Семья Хаджаевых в составе государственного ансамбля народного танца «Нальмэс» танцует почти 60 лет. Нынешний художественный руководитель коллектива Аслан Хаджаев дебютировал еще в пятилетнем возрасте.
«Меня под буркой выводили на сцену, распахивали ее, я вылетал оттуда и пускался в пляс», - вспоминает он.
Все началось с чечетки
«АиФ-Юг»: Вашей артистической династии почти 60 лет. Она ни разу не прервалась, и уже четвертое поколение Хаджаевых выступает на сцене. А как все начиналось?
Аслан Хаджаев: А началось все с дедушки, Юсуфа Салиховича. Он научился лихо отбивать чечетку еще на Сахалине, куда попал сразу после войны. Вернувшись в родной аул Шхашефиж (ныне поселок Урупский), пошел в колхоз работать трактористом. Дел было невпроворот - нужно было поднимать страну из руин. Но душа просила танца. И когда дед услышал, что в Майкопе набирают артистов в ансамбль песни и пляски (его правопреемником стал «Нальмэс»), который тоже надо было возрождать, ни секунды не думая, отправился туда.
Несмотря на отсутствие хореографического образования и солидный для начинающего-то артиста возраст (30 лет), его приняли. А уже через 2 года, в 1958 году, в колонном зале на сцене Кремлевского дворца съездов Юсуф Хаджаев получил звание заслуженного артиста РСФСР. Кстати, на то выступление он отправился с тремя сыновьями-погодками. Младшему было всего пять лет, старшему семь. Но все они уже выступали. Правда, позже профессию артиста выбрал только мой отец, Мурадин Хаджаев. Он тоже много лет руководил ансамблем. А моя мама Марзият больше 20 лет была солисткой «Нальмэса».
- А как к такому количеству артистов на одну семью относилась ваша бабушка?
- Она и сейчас единственный человек, который скептически относится к нашей профессии, - улыбается Аслан Хаджаев. - Она всю жизнь работала в ресторане поваром и считала, что мы все занимаемся баловством. «Ну что это за профессия для мужчины? - говорила она мне в детстве. - Выучись лучше на инженера!» Конечно же, дело было не только в «несолидной» профессии. Бабушка видела, что труд танцора нелегок - постоянные гастроли, которые нередко сочетались с травмами и ушибами. Времени лечить раны особо не было. Сделал обезболивающий укол - и вперед на сцену.
В общем инженера в семье так и не случилось. Я с детства был влюблен в танец. Еще бы, воспитывал-то меня дедушка, который жизни себе без этого не представлял. Впервые на подмостки я вышел лет в пять. Был какой-то городской праздник, и дед под буркой вывел меня на сцену. Распахнул ее, а там такой маленький сюрприз в черкеске. Она, кстати, до сих пор у меня хранится, как талисман.
Меньше есть!
- Аслан, известно, что ваш дед дружил с «королем танца» Махмудом Эсамбаевым. Как на вас повлияло такое звездное окружение?
- Только убедило в том, что я сделал правильный выбор. Причем ни капли звездности я в поведении великого артиста не заметил. Он часто бывал у нас в гостях, и дед не раз ездил к нему в Чечню. Мне он запомнился очень добрым, отзывчивым человеком. Я видел, как его любили зрители, с каким почтением относились. Кстати, мой дед, даже когда перестал выступать, не пропустил ни одного выступления ансамбля. В театре у него было свое место - на левом балконе с краю. Все артисты знали, что он оттуда за ними наблюдает. Я, наверное, тогда понял, что профессия артиста - одна из самых замечательных.
Правда, в этом меня убедило и другое. Мои родители (дед к тому времени на сцене уже не выступал) месяцами пропадали на гастролях. Бабушка, провожая их в тур, готовила на весь ансамбль. Причем ее пирожки никого из танцоров, заботящихся о своем весе, не смущали, а даже наоборот - всегда съедались с удовольствием. В ансамбле все были, как одна семья, молодые, жизнерадостные. Даже в те считанные дни, когда они находились дома, ходили друг к другу в гости.
- К слову о питании, придерживаются ли артисты специальных диет?
- Всем известно, что черкес должен быть стройным и подтянутым, а талия девушки должна умещаться в обхват мужских ладоней. Поэтому, конечно, все сами следят за питанием. Тем более что у нас есть такое правило: платье, которое шьется на артиста при приеме на работу, впоследствии не расшивается! Хочешь - не хочешь, а в костюм надо вместиться, да не просто влезть, а еще и станцевать. Иначе на сцену не выйдешь. А тем, кто хочет похудеть, совет один - меньше есть.
У нас есть такое правило: платье, которое шьется на артиста при приеме на работу, впоследствии не расшивается! Хочешь - не хочешь, а в костюм надо вместиться, да не просто влезть, а еще и станцевать. Иначе на сцену не выйдешь.
В искусстве главное - душа!
- Аслан, окончив хореографическое училище, вы уехали из Майкопа. Почему?
- Я с детства мечтал танцевать в ансамбле им. Игоря Моисеева. И меня даже приняли в труппу, но по семейным обстоятельствам вынужден был вернуться домой. Поэтому, когда меня пригласили в Кубанский казачий хор, я с удовольствием согласился. Годы, которые провел в хоре, можно назвать золотыми. Я был молод, в своей лучшей форме. Объездил со знаменитым коллективом весь мир и набрался опыта. Ведь очень важно вариться не в собственном соку, а смотреть, как работают люди. Потом была Япония, там проработал 11 лет. И знаете, что меня больше всего поразило? То уважение, с которым люди относятся друг к другу. Это стиль жизни, которому всем стоит поучиться.
- А скажите, профессионал сможет исполнить любой танец?
- Моя жена русская, она танцевала в адыгском ансамбле. И сейчас в коллективе у меня несколько девочек русских, все прекрасно влились в танец. Но, чтобы прочувствовать его по-настоящему, надо родиться в этой среде. Сердцем слышать ритмы гор. Еще сложнее с пением. Как бы я хорошо ни владел языком, никогда не смогу исполнить казачью народную песню. Впрочем, как и казаки - адыгскую. Но в этом и самобытность народной культуры.
- Профессия артиста никогда не считалась стабильной. Особенно в девяностые, когда зарплаты не платили месяцами, многие должны были менять профессию. Насколько охотно сегодня идут в коллектив?
- Как ни странно, в девяностые наш коллектив обрел второе дыхание. Тогдашний руководитель Амербий Кулов (кстати, Куловы - тоже известная танцевальная династия) вывел его на новый уровень. Да, деньги платили не всегда, но человек, имеющий отношений к искусству, поверьте, работает не ради них. Главное - желание заниматься любимым делом, совершенствоваться. Например, у нас есть парень, который, увидев выступления в Турции, покидал вещи в рюкзак и приехал в Майкоп, не зная, возьмут ли его здесь. Теперь он один из солистов коллектива. А другой молодой человек - адыг, но родился и вырос в Германии. Смотрел выступления ансамбля в Интернете. Сам выучил все мелодии, которые играют наши музыканты, взял билет и оказался у нас. Он тоже теперь выступает с нами. Хотя надо понимать, все мы живые люди и питаемся отнюдь не воздухом.
Как бы я хорошо ни владел языком, никогда не смогу исполнить казачью народную песню. Впрочем, как и казаки - адыгскую. Но в этом и самобытность народной культуры.
И действительно, еще несколько лет назад дефицит кадров был, а сегодня у меня есть возможность выбирать танцоров. У коллектива появилась поддержка. Это говорит о том, что все-таки общество стало понимать: культурные ценности важнее материальных.