153

Дети хотят трудиться. Почему в российских школах труд попал под запрет

«АиФ-Юг» № 26 24/06/2015

Бывший учитель, ныне пенсионер Сергей Соловцов всю свою сознательную жизнь изобретает способы облегчить быт. Он придумал сумку, которая легким движением руки превращается в табурет, замысловатый складной прицеп для велосипеда и многое другое.

Досье
Сергей Соловцов. Изобретатель, автор нескольких десятков авторских ноу-хау. Учитель общетехнических дисциплин и профессионального обучения. Педагогический стаж 43 года. Живет в Новопокровском районе.

Стул всегда с собой

«АиФ-Юг», Светлана Лазебная: Сергей Федорович, ваша чудо-сумка - для любой хозяйки просто мечта. Что мешает запустить ее в производство?

Сергей Соловцов: А торговлю уже кто-то наладил. Года через полтора после того как о моем изобретении рассказали по телевизору, я увидел рекламу почти такой же сумки. Единственное отличие - три колесика вместо двух.

- То есть вашу идею попросту украли? А что вам мешало запатентовать изобретение? Получали бы с продаж прибыль!

- Шутите? Вы сейчас разговариваете со мной или с каким-то миллионером? (Смеется). Чтобы получить патент, заплатить пошлины, нужно больше 60 тыс. руб. Откуда у рядового пенсионера столько денег? Если кому-то моя идея показалась стоящей, он смог ее воплотить и растиражировать - я только скажу спасибо от имени всех хозяек! Больше скажу: смотрите, берите, у меня немало еще придумок. Все мои изобретения прежде всего для самого меня. Не для патента, а чтобы жизнь упростить.

Сергей Соловцов и его сумка-табурет. Фото: Из личного архива

Вот как сумка-табурет появилась? Я часто в разъездах. Бывает, поклажа тянет, а присесть негде. Вот и подумал, а что если приделать к дорожной сумке не только колеса, но и подножки с откидным сиденьем? Конструкция легкая, компактная. Как-то был в Анапе. На автовокзале - ни одной лавочки! Солнцепек, люди маются… В очереди, в транспорте, когда ноги не держат, трансформер везде выручает. Для удовольствия и трехместный веломобиль сочинил, с крышей. Как приятно в хорошей компании на прогулку отправиться. Ни зной не страшен, ни дождик.

Растим тунеядцев?

- Вы работали учителем труда. Не очень-то престижная должность. Да и дети, говорят, не особенно готовы и хотят трудиться.

- Это неправда. Если урок хорошо организован, продуман, учитель умеет увлечь - дети трудятся в охотку. У них глаза горят. В нашей школьной мастерской действовал такой же алгоритм, как в конструкторском бюро. Придумай, сконструируй, вычерти. После делай.

Работали по дереву, по металлу. Была реальная возможность выявить, кто на что заточен. Все мальчишки в школе знали какое-то ремесло.

Учитель труда, замечу, это простонародное название. Правильно - «учитель общетехнических дисциплин и профессионального обучения». Что это значит? У школы был собственный огород, где практиковались в растениеводстве. Трактора, гусеничный и колесный, грузовая машина. Дети учились водить, разбирать двигатель, изучали Правила дорожного движения. В страду помогали колхозу как полноценные работники. Надо было видеть радость, с которой пацаны получали первую зарплату. Как домой чумазые шли, минуя душ, чтобы все видели: хлопец с работы! Из школы выходили готовые водители, растениеводы, механизаторы, которых охотно брали на работу. Многие поступали в вузы, становились инженерами - имея реальное представление, как работает тот или иной механизм, как закручиваются гайки. Горжусь, что немало ребят выбрали мою «непрестижную» профессию.

На пенсию ушел, когда стройная система профтехобразования в школе была давно и основательно (не хочется думать, что безвозвратно) разрушена. Начались реформы, перевод школы на западные рельсы. СМИ заговорили о недопустимости использования детского труда. Финансирование урезали, не стало материалов для занятий в мастерской. Железо приходилось выпрашивать на заводе, древесину в колхозе. Солярку клянчил у бывшего ученика, владельца заправки. Из дома железки таскал. А потом профессиональное обучение ликвидировали. Вообще! Технику отогнали в колхоз, который вскоре развалился, как, впрочем, и завод. Тракторы, которые не растащили на запчасти, сгнили.

- Теперь вместо «трудов» - «технология», чем там дети занимаются?

- Собирают конструкторы, например. Тунеядцев растим… Система образования с советских времен изменилась разительно. Мы ввели ЕГЭ, и, наверное, это правильно: исчезла коррупционная составляющая на этапе поступления в вузы. Но давайте теперь подумаем, как и чему мы их учим? Экономика, промышленность, сельское хозяйство запущены. А санкции - они не на год-два-три… Так вот у меня к господам-чиновникам вопрос: «А когда же вы займетесь подготовкой кадров, которые будут разгребать все то, что вы натворили?»

По главной улице - с оркестром!

- Вот про вас знакомые говорят, что у вас золотые руки, с утра до ночи в мастерской пропадаете. В свободное от дел время - в горы. Ваши ровесники чаще выбирают маршрут: лавочка-диван.

- Пока ты двигаешься - ты живешь. Это правило номер один не только для акул, для которых, как мы знаем из биологии, остановка означает гибель. Человек болезнь и немощь привлекает точно так же - остановкой движения. Так случилось, что всю жизнь бегу. В 1941-м, запеленатый, только родившийся - уже бежал. Родители спасали меня от подступавших к Ленинграду немцев. К родне в Пушкин не попали - город уже был оккупирован. Наверное, родители погибли… А я чудом уцелел, попал в детский дом. Сейчас это символ несчастья. Но я никогда не считал себя «казенным ребенком» и «безотцовщиной». Каждое лето проводили областной слет воспитанников детдомов. Шли парадом, по главной улице. Огромная колонна - после войны-то сирот много осталось. И вот мы шли, голоногие, румяные, в красивой форме, с оркестром! А по тротуару за нами бежали домашние дети. И в глазах их читалось разочарование, что они к этому шик-блеску отношения не имеют. В детдоме жили интересно, осмысленно, весело, успевали и трудиться, и учиться, и отдыхать. Не было времени сидеть, мух ловить - все время куда-то неслись. Так и пошло…

- Когда идет война, понятно, откуда сироты берутся. А сегодня ненужными остаются дети, которых рожают в благополучное, мирное и сытое время. Почему?

- Потому что заботу о детях мы декларируем все больше на словах. Есть одна притча… Купил человек хатку-завалюшку с садом заброшенным. И тут же начал все чинить, порядок наводить. Скоро и домик стал выглядеть словно новый, и сад заплодоносил… А сосед завистливый из-за забора наблюдает. То слово обидное бросит, то камень исподтишка. Как-то работящий новосел вышел на крылечко, а там куча мусора. Пошел он в сад, набрал яблок и отнес завистнику, со словами: «Кто чем богат, тот тем и делится».

Портит человека среда, в которой он воспитывается. То есть окружающие ребенка взрослые. Не всем достает родительской мудрости. Не всем педагогам хватает профессионализма. Но нельзя быть жестокосердными. От доброты и внимания, обращенных к ребенку, зависит благополучие страны. И наша старость.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Опрос

Где планируете провести отпуск или выходные?

Ответить Все опросы

Топ 3 читаемых

Самое интересное в регионах