aif.ru counter
283

Гуманный подход. Режиссер Юлия Сергеева - о том, как мы себя убиваем

Критики отмечают редкий талант режиссера Юлии Сергеевой раскрывать человеческие души. В ее «портретной галерее» запечатлены десятки образов - от стриптизерш до священнослужителей. «АиФ-Юг» побеседовал с режиссером о деликатности, с которой допустимо заглядывать в человеческую жизнь, и о хрупкости бытия.

О пользе «Доширака»

«АиФ-Юг», Светлана Лазебная: Покорять Москву едет множество провинциальных талантов. Кто-то преуспевает в этом, кто-то нет. Успешность действительно определяется талантом или все-таки связями?

Досье
Юлия Сергеева. Режиссер. Окончила Краснодарский государственный университет культуры и искусств по специальности искусствовед. Работала на радио и ТВ в Краснодаре, выпускала цикл еженедельной авторской программы «Арт-клуб». В 2001 году эта программа номинировалась на «Тэфи-регион» в категории «Лучшая по искусству». В 2003 году переехала в Москву, окончила школу документального кино «Реальное время» по специальности режиссура. Работала ассистентом режиссера в программе «Другое кино с Кириллом Серебренниковым». Автор фильмов «Дочки-матери», «Горько», «Москва: не верю», «Худая», «Вдвоем», «Мутант» и др.

Юлия Сергеева: Москва - город жесткий, слабых выбрасывает. Но талантливые, усердные и упертые, как правило, пробиваются, вне зависимости от того, есть связи или нет. На телевидении я работала ассистентом режиссера в программе «Другое кино» с Кириллом Серебрениковым. Не раз ему задавали вопрос: «Как стать знаменитым?» Он отвечал коротко: «Работайте!» Коренные москвичи, в особенности в творческой среде, расслаблены и изнежены. Им не надо рыть землю копытом. Родители уже подготовили для них стартовую площадку. Семейные кланы широко представлены в актерско-режиссерской среде. Но заметьте, редкий сын или дочка «блестит» аналогично маме и папе. Большинство наших «звезд» - провинциалы. Они действительно вкалывали, ели «Доширак», по съемным углам ютились. Те, кто держат себя в тонусе, вырабатывают больше творческой мощности, давно замечено.

- Чтобы снимать кино, нужны деньги. А если нет их?

- Вот без чего действительно нельзя обойтись, если мы говорим о документалистике, так это без камеры. Найди историю и героев, которые пробудят яркие эмоции, зацепятся в памяти. Выложи фильм в Интернет. Профессиональное сообщество удачи новичков улавливает. Если о тебе и твоей работе сформировалось хорошее мнение, можно рассчитывать на финансирование. Деньги на кино выделяет минкульт, съемки финансируют всевозможные фонды, творческие объединения и т. д. Конечно, прежде чем тебя заметят, может пройти много времени, творческий энтузиазм может иссякнуть, а жить на что-то надо. Заниматься только и исключительно творчеством в ожидании «звездного часа» - это роскошь, которую не каждый себе может позволить. Но можно и нужно снимать факультативно, имея работу или приработок, которые прокормят.

Гуманный подход

- Твой режиссерский дебют - лента «Худая». Героиня - певица с бурным прошлым из Краснодара, приехавшая в Москву лечиться от тяжелой болезни. Полгода ты снимала ее метания между стационаром и загулами в тусовке. Как пришла идея ее снимать? А главное, как она согласилась?

- Мы же знакомы сто лет… Фильм родился из желания показать ей  ее со стороны. Зная Лену, я не сомневалась, что начнутся приключения. В фильме она сама рассказывает, как была популярна в Краснодаре.

«Какая Лена? Та, худая, с гитарой? Та, пьяная, на «Жигулях?» Та, что по кабакам «Вальс-Бостон» поет? Да кто ж не знает ее?» Пересказывала и смеялась. Лена - талантливейшая личность. Певица с редким голосом, музыкант, композитор, поэтесса... Но с полным набором присущих богемной личности вредных пристрастий. И вот эта тенденция к саморазрушению спровоцировала болезнь, лишившую главного сокровища - голоса.

В столичной клинике ей дали шанс. Предвидела два варианта развития событий: или она, как феникс, возродится из пепла, или загонит себя окончательно. Несколько раз ее выгоняли из стационара за саботаж. Она сама сбегала, перепрыгивая через забор… Показала ей отснятый материал - на время она схватилась за голову. Потом опять срыв и долгое возвращение. Лена выкарабкалась, живет сейчас размеренной жизнью обычного человека. Но больше не поет. Болезнь лишила ее потрясающего таланта. Уверена, этот фильм очень был нужен прежде всего ей. Чтобы переосмыслила свою жизнь. Сейчас она у нее не такая яркая, как прежде. Но я очень надеюсь, что эти колебания - от жизни к смерти - для нее закончены. Хочется, чтобы свое отношение к самим себе пересмотрели и другие люди, запустившие механизм самоуничтожения. В нашей стране таких, к сожалению, очень много.

- А это этично - пользоваться живыми людьми как материалом? Показывать с неприглядной стороны всей стране?

- В этом есть доля холодного, присущего и журналистам расчета и цинизма. Но если ты показываешь человека, искренне им интересуясь, болея за него, сопереживая? В книгах герои пьют… Разве справедливо автора повествования обвинять в «пользовании» персонажем? Документалисты призваны отражать и исследовать реальность. И гуманный подход как раз в том, чтобы видеть человеческие трагедии. Кстати, Лена тайны из нашего фильма не делала, сама всем показывала. Она себя узнала. Сказала: «Это я, такая как есть». Знаете, это не часто удается - не исказить героя «авторским видением».

Чего не хватает?

- Время вообще сейчас агрессивное. Из-за расхождений на политической и идеологической платформах родные люди друг друга знать не хотят. Какая идея или сила может нас объединить?

- Вера. Не обязательно религия. Вера в добро. Я считаю, этот раскол, он искусственного происхождения. Вражда посеяна. Человек легко поддается зомбированию, ведется на провокации, ему свойственно паниковать. В страхе рождается агрессия, он защищает свои ценности, быть может мнимые, с пеной у рта, с кулаками. 

- А кто же эту вражду посеял?

- Первоисточник абсолютно всех конфликтов в извечном противостоянии добра и зла. Эти две силы борются. И от нас зависит, какая из них победит.

- То есть сейчас идет такая война? Поясни.

- Быть может, я примитивно рассуждаю… Абсолютное зло, воплощение сатаны на земле - это все, что связано с большими деньгами. С их переделом, с их добычей. Ведь все войны развязываются по этой причине. Причем, зло искусно прикрывается маской, выдавая себя за добро, притягивая сторонников и защитников из лагеря добра. Человеческое чистое, незамутненное начало в этой войне очень трудно сохранить. На фоне мировых конфликтов развязываются локальные - внутри стран, регионов, на бытовом уровне… У меня есть несколько очень богатых знакомых, наблюдаю за ними издалека. Трудно не заметить, как большие деньги развращают, разрушают личность. Да, есть меценаты, занимаются благотворительностью. Но таких, сохранивших человеческое ядро, живущих с осознанием, что деньги им даны чтобы помогать другим, тем, кто слабее и нуждается, - единицы.

- Что может в этих условиях «важнейшее из искусств»?

- Ответ прост и не мною дан: «Сеять разумное, доброе, вечное». По телевизору крутят в основном ширпотреб низкого качества. Вымышленные персонажи, высосанные из пальца сюжеты. Кто-то бегает с пистолетом, кого-то травят. Разве так в жизни бывает? Чему учит такое кино? Какие пробуждает чувства? Нам не хватает авторского кино. Жизнеутверждающего, с хорошим финалом. Не про бандитов и полицейских, которые бегают друг за другом. Не про мифических золушек и принцев. А про реальных людей с понятными всем радостями и переживаниями.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Опрос

Вернулись ли вы на работу после карантина?

Ответить Все опросы

Топ 3 читаемых

Самое интересное в регионах