Примерное время чтения: 7 минут
635

Замкнутый круг. Кто на Кубани накопил миллиардные долги за коммуналку

«АиФ-Юг» № 24 15/06/2016
Алексей Витвицкий / АиФ

Проблемы с задолженностями общероссийские. В целом по стране ее объемы, накопленные с начала года, превысили 800 млрд руб. Свою лепту в структуру общего долга внес и Краснодарский край. За поставленные ресурсы Кубань задолжала 13 млрд руб.

Порядком подзабытое понятие 90-х годов прошлого века «кризис неплатежей» вновь становится более чем актуальным.

И зубы на полку…

Задолженности за поставки услуг РСО (ресурсоснабжающих организаций) были и раньше, но теперь ситуация резко обострилась. Долги в ЖКХ растут в геометрической прогрессии.

«Самая большая задолженность у кубанцев за потребленный газ – 4,5 млрд руб., еще по 3,6 млрд руб. – долг за поставки электричества и тепла и 1,3 млрд руб. – за воду и водоотведение, - такие цифры приводит Вадим Якушев, заместитель министра топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края. - Раньше причиной возникновения долгов было то, что многие потребители не воспринимали услуги ЖКХ как коммерческий продукт, за который надо регулярно платить. Оплачивали квитанции от случая к случаю, или просто забывали о них. Сейчас ситуация изменилась. В отличие от предыдущих периодов, в 2015 и 2016 годах основной причиной неплатежей стали финансовые трудности, связанные с ростом инфляции, снижением доходов, высокой закредитованностью».

Елена Лысечко, начальник отдела по взаимодействию со СМИ управления ФСПП по Краснодарскому краю:
За весь 2013-й год количество производств, заведенных в крае по неплатежам ЖКУ, составило 30 тыс. А всего за 5 месяцев текущего года - 33 тыс. Общая сумма в производстве сегодня составляет 987 млн руб. Дело осложняется тем, что рядовые приставы постоянно меняются, объем работы огромный, и поэтому они не отрабатывают все исполнительные листы. Взыскивать долги сложно, в том числе еще и потому, что у значительной части должников, особенно физлиц, взыскивать фактически нечего в связи с серьезным ухудшением социально-экономической ситуации.

При этом, не смотря на статистику, выбор для большинства людей, платить или нет, не стоит. Все знают: за неуплату следуют санкции. Банк может отказать в выдаче займа - в личную кредитную историю попадают все данные о долгах за коммунальные услуги и хранятся там 10 лет. Неплательщиков не выпускают за границу. Но для тех, кто за границей отдыхать все равно средств не имеет, побуждающая мотивация не в этом.

«Раньше я за коммуналку платила нерегулярно. По принципу: сейчас некогда, заплачу потом, - рассказывает Дина Любимова, пенсионерка из Северского р-на. – На почту сходить (в нашем поселке платежи принимают там) целая проблема, выбиралась с квитанциями раз в два-три месяца. Сейчас оплачиваю счета очень аккуратно. За просрочку могут начислить пеню, а долги, если они накапливаются, становятся неподъемными. И тогда от коммуникаций вообще могут отрезать. Газ – это самая большая статья расхода. В холода в месяц уходит 3,5-4 тыс. руб., а еще нужно платить за электричество, воду, вывоз мусора… А всей пенсии – 10 тысяч». 

Летом отапливать дом нужды нет. Но для Дины Владимировны передышка это сомнительная. При каждой возможности пенсионерка платит за зимний газ вперед. Пусть это 500 или даже 100 руб. Суммы небольшие, но в холода выручат, позволят какое-то время не сидеть на хлебе и воде. Кубанцев, которые распределяют личный бюджет по принципу: заплати коммуналку, а что останется – на еду, достаточно. Таким образом, чем жестче кризис, тем сильнее дисциплина. Но, говорят эксперты, долго так продолжаться не может. Существует точка невозврата. Инстинкт сохранения здоровья и жизни сильнее. Грубо говоря, если человека поставить перед выбором - хлеб или свет - он купит хлеб... Для некоторых этот рубеж пройден. До 10% наших неплательщиков – это пенсионеры, которые раньше всегда относились к числу самых добросовестных клиентов.

Кто самый злостный неплательщик?

Оказывается, вовсе не малоимущие старики. Три четверти суммы долга приходится на юридических лиц: промышленные предприятия, бюджетные учреждения, организации тепло- и водоснабжения. Преимущественно по счетам не платят крупные представители бизнеса, в том числе и игроки самой отрасли – об этом в одном из своих выступлений сообщил Андрей Чибис, главный государственный жилищный инспектор РФ.

Такой расклад характерен и для Кубани. Наша местечковая черта заключается в том, что долговую кассу делают предприятия, входящие в перечень социально значимых. Именно они у нас – неплательщики самые злостные. Согласно российским законам, меры по ограничению поставок применяться к ним не могут. Возможна дисквалификация руководителя. Но такая мера непопулярна и практически не применяется.  Снимут начальника с должности, он тут же утверждается в новой, продолжает руководить предприятием как ни в чем не бывало. По мнению Эдгара Армаганяна, руководителя предприятия-поставщика электроэнергии, попытки манипулировать за счет своей социальной значимости пресечь удастся только на законодательном уровне. Нужен жесткий контроль. Нынешний порядок механизмов воздействия на таких должников не дает. Эксперт предлагает почистить список социальных объектов, которые нельзя отключать, оставив в нем лишь действительно значимые: школы, детсады, больницы.

Валерий Гальченко, эксперт рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни»:
Нельзя перекладывать на людей ответственность за весь объем задолженности в сфере ЖКХ! Сейчас гораздо важнее провести инвентаризацию начисления платежей, чтобы добросовестным гражданам не приходилось регулярно переплачивать за не потребленные ими ресурсы или нести бремя долгов управляющих компаний. По мнению Минстроя РФ, основной вклад в рост задолженности вносят граждане, но на самом деле платежная дисциплина обычных потребителей достаточно высока. Кроме того, ресурсоснабжающие организации включили в строку «задолженность граждан» миллиардные долги не прошедших лицензирование управляющих компаний. Однако работа по анализу ситуации и взысканию этих долгов в регионах не ведется. Если в ближайшее время не распутать этот клубок долгов, в ЖКХ наступит коллапс.

Но вряд ли это существенно поднимет сборы. Главный камень преткновения - в несогласованности сроков оплаты коммунальных ресурсов для разных категорий плательщиков. Люди платят в один срок (и имеют льготный период по оплате, за который не начисляется пеня). Организации - в другой. Ресурсоснабжающие также ведут взаимный расчет в фиксированные сроки (и пеня начисляется за первый день просрочки). Если люди не принесли деньги за газ, поставщику газа нечем будет рассчитываться с поставщиком электроэнергии. И наоборот. Создается огромный кассовый разрыв как минимум в несколько месяцев.

Что поставщику делать? Брать кредит. Или не платить. Второй вариант куда более популярен. Так, крупнейшее водоснабжающее предприятие, обслуживающее на Азово-Черноморском побережье, с прошлого года систематически не доплачивает за электроэнергию. Энергетики подали в суд, выиграли, краевое правительство погрозило должникам пальцем. Но  ничего не изменилось.

Важнейший инструмент воздействия на неплательщиков - начисление пени. Но для неотключаемых потребителей она как с гуся вода. Если она становится неподъемной, предприятие просто банкротится и уходит в небытие. Казус в том, что и начислять ее невыгодно. Пеня – это виртуальный (внеплановый) доход, который проводится через бухгалтерию, но налоги с нее платить приходится реальные. По большому счету, случаи взаимного начисления пени между поставщиками РСО воспринимаются как моветон.

Цепная реакция

Куда ни кинь, всюду клин. Поставщики услуг бесплатно работать не будут. Понятно, что им нужны деньги на поддержание инфраструктуры, на зарплаты и т.д. Но пока они выясняют, кто кому должен, ищут виноватых, страдают добросовестные плательщики. Вспомним, как в октябре минувшего года кубанский поставщик газа прекратил подачу топлива сразу в девяти районах края. Без горячего водоснабжения остались десятки тысяч человек! Один не платит – страдают соседи. Но справедливости ради обратим внимание и на качество услуг.

Как бы сделать так, чтобы жить стало комфортно и удобно? Почему регулярные повышения тарифов (дважды в год) не сопровождаются оздоравливающим для ЖКХ эффектом? Цепочка, в которой задействованы субъекты рынка энергетики, очень длинная: потребители, управляющие компании, ресурсоснабжающие организации, сетевые компании. Цепная реакция возникает, как только у одного участника начинаются проблемы. Но, может, дело не только в должниках? Может, все проблемы наши, как в той басне, от того, что в товарищах согласья нет? А его и не будет, если интересы разные. У одних – выжать, у других – выжить.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Опрос

Где планируете провести отпуск или выходные?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах