aif.ru counter
157

Преподаватель ПТУ: в 90-е рабочих заставили почувствовать себя ненужными

«АиФ-Юг» № 44 30/10/2013

Когда-то Краснодарский край был не только торговым, но и промышленным регионом. Работали заводы и фабрики. Профтехучилища ежегодно выпускали тысячи представителей различных рабочих специальностей. Сейчас активно развиваются только торговые центры. На заводы теперь «заказывают» специалистов из других регионов.

ПТУ финансируются по остаточному принципу

Юлия Бессонова, «АиФ-Юг»: - Светлана Николаевна, учителя, врачи были самыми уважаемыми людьми в городе и селе. Сегодня много говорят об их нищенских зарплатах, социальной незащищенности. Почему, как вы думаете, упал престиж профессии?

Светлана Старовойтова: - Я сама из семьи педагогов. Мама всю жизнь проработала в школе. Поэтому вопрос «кем быть?» передо мной не стоял. Сколько помню, маму очень уважали и соседи, и ученики, и их родители. Зарплаты, правда, и тогда были невелики, но на жизнь хватало. В 90-х годах произошел развал системы нравственных ценностей. Интеллигенции, чтобы выжить, пришлось идти на рынок - торговать. Учителям в то время не платили месяцами. Вот и бежали из профессии. В те годы моральные качества человека стали никому не интересны. Важным стало то, сколько он зарабатывает.

В 90-е и рабочие, и учителя, и врачи вынуждены были идти торговать на рынок, чтобы хоть как-то заработать на жизнь, на своих рабочих местах они оказались ненужными, считает Светлана Старовойтова. Фото: Из личного архива

Учителя, врачи со своими смешными зарплатами, конечно, не могли конкурировать с нуворишами. Ни в деньгах, ни в авторитете. Со временем государство опомнилось, попыталось поменять стратегию. Сейчас вроде бы образованию уделяют повышенное внимание. Разрабатываются программы, меняются стандарты, внедряется ЕГЭ. Повышается зарплата педагогам. Но все это касается только школ и высшего образования. Среднее звено - ПТУ - выпало из цепочки. Зарплату преподавателям училищ не повышают, сами учреждения финансируются по остаточному принципу. Материально-техническая база слабовата, особенно в районах. В самом Краснодаре есть достойные училища. Но основная-то часть населения живет в небольших городах и селах.

- А кому нужны ваши выпускники? Предприятия развалились, работать негде.

- Спрос есть. На периферии развиваются производства, требующие рабочих рук. Но краснодарских выпускников там работают единицы. И дело не в том, что не хватает ПТУ. Они есть. Проблема в другом. Во-первых, сейчас многие мотивированы на получение высшего образования. Учителя и родители «за уши» тянут учеников. А если уж совсем не справляется ребенок, только тогда ему дорога в ПТУ.

Представляете, с какими знаниями приходят к нам дети? Очень слабые. Кроме того, нельзя говорить об осознанном выборе профессии в этом возрасте. Вряд ли 15-летний школьник всю жизнь мечтал стать, к примеру, токарем и работать на заводе. Он еще серьезно не задумывается о дальнейшей жизни. В итоге нет мотивации, нет желания учиться.

По большому счету, вся система профтехобразования - как некое промежуточное звено между школой и армией - устарела. А значит, нуждается в серьезном реформировании. Иначе останемся вовсе без рабочих рук. Раньше выручала система распределения. Выпускник ПТУ обязан был хоть какое-то время поработать на производстве по своей специальности. Часто становился толковым мастером и оставался в профессии. 

Хамство и невоспитанность стали нормой поведения?

- Вот вы говорите, что ПТУ забирают на себя пласт самых неблагополучных детей. Удается ли кого-то перевоспитать?

- Безусловно, положительные примеры есть. Ребята из неблагополучных семей, учившиеся в школе очень посредственно, неожиданно становились прекрасными мастерами своего дела. А успешного человека, нашедшего свое призвание в жизни, уже не потянет к асоциальной жизни. Наши педагоги так и говорят ребятам, что у них наступил совершенно новый этап. Они выбрались из привычного окружения. Можно начать все с чистого листа. И только от них самих зависит, что будет на нем написано.

Но, к сожалению, правильный путь выбирают не все. Я работаю в профтехобразовании уже 25 лет. И в последнее время приходит все больше детей с нехорошими задатками. Хулиганистые, что ли. Наверное, это связано с общим падением нравственности в обществе. Сколько неполных, неблагополучных семей, где дети заброшены, предоставлены сами  себе! Мы фактически вынуждены исправлять школьный и семейный «брак». Учителя сейчас совершенно беззащитны перед хамством учеников. Нецензурщина звучит даже на занятиях. Одергиваешь их, а в ответ совершенно искренне: «Что такого я сказал?» Действительно, пол-России на этом языке говорит! С экранов телевизоров нецензурная брань стыдливо «запикивается». Но так часто пищит, что возникает ощущение - хамство, невоспитанность стали нормой поведения, и защититься от этого все труднее.

- Светлана Николаевна, но выход же должен быть?

- Нужно возрождать авторитет рабочей профессии. На уровне общества, семьи. Чтобы родители с малых лет учили ребенка, что все профессии хороши. Но чтобы это были не просто слова, нужно поднимать производства, платить достойную зарплату.

Сейчас в крае что-то сдвинулось с мертвой точки. Стали появляться новые заводы, предприятия. Появилась надобность в рабочих руках, а их нет. Поэтому используем труд мигрантов. Зачем?  Неужели все кубанцы так хорошо устроены, что на  строительные, сельскохозяйственные работы нанимаем людей со стороны? Нет! Просто двадцать лет назад рабочих, учителей, врачей, инженеров заставили себя почувствовать ненужными. Те специалисты ушли в другие профессии. А новые не пришли. Те, кто тогда остался, пока не в состоянии заполнить образовавшуюся огромную брешь. А значит, проблему надо решать на государственном уровне.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах