Примерное время чтения: 8 минут
401

«Просветляющая лопата». Педагог – о том, можно ли научить патриотизму

«АиФ-Юг» № 23 08/06/2016
Полина Седова / АиФ

12 июня - День России, праздник свободы, гражданского мира и доброго согласия всех людей на основе закона и справедливости. Этот день - символ национального единения и общей ответственности за настоящее и будущее Родины. По традиции в праздник говорят о необходимости развития патриотизма. О духовно-нравственном воспитании подрастающих поколений. А что это подразумевает?

Люблю вопреки

«АиФ-Юг», Светлана Лазебная: Андрей, помогите понять, что такое патриотизм?

Андрей Григорьев
Андрей Григорьев. Фото: Из личного архива

Андрей Григорьев: С моей точки зрения, это как любовь к другому человеку. Если вы понимаете, за что его любите, то это уже не любовь, а расчет. Когда-то, на заре перестройки, когда возник своеобразный коридор свободы, моя одноклассница в сочинении про любовь к родине написала: «Моя страна несовершенна. Мрачна и страшна на фоне других стран. У нее ужасное прошлое и непредсказуемое будущее. Но я люблю ее вопреки всему». Мне кажется, это и есть патриотизм сегодняшнего дня – понимать все недостатки, но любить свою землю. Правительства, президенты, политики приходят и уходят. А родина остается. Это твоя земля, твой дом, твоя семья, твои дети и внуки, твои корни. Правительство ничего не может предложить, потому что оно совершенно не имеет к этому никакого отношения.

Однажды один знакомый американец (а они, как мне кажется, впереди всех наций в том, что касается патриотизма) сказал мне: «Знаешь, в чем ваша проблема? В том, что вы (он имел в виду не правительство, а обычных людей) сначала думаете про весь мир, потом про свою страну, потом про свой город, потом про свой дом, и только потом – про свою семью. А у нас все наоборот». Для меня это и есть патриотизм. Он либо есть, либо его нет. Я очень плохо представляю, как патриотизм можно развивать искусственно. Разве можно искусственно научить любить свою семью, свой дом?

Досье
Андрей Григорьев. Из семьи потомственных педагогов. В 1996 году закончил Минский лингвистический университет. Специализация – английский и французский языки. Преподает с 1992 года, еще со времен студенчества. Женат, два сына (17 лет и 3 года).

- Да, но патриотизму у нас стремятся учить. В школах края проводятся уроки патриотизма. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи – тема, которая не исчезает с повестки дня. Сейчас детей хотят объединить в общероссийскую организацию по типу пионерской.

- Духовно-нравственное воспитание – это совершенно отдельная тема. Это скорее вопрос этики, понимания ценностей культуры твоего народа. Ничего плохого в массовой детской организации не вижу. Конечно, частично во мне говорит мое советское прошлое и романтизированные «взвейтесь кострами синие ночи». Но меня смущает «гордость подвигами отцов и дедов». Это уже пахнет нафталином и промывкой мозгов. Да, победа была великой, и отрицать этого никто не собирается. Но и победа над Наполеоном была не менее великой. И Куликовская битва. Почему мы не помним о них? Вы можете себе представить, чтобы в России, скажем, 1890 года так пафосно разглагольствовали о великой победе над корсиканским супостатом? Неужели за 70 прошедших лет нам больше нечем гордиться? Детская организация нужна. Но формат я бы скорректировал.

- А почему патриотическое движение у нас непременно с приставкой «военно»?

- Вот и я не очень понимаю, почему как только государство начинает заниматься воспитанием, все получается про войну? Логично предположить, что да, патриотизм в глазах государства – это только способность умереть за родину на поле брани. Тогда стоит ли удивляться тому, что в мирное время с патриотизмом как-то плохо? И что приходится постоянно искать врагов?

Герои - на развлекательных каналах

- Любопытная деталь. На днях прошел как раз первый слет общероссийской детской организации. Дети фотографировались с министром обороны. Но куда больше их заинтересовал шоумен Михаил Галустян, который проходил мимо. Бросились к нему с криком: «Пацаны, вот он, наш кумир!» Откуда возьмется духовность, если масс-медиа навязывает таких кумиров?

- Об этом я и говорю! Людям, находящимся у власти, давно пора стряхнуть нафталин с плеч. Повторюсь: современным детям что Наполеон, что Сталин, что Александр Невский – все едино. Эти фигуры вне их понимания. И их никогда не будут рассматривать серьезно, потому что их нет на развлекательных каналах и в Youtube. Что до формирования духовности и нравственности, то это – к родителям. Конечно, можно принять закон и заставить масс-медиа работать на государство. Но я думаю, что именно родители должны объяснять, что тот или иной канал – дурновкусие, и это они должны ограничивать доступ своих детей в Интернет и социальные сети.

- Кто вообще сегодня герой? Где искать позитивные ориент

- Современный герой мне видится обычным человеком. Человеком, который использует Интернет для поиска информации по самообразованию. Который не принадлежит к политическим партиям. Человек читающий. Умеющий работать руками. Человек, который использует голову не только для того, чтобы «в нее кушать». Человек, который сможет выжить, если все эти интернеты, ютубы, фейсбуки и т. д. накроются медным тазом. Я не знаю, способна ли сегодняшняя интеллигенция предложить какие-то ориентиры. Существует ли она вообще, современная интеллигенция? Знаете ли вы хоть одного интеллигента младше сорока? Все наши интеллигентные люди, так или иначе, продукт советского прошлого. И ориентиры их будут оттуда. Я могу предложить только то, на чем вырос сам. Но насколько это нужно сейчас?

Шанцевое воспитание

- В популярной фразе «От того, какими мы воспитаем наших детей, зависит наше будущее» нет преувеличения. И как тут не вспомнить гуляющую в Интернете притчу об учении Просветляющей Лопаты. Однажды к мастеру Вану пришли его дети, исказали, что хотят жить по-другому. Мастер решил: пусть делают, главное – чтоб были счастливы. В итоге сын, который ушел жить к юноше, умер от СПИДа, второй объявил себя пацифистом, вегетарианцем, поселил в доме свинью и опустился. А дочь выбрала путь чайлдфри…

- И толерантный мастер Ван с ужасом подумал: «Что я буду делать, когда стану совсем старым? У меня нет ни одного внука или внучки!». Не то что у соседа мастера Чжана… Секрет воспитания которого оказался прост. Он сказал детям, что если они не прекратят валять дурака, то он прибьет их лопатой.

- Толерантность до добра не доводит? В давние времена в казачьей среде порка детей была обычным делом. Нынче времена другие, но до сих пор Кубань слывет едва ли не самым консервативным регионом. Вам не кажется, что лопата (ремень) - опасные средства воспитания, потому что выбивают инакомыслие, ограничивают возможности развития ребенка?

- Мне симпатична лопата мастера Чжана и не очень нравится слово «толерантность». Оно почему-то у меня ассоциируется с понятиями «равнодушие» и «безразличие». Я считаю, что нельзя бесконечно и повсеместно потакать детям в их требованиях и желаниях, иначе в вашем доме поселится маленький тиран (или несколько), и вы умрете, выполняя его требования. И я не думаю, что это имеет отношение к инакомыслию. У нас как у родителей есть выбор – принимать наших детей такими, какие они есть, и плакать по ночам в подушку, либо пытаться их изменить ценой бесконечного выяснения отношений и ссор.

Для меня, отца двух сыновей 17 и 3 лет, ясно одно – дети не принадлежат нам. Они совершенно другие, отличные от нас, «вселенные». Это можно принимать, это можно отвергать. Каждый выбирает для себя. Но с этим ничего нельзя поделать. Лопату мы можем применять только там, где речь идет об отношении к другим людям и их мировоззрению. Там, где нужно научить ребенка одному простому принципу: «Жить-поживать, никого не осуждать, никому не досаждать, и наше вам почтение».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Опрос

А вы часто бываете в театре?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах