883

«Без хайпа ты out of date». Что происходит с русским языком и россиянами?

«АиФ-Юг» № 42 18/10/2017
dschap / pixabay.com

Говорят, что литература - это цитадель знаний, огромное хранилище духовно-нравственных ценностей. Но многие ли из нас туда хотя бы заглядывают? Благодаря краснодарскому блогеру соцсети неожиданно заполнились цитатами из «Незнайки на Луне»: сказку для детей взрослые люди обсуждали как чтиво сенсационное. Тем временем, после широко разрекламированного батла рэпера Оксимирона с заокеанским коллегой Disaster рунет наводнили цитаты на английском и новые слэнговые словечки.

Нет дыма без огня?

Светлана Лазебная, «АиФ-Юг»: Краснодарский блогер пожаловался, что за пост с цитатой из «Незнайки на Луне» его вызывают в прокуратуру. Новость оказалась фейком, но многие поверили в саму возможность этого - почему?

Фото: Из личного архива

Лариса Новосельская: Благодаря тому, что Гоголя, Лескова, Белинского никто не читал, разве что в школе «проходил», да и то мимо, детский советский писатель Николай Носов, известный сегодня по мультикам и аудиокнигам, вдруг превратился в революционера. В этот список можно добавить «Чиполлино», «Три толстяка» с наследником Тутти… А сказки Гофмана, Пушкина и Андерсена? А гайдаровский Мальчиш-Кибальчиш?

- Классика, даже детская, она идейная и нравственная: кому придет в голову учить детей врать и воровать? Понятно, что для контраста нужны отрицательные герои. Их аналогии во множестве обнаруживаются в современной реальности. А вот с положительными героями напряг. И что делать?

- Есть такое понятие как «пересмотр ценностей». Может быть, пришло время заменить старые идеалы новыми? Об этом говорят много, но неопределенно. Если мы готовы предложить что-то конструктивное, то, как говорится, милости просим! Но пока идет только «расшатывание устоев». Нам пытаются доказать, что везде подвох, что благородство лишь маска лицемерия. Делаешь доброе дело? Значит, имеешь выгоду, ведь добрых людей и поступков не бывает! И результаты уже впечатляют, что проявляется и в языке. Зияют лакуны и в морали, и в лексике.

Досье
Лариса Новосельская. Глава представительства Союза российских писателей по Краснодарскому краю, заслуженный журналист Кубани, лауреат премии «Золотое перо Кубани», номинант российской литературной премии им. Белкина, автор Всероссийского литературного журнала «Знамя».

- А мораль и лексика понятия взаимосвязанные?

- Конечно. К примеру слово «солидарность» вымыто из речевого оборота, потому что ушло из жизни. Это позволяет нам не только прятаться по своим норам, но и чувствовать свое превосходство перед ближними. «У меня пенсия 30 тысяч, хватает и мне, и детям!» - «А у меня квартиранты». - «А я внука в Газпром пристроил!» И плевать, как живут остальные! Это ближний круг, который позволяет себе откровенничать. А в целом живем тихо, как мыши, соседи шуршат, откроешь дверь - площадка пустая, их и след простыл. Молодым общественную жизнь заменяют сотовые телефоны - ухо и рот всегда заняты, а старикам - телевизор и воспоминания, в основном горькие - кто сколько не украл, когда был при должности (и это не шутка!). Темпы разложения морали опережают инфляцию. И заметно это в том числе по скудеющей лексике. Но ведь Эллочка Людоедка обходилась 30 словами, и ничего, жила не тужила. И такое ощущение, что некоторые наши современники именно с нее берут пример.

«Каюсь, грешен»

- Общение в социальных сетях специфическое. «Оки», «хайп», много слов иностранных, кодированных, сокращенных. Это плохо?

- Владимир Набоков - прекрасный, гениальный стилист - предлагал, представьте, создать специальный знак пунктуации для графического отображения эмоций: «…какой-нибудь типографический знак, обозначающий улыбку,  какую-нибудь закорючку или упавшую навзничь скобку…» По существу, он придумал «смайлик»! Язык - явление настолько сложное, что его, как и время, никто толком и не «расшифровал». Но в том, что он живой организм, уверены все, кто в теме.

В 1914 году в поэме «Облако в штанах» Маяковский писал: «…умерших слов разлагаются трупики, только два живут, жирея - «сволочь» и еще какое-то, кажется, «борщ». Ему же принадлежит знаменитая фраза «улица корчится безъязыкая». Так он описывал смену эпох. Так что борись - не борись за «чистоту языка», он сам себя обновит, когда уйдет одно время и придет другое.

«Окей», «маркет», «молл», «ролл» - безобразие! – негодуют многие. Надеюсь, они пребывают в счастливом неведении, что 15 миллионов их внуков с восхищением смотрели в Youtube баттл, то бишь дискуссию рэперов Гнойного с Оксимироном?

«Окей», «маркет», «молл», «ролл» - безобразие! – негодуют многие. Надеюсь, они пребывают в счастливом неведении, что 15 миллионов их внуков с восхищением смотрели в Youtube баттл, то бишь дискуссию рэперов Гнойного с Оксимироном? Я вот тут выписала из новейшего молодежного пока сленга: аноним - это «ноунейм», злопыхатель - «хейтер», бездельничать - «чилить», шумиха в СМИ - «хайп». Разговаривать на этом языке затрудняюсь, так же как и строчить смс-ки с бешеной скоростью. Но хотя бы понимать слова надо, чтобы не быть Out of date, как говорят англичане, устаревшим. 

 - А еще общение в Сети часто жесткое, на высоком градусе. Это не нравится педагогам и родителям, не пускающим детей в Интернет. Да и на улице раньше так много и открыто люди, особенно молодые, не ругались…

- Вот хотела хоть раз обойтись без классика нашего Салтыкова-Щедрина, но не получается. Как-то его упрекнули в злоупотреблении обсценной  лексикой, он очень смутился, потом развел руками и ответил примерно так: «Каюсь, грешен, да только есть в нашей жизни явления, которые иначе никак и не назовешь». Да, много грязных, матных, как говорит один первоклассник, слов. Они - признак бессилия перед обстоятельствами непреодолимой силы: судьбой, природой, государством. Ругань же в соцсетях идет от анонимности. Ты не знаешь этого человека, не встречаешься с ним взглядом. И останавливать тебя должна только внутренняя интеллигентность, которая, конечно, присуща далеко не всем.

- Блогеров можно назвать писателями? Некоторых читают многие тысячи. И они уже обижаются на слово «блогер».

- Это нормально. Это надежда приворожить успех и удачу. Научился пришивать пуговицу - рассказывай, что твои модели покупает дом Версаче. Поджарил яичницу - открывай ресторан в Милане. Все удачливые, все богачи. Все живут на берегу синего моря с бархатным песком - загорелые, ясноглазые, красивые. У меня есть рассказ «Наваждение» про бабушку, которая остаток дней проводила у телевизора, с ужасом вспоминая прошлое: «на соломе спали и соломой укрывались», «одни галоши на трех сестер…» А потом ей пришлось выйти в свет: увидеть заброшенную ферму, гнилые доски возле забора, кривую дорогу, общий унылый пейзаж. Вернувшись, она включила телевизор и больше из дома не высовывалась. Не хотела расставаться со сказкой. Сейчас полно таких бабушек, а особенно девушек. Знаю одну фантазерку, которая побывала во всех экзотических странах. Ей, конечно, никто не верит, потому что все знают, как бедно им с матерью живется, но она продолжает самозабвенно врать.

Все еще будет!

- Литература для большинства - не заработок. Откуда же так много желающих попасть в писательский поток?

- От желания самовыразиться, сублимировать жизненные провалы или похвастаться удачной судьбой. Огромное количество талантливо пишущих пенсионеров - это примета времени. Но как же трудно перестроить их творчество на «мирные рельсы». Их ведь воспитывали «историческими» личностями. Жизнь не была частной. И одобрялась только тогда, когда вписывалась в широкую панораму вселенских событий. Не оттого ли мы так политизированы и предпочитаем бытовые удобства «пожару мировой революции»? Это подметил еще Алексей Толстой в рассказе «Гадюка». Его героиня, участница гражданской войны, приходит на работу в городское учреждение, где «служат» (вот еще одно устаревшее в данном контексте слово) завитые, накрашенные барышни, которые устраивают свою личную жизнь и плюют на мировые проблемы. Трагической развязкой Толстой намекает, что история бесконечна, а вот отдельная жизнь коротка. И стоит ли бросать ее в топку навязанных идеалов? Впрочем, этот вывод следует уже из сегодняшнего прочтения «Гадюки». Старые литературоведы рассматривали рассказ как борьбу с мещанством.

- Недавно вышла ваша книга «Бедные мы, бедные» - почему именно такое название?

- Потому что герои русской реалистической литературы, начиная с Акакия Акакиевича, - бедные. И не только материально. Их всех жалко - и бедных, и богатых. Сто с лишним лет назад Блок писал: «Что бы ни сделал человек в России, его прежде всего жалко. Баба, кому кричишь, все равно ветра не перекричишь! Мужик, зачем лезешь во второй класс, все равно не пустят!».

- Последний вопрос, простой и сложный. Где брать оптимизм?

- В молодости! В молодости, даже если ты стар и тебе кажется, что все уже было и мир летит в пропасть. Надо не быть консерватором и доверять молодым, потому что они умнее, современнее и мобильнее отцов и уж тем более дедов! Они хотят прогресса, интеллектуальных побед и открытий! Жизнь -  широкая длинная дорога. Для стариков она простирается позади и ведет в прошлое. А для молодых -  это блистательный сияющий путь в будущее. У них огромное количество счастливых солнечных дней. Может быть, всем хватит этого тепла! 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Опрос

Где планируете провести отпуск или выходные?

Ответить Все опросы

Топ 3 читаемых

Самое интересное в регионах