Примерное время чтения: 5 минут
1296

Дело - труба. Авария на терминале в Новороссийске взорвет цены на нефть?

На фото - выносное причальное устройство Каспийского трубопроводного консорциума.
На фото - выносное причальное устройство Каспийского трубопроводного консорциума. Каспийский Трубопроводный Консорциум

Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) объявил о приостановке работы из-за аварий двух выносных причальных устройств (ВПУ) под Новороссийском. В компании отмечают, что повреждения, вызванные сильным штормом, являются критическими, и их восстановление займет несколько месяцев. «АиФ-Юг» рассказывает, как эта ситуация отразится на экспорте и соответственно на ценах на «черное золото».

Ущерб еще предстоит оценить

Выносные плавающие терминалы КТК оборудованы для того, чтобы нефтетанкер смог подходить и через них загружаться нефтью. Такие нефтеперегонные системы, вынесенные в открытое море, удобны тем, что танкеру не нужно подходить и пришвартовываться непосредственно к берегу. Всего в терминале КТК три таких трубопровода и два из них оказались поврежденными в результате сильного шторма в акватории Новороссийска.

21 марта, по данным пресс-службы КТК, состоялась внеочередная инспекция, в ходе нее специалисты выявили повреждение в виде смещения силового каркаса одного из плавучих шлангов ВПУ-3. Из-за этого было принято решение временно остановить работу данного трубопровода для ремонта. Своевременное выявление неисправности, как заявили в КТК, позволило исключить риск попадания нефти в акваторию Черного моря.

Своевременно перекрыв подачу нефти, сотрудники консорциума провели дополнительное обследование оборудования ВПУ-1 и ВПУ-2. По результатам  водолазного обследования на терминале были выявлены повреждения 9-го и 13-го шлангов внутреннего рукава ВПУ-2. Это означает, что безопасная эксплуатация устройства невозможна, и было принято решение приостановить работу и этого ВПУ.

«В соответствии с нормативными документами по эксплуатации, в распоряжении КТК имеется аварийный комплект для замены необходимых шлангов. Однако контрактование поставки запчастей ВПУ в текущей конъюнктуре рынка может вызвать значительные затруднения. В этой ситуации руководство Консорциума вынуждено сообщить о возможном снижении объема транспортировки нефти втрое от заявок грузоотправителей на ближайшую перспективу», - говорится в сообщении компании.

«В случае подтверждения ущерба терминалу КТК срок восстановления может быть и полтора, и два месяца», - заявил журналистам заместитель министра энергетики Павел Сорокин. - При такой продолжительности работ мы говорим о потенциальной потере до 80% отгрузки, до 1 млн барр. нефти в сутки».

По словам замминистра, правительство России будет делать все возможное для максимально быстрого восстановления, поскольку неполадки влияют, в том числе, и на производство работ российских компаний.

Разлива нефти не обнаружили

Для оценки ситуации в акватории на территорию Новороссийского порта были направлены сотрудники МЧС России и Росприроднадзора.

Как сообщили в пресс-службе МЧС, для мониторинга обстановки в акватории Черного моря вылетел вертолет Ми-8. В настоящий момент разлива нефтепродуктов не зафиксировано, наблюдение за экоситуацией будет продолжено.

Что будет с ценами?

Каспийский трубопроводный консорциум  - главный экспортный канал нефти Казахстана. С момента ввода новороссийского терминала в эксплуатацию через его мощности Казахстан экспортировал больше 745 млн. тонн нефти. Вместе с тем, строительство КТК дало возможность значительно увеличить объемы добычи нефти на крупных месторождениях, таких как Тенгиз, Карачаганак, а также начать освоение Кашагана.

«Здесь несколько возможных последствий. Первое, что, наверное, должно нас в первую очередь волновать - экологическая обстановка: не допущены ли выбросы сырой нефти в море и как можно ликвидировать их в условиях штормовой погоды, если такое бы произошло. Второе возможное последствие - действительно колебание цены нефти на рынке. Хотя доля поставок через КТК в общем объеме оборота нефти не столь существенна. Но, скорее всего, из-за того, что участники рынка сейчас очень напряжены, то это событие может спровоцировать изменения, в частности, кратковременный рост цен в каком-то размере», - пояснил «АиФ-Юг» экономист Виктор Полторанин

Авария на терминале КТУ совпала с другими негативными факторами, способными существенно поднять цену нефти. В начале марта несколько нефтедобывающих площадок на территории Саудовской Аравии - одного из главных мировых поставщиков нефти - подверглись атакам со стороны повстанцев-хуситов. Беспилотник атаковал крупнейшее хранилище нефти в экспортном терминале в порте Рас-Таннура на побережье Персидского залива.

Лихорадят мировой рынок нефти и непрекращающиеся угрозы со стороны ряда мировых держав ввести эмбарго на российскую нефть.

На нефтяном рынке спрос сейчас уже превышает предложение, и если авария на КТК совпадет с другими негативными факторами, эксперты предрекают «идеальный шторм»: цены на нефтяные фьючерсы могут взлететь к 140–150 долларам за баррель.

Что касается Казахстана, то теперь у них несколько вариантов. Либо отправить нефть через РФ на Балтику на терминал в Усть-Луге. Либо через Азербайджан морем до Баку и по нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан.

Справка

Каспийский трубопроводный консорциум – крупнейший международный нефтетранспортный проект с участием России, Казахстана, а также ведущих добывающих компаний, созданный для строительства и эксплуатации магистрального трубопровода протяженностью более 1,5 тыс. км.

Строительство нефтепроводной системы началось в мае 1999 года. 13 октября 2001 года на Морском терминале под Новороссийском КТК осуществил пробную загрузку первого танкера.

КТК – это один из наиболее рентабельных и надежных маршрутов транспортировки нефти из Каспийско-Черноморского региона на мировые рынки. 24% акций консорциума принадлежат России («Транснефть»). Еще 7% владеет дочерняя компания российской монополии «КТК Компани». Остальные 69% приходятся на предприятия Казахстана, США, Нидерландов, Великобритании и Италии. 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Опрос

Собираетесь ли вы снова вакцинироваться?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах