Примерное время чтения: 11 минут
380

Для морских пиратов деньги пахнут нефтью и кровью

Видео 18+: youtube.com / Загружено пользователем MEXAHIZM , дата: 08.05.2010

По данным Российского профсоюза моряков в текущем году морские пираты атаковали в Гвинейском заливе 32 судна. Пять из них им удалось угнать вместе с экипажем и грузом. В минувшем году было атаковано 25 судов. 

В конце августа в Гвинейском заливе произошло очередное ЧП – захват греческого танкера с российским экипажем на борту. Информационные агентства, ссылаясь на авторитетных лиц, убаюкивали: пиратам нужен груз, а не люди. Как только они опустошат танкер, отпустят экипаж. Также сообщалось, что никто из моряков не пострадал.

А в это время родители и жены моряков от страха и тревоги не находили себе места. И молились покровителю мореплавателей Николаю Чудотворцу, что бы он спас жизни их близких. 

Узнав о том, что сын вместе с экипажем оказался в плену у пиратов, Михаил Прудников решил действовать.

У него нашлось много соратников – товарищей по несчастью, которых тревога за близких, попавших в беду, быстро познакомила и объединила.

Искали телефоны морских ведомств, посольств, которые могли бы договориться с пиратами и вызволить из плена их сыновей или мужей. И каждый раз с надеждой бросались смотреть последние выпуски новостей – а вдруг сообщат, что судно освободили.

Так продолжалось 48 часов, пока через океан с другого континента прилетела самая долгожданная, самая радостная весть: судно освобождено.

Но только сейчас становятся известны детали двухсуточного плена. За это время моряки пережили страх, унижение, а были минуты – готовились к смерти. 

Первой неожиданной новостью, опровергающей официальную информацию, что «экипаж «Energy Centurion» не пострадал» стало известие о ранении одного из моряков - двадцатилетнего Вячеслава Прудникова.

Это было первое дальнее плавание студента-практиканта новороссийской морской академии. И боевое крещение – тоже. Во время захвата судна шальная пуля задела Славу.

- Схватили нас где-то в два часа ночи по местному времени. Капитан успел подать сигнал SOS, и береговая охрана даже попыталась нас отбить. Началась стрельба. Мы оказались между двух огней. И хорошо, что капитан скомандовал полный ход. Иначе бы нас либо бандиты, либо береговая охрана расстреляла.

Бандиты же вначале действовали очень жестко и даже неадекватно. Кричали, стреляли под ноги, избивали… - сказал в своем первом интервью Слава, опубликованном на сайте Российского профсоюза моряков. 

Когда все новостные ленты облетела информация о том, что российских моряков вызволят из плена французские военные, многие на берегу успокоились. А на самом деле на судне ситуация только обострилась.

– Когда к нам стали приближаться военные, меня, уже раненого, и боцмана пираты вытащили из каюты наверх и положили на палубу. Сказали, что если начнется штурм, то мы будем первыми расстрелянными заложниками.

Потом в этот же день пираты заставили нас перекрасить название судна, чтобы визуально не было понятно, что за танкер. После чего мы ушли в океан. Там пираты чуть-чуть успокоились. Разрешили коку готовить еду для экипажа, выходить по одному в туалет. В общем, напряжение немного спало. А потом пираты ушли, - продолжает свой рассказ Прудников. 

Несмотря на юный возраст и начальный опыт морской практики, сельский паренек из села Вольное (Адыгея) очень быстро разобрался в ситуации и оценил грамотные действия капитана судна.

В экипаже среди россиян он был единственным греком. Но национальная принадлежность в экстремальных условиях не важна. Важен профессионализм. По этому поводу Прудников говорит предельно коротко и ясно: «Он нам всем спас жизнь».

Мне и раньше доводилось слышать от новороссийских моряков, попавших в передрягу, что в рейсе капитан – второй после Бога. И это чистая правда. Например, вот как описывает произошедшее на Energy Centurion журналист Михаил Войтенко, который специализируется на теме морского пиратства: 

«Стали известны некоторые мрачные подробности захвата пиратами Гвинейского залива греческого танкера Energy Centurion с российским экипажем и греческим капитаном. Российский экипаж считает, что греческий капитан по крайне мере дважды спас им жизнь.

Пираты захватили танкер, они уже были на борту, и в это время доблестные вояки Береговой охраны Того, или ВМС Того, полезли отбивать Energy Centurion. Пираты выстроили экипаж вдоль борта в качестве живого щита, военных это ничуть не остановило, и они начали поливать танкер огнем из легкого стрелкового оружия. Весь экипаж попадал на палубу, кругом свистели пули, и моряки уже готовились к смерти, но в эти критические минуты не растерялся капитан, стоявший на мостике – он дал полный ход, и танкер ушел от этих с позволения сказать, «защитников» и «освободителей».

В благодарность пираты заставили его раздеться догола перед выстроенным для этого экипажем, после чего сильно избили и в течение всего времени, пока танкер был в их руках, держали его на мостике, не давая отдохнуть или как-то прийти в себя, и не давая возможности оказать ему помощь».

В разное время мне довелось лично общаться с моряками, побывавшими в нигерийском плену, отбивавшихся от сомалийских пиратов. И каждый раз для меня в этой мирной профессии было все меньше романтики и все больше мужества. 

Морские университеты капитана Тульчинского

Самыми дерзкими и опасными считаются сомалийские пираты. Именно с ними произошла встреча новороссийского капитана Юрия Тульчинского и экипажа.

Прошло уже два года, а этот захват российского танкера в Аденском заливе сомалийскими пиратами памятен многим до сих пор. Это произошло 5 мая 2010 года. Российский танкер «Московский университет» компании «Новошип» с грузом в 86 тысяч тонн сырой нефти направлялся к берегам Китая. На борту - экипаж из 23 граждан России под руководством капитана Юрия Тульчинского. 

Как рассказывал позже Юрий при встрече, они готовились к проходу судна в опасной зоне. С экипажем он провел инструктаж. На основании полученной карты с последними нападениями пиратов в районе Аденского залива был скорректирован путь следования судна. Вроде, все обсудили, все предусмотрели, но события стали разворачиваться стремительно и по самому худшему сценарию.

Ранним утром судно обстреляли сначала из автоматического оружия, затем начали палить из гранатомета. И это по танкеру с 86 тоннами сырой нефти!

Грамотные действия капитана Юрия Тульчинского и команды не дали морским разбойникам взять заложников и увести танкер к берегам Сомали. 

В момент захвата экипаж сумел скрыться в одном из внутренних помещений корабля и забаррикадироваться, отключив энергетическую установку и рулевое управление танкера. Пираты пытались взломать дверь в цитадели, поджигали ее и обстреливали, но так и не сумели ни добраться до экипажа, ни дать танкеру ход. 

6 мая, то есть через 20 часов осады танкер был освобожден большим противолодочным кораблем Тихоокеанского флота «Маршал Шапошников». 

Военным удалось освободить судно только со второй попытки. Когда на следующее утро Юрий увидел пиратов вблизи, у него сложилось впечатление, что все они находились в наркотическом опьянении. И, действительно, российские военные обнаружили у бандитов пакетики. Похоже, это и были наркотики. 

Экипаж танкера «Морской университет» был удостоен медалей «За отвагу», а капитану Юрию Тульчинскому президент России лично вручил орден Мужества. 

Об освобождении танкера «Московский университет» известный кинорежиссер начал съемки художественного фильма под названием «22 минуты». Ровно столько потребовалось военным для проведения опасной операции по освобождению судна.

На помощь морякам пришла вооруженная охрана. Но не ко всем

Просмотрев множество сайтов и морских бюллетеней в поисках статистики захватов судов, удалось найти не самые свежие данные. Так, по данным Международного морского бюро, в этом году у западного побережья Африки пиратами было захвачено шесть кораблей.

Пиратство остается главной угрозой мировому морскому судоходству, несмотря на то, что уже несколько лет многие страны проводят военно-морские операции с целью защиты своих судов.

Фото globallookpress.com

 

- Российский профсоюз моряков несет ответственность за своих людей. Мы контролируем репатриацию моряков, оплату больничного, если моряк обращается за медицинской помощью на территории другого государства, как это было у Вячеслава Прудникова. Также следим за выплатой компенсации морякам за утерю имущества. Все эти права можно защитить при условии, что судно покрыто договором ITF, - говорит Ольга Ананьина, инспектор Международной организации транспортников.

По ее мнению, нашим морякам с танкера «Energy Centurion» повезло в том плане, что на них напали не сомалийские пираты, потому что пираты из западной Африки – обычные грабители. Их интересует только груз, деньги. 

В борьбе с пиратством морским организациям все же удалось добиться разрешения на военное сопровождение судов. Так, с 2012 года, суда, которые проходят через Аденский залив, солидные крюинговые компании обеспечивают присутствие на борту вооруженных охранников. 

Видео 18+: youtube.com / Опубликовано 06.04.2012 пользователем koresh1995

По утверждению самих моряков, на сегодняшний день это самый действенный способ защиты. Пока не было охраны, моряки отбивались от вооруженных бандитов брандспойтами. 

- На уровне международных соглашений – увы, пока одни разговоры. У меня складывается впечатление, что это бизнес, в котором все завязаны. А в результате страдают моряки, - считает Ольга Ананьина.

По данным Международного морского бюро, в первом квартале 2012 года число нападений морских пиратов на суда у берегов Африки, и западных, и восточных, снизилось на 28 процентов по сравнению с тем же периодом прошлого года. Однако международные эксперты единодушны во мнении, что это ничтожно мало…

На 29 июля 2012 года в плену у пиратов находится 6 торговых судов, имеющих номер IMO и числящихся в международных базах данных. На борту этих судов 142 моряка. 21 заложник удерживается на берегу, среди них 17 моряков и 4 рыбака.

В текущем году пираты захватили 6 судов, 2 из них были освобождены иранскими коммандос через несколько часов после захвата, при этом 2 моряка погибли, пишет на своем сайте Михаил Войтенко. 

Доклады IMB по пиратству публикуются ежегодно с 1991 г.

Но статистика IMB является неполной, так как она учитывает лишь нападения, о которых официально сообщали судовладельцы. Поэтому в подобные отчеты попадает не более 10-20% инцидентов, связанных с пиратами.

Причина заключается в том, что владельцы кораблей и грузов часто предпочитают напрямую договориться с пиратами и выплатить им отступные.

Согласно докладам IMB, география действия пиратов XXI века – прибрежные воды Азии, Африки, Латинской Америки. Это явление отмечено в прибрежных морях 56 стран, сообщается в аналитической справке, подготовленной РИА Новости на основании открытых источников. 

Несмотря на реальную угрозу, которую представляют морские пираты, моряки выходили и будут выходить в море. Об этом говорил и опытный капитан Юрий Тульчинский, и совсем юный моряк Слава Прудников. Не собирались бросать профессию даже те новороссийские моряки, которые в 2005 году побывали в нигерийском плену. Шесть месяцев они провели под стражей, ожидая помощи. 

Для этих мужественных людей - это обычная мужская работа, а для их жен и матерей – испытание. 

Оцените материал
Оставить комментарий (4)

Также вам может быть интересно


Опрос

А вы часто бываете в театре?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах