Пассажирский траффик на Кубани огромен. Свидетельство тому – вечная толчея на автовокзалах и автостанциях. Только в Краснодар, по официальной статистике, каждый день на работу и с работы добираются 130-150 тысяч человек, проживающих на приличном расстоянии от краевого центра. Личные автомобили имеются далеко не у каждого.
Но почему в последнее время люди стали отказываться от официальных перевозчиков в пользу нелегалов? И чем это грозит самим пассажирам?
Простая арифметика
«Я езжу в Краснодар и возвращаюсь домой в поселок Ильский каждый день, и почти всегда на перекладных, - говорит Светлана Мамина. – И никогда – по билету! Есть рейсовые автобусы, которые предоставляют лицензированные перевозчики, но им я предпочитаю услуги таксистов. Если время позволяет, просто голосую. Автовладельцы, которым по пути, пассажиров подсаживают с удовольствием».
Если следовать арифметической логике, Светлана права. Билет в кассе стоит 85 рублей, но рейсовый автобус заезжает в станицу Северскую, теряется драгоценное время (дополнительные полчаса и без того приходится закладывать на пробки). Таксисты (кстати говоря, работающие без лицензии), берут за проезд с человека 100 руб. Что важно – пробки объезжают. В особо критических случаях (крупная авария на трассе, полностью парализующая движение на федеральной трассе на 1,5 и более часов) домчат в город объездными путями (через Львовскую, Панахес, Афипсип). За оперативность-то люди и готовы приплачивать. Попутные автовладельцы удовлетворяются 70 рублями.
Уехать из Краснодара еще проще. И самая популярная отправная точка для тех, кто едет в направлении Северской, Ильской и дальше в Новороссийском направлении, не Южный вокзал. Толпой голосующих обрастает остановка «Сити-центр». Зачем идти на вокзал, если уехать можно, просто руку подняв?
Пассажиры игнорируют услуги перевозчиков, работающих по лицензии. Массовость этого явления привела к тому, что транспортная экономика Кубани оказалась на грани банкротства. Работники отрасли нашли виновных - это недобросовестные конкуренты, обманом переманивающие пассажиров. И сами пассажиры, потерявшие чувство гражданской ответственности.
Частники под прикрытием
Вообще перевозчики, работающие на рынке междугороднего сообщения, делятся на три типа. Первая группа – это ГУПы, которые медленно, но верно угасают (опознать можно даже визуально – по устаревшему автопарку). Вторая – лицензированные регулярные перевозчики, выигравшие по конкурсу право работать на том или ином маршруте. И третья группа – в основном представленная ИП, работающими на рынке заказных перевозок (как правило, на шустрых микроавтобусах). Поправка: якобы работающими в своей нише. Потому что, как утверждают бизнесмены из второй группы, отбирают чужой хлеб.
«Предназначение заказных перевозок, как понятно из названия, в том, чтобы отрабатывать заказы по мере их поступления и в зависимости от пожеланий клиентов, - поясняет Валерий Слепов, руководитель транспортного предприятия Ейска. – Например, отвезти людей на экскурсию, на пикник или на пляж, а потом привезти их обратно. Однако этот статус для них – всего лишь прикрытие».
В доказательство Валерий показывает одну из городских газет: «Экспресс-пассажирские перевозки. Ейск - Краснодар (медцентры, авто и ж/д вокзалы, аэропорт). Забираем по городу». Тут же расписание ежедневных рейсов, в том числе следующих в обратном направлении.
«Что это, если не регулярные рейсы? Нелегалы настолько обнаглели, что перехватывают пассажиров на пути к кассам. Выстраивают свое расписание так, что их машины отправляются почти в то же время, что и регулярные рейсовые, но… немного раньше. Из-за них перевозчики теряют в месяц от 5 до 15 миллионов рублей! И это только в Ейске!»
Какой ущерб несут все вместе взятые кубанские официалы, подсчитать проблематично. Согласно самым осторожным высказываниям специалистов, работающие под прикрытием частники захватили от 20 до 60% рынка пассажирских перевозок.
«Рентабельность опустилась ниже некуда, - утверждает Венедикт Ядрышников, директор пассажирского автотранспортного предприятия станицы Каневской. – Если 3-5 лет назад коэффициент наполняемости автобусов на междугородних направлениях составлял 75-80%, то сейчас 20%. Работать легально и платить налоги - себе в убыток!»
Претензии эти принять можно. Путь, которым попадают на рынок междугородных перевозок, затратен (начать с того, что автобус стоит бешеных денег). Законодательных требований к ним масса. А вот владелец микроавтобуса освобождает себя от бремени обязательств. Перевозки по заказу не лицензируются, а носят уведомительный характер. Он зарабатывает, руководствуясь народным принципом: «Кто раньше встал, того и тапки!».
С каждым годом золотоносные маршруты для лицензированных перевозчиков становятся все менее прибыльными. Они вынуждены их корректировать, заезжая в попутные (и не очень) населенные пункты. Собирать пассажиров, которые позволяют не ехать автобусу пустым. В основном это пенсионеры-льготники.
«К чему это приводит? – задается вопросом Сергей Кумбарули, глава комитета по транспорту и пассажирским перевозкам краевого комитета общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства. – Чтобы хоть как-то отбить затраты, перевозчики вынуждены повышать тарифы. Если бы не нелегалы, сложившаяся сегодня цена на билет была бы меньше!»
Ситуация в глазах потребителя разыгрывается парадоксальная. Уступая бессовестным левакам в скорости и в комфорте, официалы поднимают цены! У пассажира появилась возможность выбора, и свой рубль он вкладывает в развитие… теневой экономики!
Куда уходит пассажир?
Говорят, что поймать с поличным шустрецов, вменить им какую-либо ответственность крайне сложно. У каждого в бардачке фиктивные договоры о найме. И люди в случае чего скорее подтвердят эту версию, нежели опровергнут! Нелегальные таксисты «просто подвозят знакомых». Как итог - «белая» транспортная отрасль загибается. Но… возникает крамольная мысль. А может, ее уже и не спасать? Как говорится, померла так померла?
Эксперты, защищающие интересы легальных перевозчиков, апеллируют к важнейшему аспекту безопасности. Где гарантия, что бомбила газельки не пропустил накануне рейса стопочку-другую? Паспорта у пассажиров, которым надо скорее, никто не спрашивает. Грузы, которые перевозят, никто не досматривает. (А если в багаже бомба? А вдруг пассажир – шахид?). Чтобы обернуться скорее, левые шоферы разгоняются до 120-140 км/ч, когда все стоят, мчат с ветерком мимо пробок по обочинам! Говоря коротко: нарушают, опасны, рискуют жизнями других! У легалов же, мол, все прозрачно и понятно. Человек покупает на вокзале билет (по предъявлению паспорта) и автоматически получает страховку. Случись авария, может рассчитывать на компенсацию. Шансы уцелеть в гонке под названием «жизнь» в разы выше. Но кто думает об этом, когда спешит?
И еще любопытное наблюдение. Многие рейсовые автобусы действительно выезжают с автовокзалов с тремя пассажирами в салоне. Но… на той же остановке «Сити-центр» все они останавливаются, поджидая пассажиров. Заполняются безбилетниками под завязку. Кто считает эти деньги? Куда они идут? Может ли перевозчик не подозревать о шалостях водителя? А вдруг потери, которые несут легалы, не столь уж массовы и существенны?
К сожалению, работать в тени гораздо выгоднее, чем в легальном секторе. Это, конечно, вовсе не означает, что честно зарабатывать деньги невозможно. Но для этого нужна необходимая малость – найти способ стать конкурентоспособным. Пассажиру все равно, транспорт какой формы собственности его везет.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть