aif.ru counter
13473

Последний рейс «Адмирала Нахимова». История страшного кораблекрушения

«АиФ-Юг» № 35 26/08/2015

31 августа 1986 года круизный лайнер «Адмирал Нахимов» прибыл в Новороссийск из Ялты четко по расписанию в 14.00. Согласно регламенту ему  предстояло здесь находиться до самого вечера. В 22.00, взяв пассажиров на борт, пароход должен был отчалить от берега. Исходя из количества проданных путевок, на борту находились 897 пассажиров и 346 членов экипажа - всего 1243 человека. Следующая плановая остановка предполагалась рано утром в Сочи.

Пароход не прибыл

«Моя супруга на тот момент работала экскурсоводом, и 1 сентября у нее с утра была запланирована прогулка по Сочи с отдыхающими с парохода «Адмирал Нахимов», - рассказывает Игорь Сизов, журналист, писатель. - Однако в назначенное время туристы не явились. Она стала выяснять, что случилось, и оказалось, что круизный лайнер в порт не заходил. Через какое-то время стало известно, что «Нахимов» затонул близ Новороссийска. Я быстренько оформил «командировку» и на  морской комете отправился в город-герой».

Справка
Корабль, ставший впоследствии «Адмиралом Нахимовым», был построен в 20-х годах прошлого века в Германии и получил имя «Берлин». В свой первый рейс он отправился из Бремерхафена в Нью-Йорк 26 сентября 1925 года. До Второй мировой в основном использовался как трансатлантический лайнер. Во время войны был переоборудован под плавучий госпиталь, а в конце ее затонул на мелководье в устье реки Свине. В полузатопленном виде он и достался победителям. После восстановления, завершившегося в 1957 году, он продолжил свою карьеру под именем «Адмирал Нахимов».

Казалось, город погрузился в траур. Море в одночасье опустело - отдыхающие перестали купаться. Школьникам, которые 1 сентября все-таки отправились в школу, больше всего запомнились вертолеты, которых в небе было несметное количество.  Шли спасательные работы, почти сразу на место крушения прибыл первый заместитель председателя Совета министров СССР, генерал-майор КГБ Гейдар Алиев. Стали вырисовываться подробности.

Модель теплохода «Адмирал Нахимов». Фото: Commons.wikimedia.org

Теплоход вышел из порта с задержкой в 10 минут. Причиной стало то, что на борт с опозданием явился один из пассажиров - начальник управления КГБ по Одесской области, генерал-майор Крикунов с семьей.

Договорились. Но не разошлись

«Адмирал Нахимов». Фото: Commons.wikimedia.org

 

Согласно открытым документам, «во время разворота судна в акватории порта, капитан парохода В. Г. Марков запросил у поста регулирования движения судов (ПРДС) информацию об обстановке на створах и на рейде. Пост ответил, что на пути судна и на рейде движения в настоящее время нет. Единственное судно, которое подходит со стороны Босфора, - это сухогруз «Петр Васев», следующий в порт под выгрузку канадского ячменя. «Петр Васев» предупрежден о выходе пассажирского парохода и обещал пропустить «Адмирала Нахимова» на выходе из бухты. Постепенно набирая обороты,  пароход шел со средней скоростью около 9 узлов.

В это же время к порту Новороссийск на скорости 11,5 узла приближался сухогруз «Петр Васев». В 21 час 30 минут (по судовому времени) на мостик сухогруза поднялся капитан Виктор Ткаченко, принял управление судном на себя  и подтвердил, что уступит дорогу «Адмиралу Нахимову». Судоводители обоих судов вели между собой переговоры и договорились разойтись на выходе правыми бортами. Между тем, как позже выяснилось, на капитанском мостике «Адмирала Нахимова» в тот момент находился второй помощник Чудновский, рулевой Смирнов и впередсмотрящий Вышаренко. Сам капитан Марков, который по всем правилам судовождения должен был во время расхождения судов находится на мостике, почему-то отсутствовал.

Ко дну

Позже Геннадий Царев, пожарный матрос с «Нахимова», расскажет:

«Мы постепенно сближались, наш помощник говорил: «Что же вы делаете? Мы же идем на столкновение». Капитан «Васева» в ответ уверял, мол, не волнуйтесь, разойдемся. Наш помощник начал делать самостоятельные отвороты, никого не предупреждая. Потом опять говорит в эфир: «Мы же идем на столкновение». Затем сделал еще один поворот и в результате повернул «Нахимова» боком к «Васеву».

Ошибочными посчитали и действия руководства «Петра Васева», которые полностью доверились средствам автоматической радиолокации и не обратили внимание на приближающееся  море огней. Японский прибор оказался с дефектом и мог искажать расстояние до сотни метров. 

В итоге, несмотря на переговоры, а также предупреждения диспетчеров, что суда движутся пересекающимися курсами, произошло столкновение. В 23 часа 12 минут «Петр Васев» подводной частью носа врезался в правый борт пассажирского парохода. Эксперты потом установили, что образовалась пробоина размером 9 на 10 метров. «Нахимов» ушел ко дну в течение 7 минут…

Вести с моря

Найти людей, которые в момент катастрофы находились на самом судне, к сожалению, не удалось. Из воспоминаний Сергея Данченко из Геленджика:

ТТХ корабля
«Адмирал Нахимов» был один из флагманов Черноморского морского пароходства. Водоизмещение - 23 360 тонн, длина - 174 метра, ширина - 21 метр, скорость - 16 узлов. На борту свободно размещались 1050 пассажиров, которым предлагались высококлассные, по советским, естественно, меркам, сервис и комфорт. В носовой части прогулочной палубы располагался просторный, отделанный полированным деревом салон. Его украшали картины и отлитые из бронзы барельефы полководцев.

«Я был в составе отряда милиции.  Мы охраняли тела погибших, которые находились в ж/д рефрижераторах. Несли службу в ночное время с 20.00 до 8.00 4 - 24 сентября 1986 года на 15 причале Новороссийского порта. Примерно около полуночи рыболовный сейнер «Михаил Корницкий» доставлял тела с места затопления «Адмирала Нахимов». Следственная группа распределяла детей, женщин и мужчин по отдельным вагонам-рефрижераторам. Мы непосредственно отвечали за вагоны, принимали тела - на них могли быть кроме одежды, другие личные вещи и драгоценности. Было важно, чтобы родственники  могли их по ним опознать».

Прогулочная палуба теплохода в 1957 году. Фото: Commons.wikimedia.org

«На протяжении почти двух месяцев, пока шли спасательные работы. в Доме моряка ежевечерне отчитывались о проделанной работе, - рассказывает Игорь Сизов. - Здесь же собирались родственники погибших, приехавшие в Новороссийск со всей страны. Они по фотографиям обнаруженных трупов пытались найти близких. Каждый раз со своего места поднималась женщина и задавала один и тот же вопрос: «Мы с мужем стояли вместе на палубе. Я спаслась и нахожусь здесь вместе с вами. Ответьте, где мой муж?» Было понятно, что она не может прийти в себя после случившегося, но помочь ей, увы, никто не мог. Ни среди спасенных, ни среди обнаруженных тел мужчины не было».

Искать родственников, находившихся на затонувшем лайнере, приехали почти со всех концов страны. В гостиницах не хватало мест. Они были забиты, ведь начинался бархатный сезон. Но! Отдыхающие с большим сочувствием и пониманием относились к случившемуся. Они без разговоров и, что важно, уговоров, собирали чемоданы и переезжали в соседние курортные города.

«Первое время на причале ежедневно толпилось около 1000 человек, - продолжает Сизов. – Конечно же, все они ждали вестей с моря. Обезумевшие от горя родители, дети… все надеялись, что их родные найдутся. Особенно запомнился один мужчина, приехавший из Одессы. Он  никак не мог поверить в случившееся. Несколько дней назад сын с невесткой попросили его присмотреть за внуками - мальчишками трех  и пяти лет. Сами отправились в романтическое путешествие. Так были счастливы, что им достались путевки, мечтали о красивом отдыхе, обещали малышам привезти подарки. Те каждый день интересовались  у деда: «Когда пойдем на пристань папу с мамой встречать?» И тут как гром среди ясного неба - известие о крушении прохода… «Как я без них поеду домой, что скажу внукам?» - причитал  он.

Но больше всего запомнился журналисту другой случай.

Как всегда, на причале толпились люди и  высматривали спасательную шлюпку. Вдруг подъехал  Гейдар Алиев и, чеканя шаг, прошел к берегу, к которому в этот момент причалила лодка.  В толпе пронесся шепот: «Капитанов привезли»… И тут все как один стали стучать каблуками по бетону и скандировать: «Кровь… Вся кровь на них». Зрелище было жуткое. Если бы в этот момент им попались капитаны, люди запросто могли устроить самосуд. Но, конечно же, этого не допустили.

Живыми с парохода «Адмирал Нахимов» вернулись  820 человек, погибли 423. Оба капитана, допустившие столкновение, были осуждены на 15 лет, спустя 6 лет их помиловали.

Оставить комментарий (3)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество