да и в задачу романиста это не входит. Тем не менее, достоверность некоторых текстов Балашова весьма значительна. Примечательно, что художественность сполна присуща и некоторым научным текстам Дмитрия Михайловича, посвящённым народным былинам и балладам. По этим статьям Балашова можно писать сценарии для красивых и ярких кинодрам с историко-бытовым сюжетом.

- Опасно ли искажение исторических фактов в художественной литературе, например, в угоду сюжету?

- Заметьте, обычно искажение допускается в чью-то пользу. Например, Уильям Шекспир представил короля Ричарда III уродливым горбуном и убийцей племянников. Зачем? Для обоснования легитимности правящей династии Тюдоров (Елизавета I, Яков I), с которой сотрудничал драматург. Причём современные учёные предполагают, что племянников Ричарда убили именно сторонники Тюдоров. Книга - основной источник расхожих представлений, мифологии. Опасность есть. Она в том, что авторская трактовка может низвергать символы, на которых основано единство народов и стран. Это вполне может вызвать конфликты и социальные катаклизмы.

- А бывает ли наоборот, когда достоверность вредна?

- Только лишь в том случае, если она нарушает жанровую специфику и затрудняет восприятие текста. Например, если в лирическом стихотворении упомянут самолёт, то вряд ли есть смысл давать подробные рифмованные описания работы устройства его моторов.

Мнение драматурга Натальи Якушиной
«Все художественные произведения – ложь. Вообще всё, что говорит человек, – ложь. Потому что и сам видимый мир насквозь лживый, иллюзорный. Когда я пишу о своём детстве якобы правду, мама говорит, что я большая выдумщица, что такого не было и быть не могло. Все участники событий рассказывают одну и ту же историю по-разному. Но нужно уметь писать правдоподобно, и очень часто, чем больше врёшь, тем произведение выглядит правдоподобнее, а бывает, напишешь правду, то, что видел своими глазами, а читатели не верят. Писатель, хоть и пишет заведомо ложь, должен служить правде, а не лжи, он не должен обманывать читателей, их надежды».

Зёрна от плевел

Бытует мнение, что писатели пишут историю. Отчасти это правда, немало фальсификаций, повлиявших на её ход. Но ещё больше «передёргиваний» и мистификаций. Вот некоторые из них.

Вено Константиново или «Константинов дар». Католические сановники, стремясь усилить свое влияние в Средневековье, представили некий древний документ. Согласно ему, император Константин передавал в дар Папе Сильвестру I земли и власть над Римской империей. Якобы Константин заболел проказой, и только крещение и обращение в христианство чудесным образом излечили его от недуга. В благодарность за это император даже хотел снять с себя корону и передать правление Папе. В XI веке Вено Константиново стало их главным рычагом, обосновывающим законность притязаний понтифика на верховную власть в Европе.

«Протоколы сионских мудрецов». Известный всем подложный антисемитский документ, в котором излагаются планы евреев по установлению мирового господства и разрушению христианского мира. Текст «Протоколов» стал предлогом для антисемитских выступлений начала XX века.

Францисканец Антонио де Гевара (1480-1545 гг.) опубликовал «найденный» им во Флоренции философский роман, героем которого является Марк Аврелий. Роман имел успех, однако был талантливой мистификацией.

Великим мистификатором был Джонатан Свифт. Гениальное произведение великого английского сатирика «Путешествия Гулливера» первоначально было издано как воспоминания героя этого произведения с предисловием его ближайшего друга Ричарда Симпсона.

Немало и таких случаев, когда писатели невольно попадают в плен заблуждений. Например, Александру Фадееву сказали, что Виктор Третьякевич был предателем. Из-за этой дезинформации в «Молодой гвардии» появился вымышленный персонаж - негодяй Стахович.

Александр Сергеевич Пушкин также попал во власть мифа и ославил реального Антонио Сальери, выдающегося композитора, дирижёра и музыкального педагога, который никого не убивал.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Опрос

А вы часто бываете в театре?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах