Примерное время чтения: 8 минут
1591

Школа устала от реформ. Учитель года - об оценках, ЕГЭ и родителях учеников

«Образованию не хватает стабильности, пора ввести мораторий на бесконечные новшества и тем самым обеспечить спокойную жизнь учителям и школьникам, хотя бы на ближайшие пару лет», - считает молодой педагог, победитель конкурса «Учитель года города Краснодара-2012» Владимир Копылов.

На разных языках

«АиФ-Юг», Ирина Богданова: Владимир Андреевич, без преувеличений, нынче школа – вроде института. В первый класс дети идут основательно подготовленными. При этом в каждом образовательном учреждении  своя программа. Помнится, в советские времена мы обучались по единому стандарту, и всем все было понятно. Как все-таки лучше?

Досье
Копылов Владимир Андреевич. Родился в 1989 году в Краснодаре. Окончил КубГУ, факультет управления и психологии. Член Российской Ассоциации электронных коммуникаций. Учитель года Краснодара – 2012, победитель в Герценовской педагогической олимпиаде на Селигере. Имя внесено в Золотую книгу образования Краснодара в 2013 году.

Владимир Копылов: Я сторонник того, что должна быть одна программа. Сегодня в начальной школе, действительно, программ много, все они разные и требуют разного уровня подготовки, как от школьников, так и от учителей. Одни учат по Занкову, вторые - по Эльконину, третьи - по Петерсон и так далее. У каждой программы свои плюсы, и нельзя однозначно сказать – вот это хорошая, а вот это плохая. К пятому классу дети, так или иначе, подойдут с необходимым багажом знаний. Минус в таком разнообразии видят те родители, которые вынуждены переехать в другой район и перевести ребенка в другую школу. Для них это катастрофа. Им приходится с нуля вникать в новую программу - процесс сравним с изучением иностранных языков. Все равно, что вы резко бросите английский и начнете изучать испанский.

- А как вы относитесь к тому, что в начальных классах не ставят оценки?

- Положительно. Безотметочная система учит школьника саморегуляции и адекватной самооценке. Советская школа привела к тому, что «пятерки» стали важнее знаний. Сегодня в начальной школе дети сами себя оценивают, и это меняет их ценности: важно не то, какую я получу оценку, а то, как я выучу предмет. Изменился и подход к детям. Учитель и ученик – равноправные участники образовательного процесса. Не так давно зашел к коллеге на урок и услышал следующий диалог. Учитель спрашивает: «Что важнее в задаче - «А» или «Б?» Ответ второклассника меня поразил: «В данном случае, это не принципиально»…

Уедут, чтобы вернуться?

- Благодаря ЕГЭ у выпускников провинциальных школ есть шанс поступить в ведущие вузы страны. С одной стороны, им повезло, с другой – утечка умов в мегаполисы. Не считаете тенденцию тревожной?

- Пусть едут! Учатся на лучших факультетах, у лучших педагогов, набираются опыта в крупнейших российских компаниях, разрабатывают научные технологии и концепции в Сколково. Многие из них в дальнейшем обязательно вернутся в родные края. На местах гораздо проще внедрять новые идеи, развивать бизнес и больше шансов стать успешным в той или иной отрасли.

Если говорить о нашем регионе, то здесь созданы хорошие условия для стартапов. Пусть Москва, Питер для наших выпускников станут площадкой для стажировки. А потом ждем их назад. Даже если они останутся в столице работать, мы будем приглашать их сюда для обмена опытом.

Владимир Копылов считает, что в современной школе слишком часто внедряют новшества, но при этом ЕГЭ доказал свою пользу. Фото: Из личного архива

Вообще, считаю, ЕГЭ в этом смысле оправдал себя. С каждым годом все больше кубанских ребят поступают в лучшие вузы страны. У одного моего ученика была мечта – учиться на юрфаке в питерском университете, где обучались Путин и Медведев. Он набрал почти 300 баллов - она осуществилась. Сейчас он с восторгом рассказывает: «Представляете! Нам читает лекции глава Правительства!» Другие абитуриенты из провинции поступают в МГУ, МГИМО, и здорово, что они имеют возможность получать такого уровня образование наравне с детьми высоких чинов.

Довольно экспериментов

- Чего не хватает современной школе?

- Не хватает стабильности, пора ввести мораторий на бесконечные новшества и тем самым обеспечить спокойную жизнь учителям и школьникам хотя бы на ближайшие пару лет. Что сейчас происходит? Только педагог прошел курсы повышения квалификации, только вник в одно нововведение, как тут же внедряют другое. Инициативы сверху поступают хорошие, но слишком часто. У нас многое делается по принципу «из крайности в крайность». Взять профессиональные конкурсы. Их каких сейчас только нет. Если задаться целью - отправить педагога на каждый из них, то человек выключится из рабочего процесса на весь учебный год. Каждое такое мероприятие требует серьезной подготовки. Вообще, современный учитель должен выжать из себя все, что он умеет, и даже больше.

- Не потому ли большинство школ по-прежнему испытывают дефицит в молодых кадрах?

- В школе, где работаю, действительно, основной костяк составляют педагоги старшего поколения. Но надо отдать должное, когда молодых учителей заинтересовали различными мерами господдержки, они стали активнее к нам трудоустраиваться. Сам отношусь к данной категории и хочу сказать, что в ближайшие годы гарантированно буду работать в системе образования. Во-первых, есть огромное желание трудиться, во-вторых, это одно из условий льготной ипотеки, которую мне предоставили как молодому педагогу.

Другое дело, что многим молодым коллегам не хватает инициативности и жизненной энергии, ведь нагрузки на учителей колоссальные. Помимо непосредственной работы с детьми, есть внеклассная деятельность – организация походов в театры и музеи, есть бумажная волокита – журналы, отчеты и т.д. Не все готовы работать в таком ритме за небольшую зарплату. Очень грамотно построена система оплаты педагогам в Германии. Там школьные педагоги приравнены к муниципальным служащим с соответствующими окладами и системой льготного налогообложения. Среди их школьных учителей много мужчин - профессия считается престижной.

«Волновался, как артист»

- Кстати, почему вы выбрали эту профессию?

- В моем случае произошло все наоборот. Не я выбирал, профессия сама меня выбрала, когда заканчивал 11 класс в 2006 году. В то время в моей школе реализовывали проект по трудоустройству старшеклассников, и мне предложили поработать лаборантом. Согласился чисто из корыстных побуждений (смеется), хотелось заработать. После выпуска меня снова уговорили остаться. Школа проходила аккредитацию, было столько работы, что приходилось засиживаться до полуночи. Так я получил свою первую в жизни премию и понял: чем больше работаешь, тем больше зарабатываешь.

Потом так получилось, уволилась учитель информатики, попросили поработать вместо нее. Никогда не забуду свои первые уроки! Волновался, как артист на сцене. Мои ученики фактически были моими ровесниками. Поначалу пол-урока уходило только на то, чтобы успокоить класс. Но потом, благодаря поддержке старших коллег, постепенно научился работать с детьми.

«Никогда не кричи на детей. Чем больше ты кричишь, тем больше кричат они» - этому совету, который Владимиру Копылову дали коллеги, он следует неукоснительно. Фото: Из личного архива

- Как нашли подход к ним?

- Мне дали хороший совет, которого всегда придерживаюсь: «Никогда не кричи на детей. Чем больше ты кричишь, тем больше кричат они». Привык работать в условиях взаимоуважения и понимания. Дети – тонкие психологи. Очень остро чувствуют твое отношение.

- А какой совет дадите родителям? Как выстраивать отношения с ребенком и школой?

- Недавно смотрел фильм «Училка», в котором много мелких деталей, которые кажутся незначительными, но на самом деле они важные. Показан конфликт детей, родителей и школы. Отец говорит ребенку: «Чему тебя может научить школа? Научить могут только родители». Это неправильно. Раньше было взаимопонимание между школой и родителями. Можно было запросто прийти домой к двоечнику и дать рекомендации его матери или отцу. Сейчас это воспринимается так: не лезьте - сами разберемся. Но позвольте! Вы, когда болеете, обращаетесь к врачу? Так и в обучении. Нужно с 1-го класса понимать, что учитель – не враг, а союзник, который может не только дать знания детям, но и оказать качественную поддержку в их воспитании.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Опрос

А вам в детстве родители выписывали детские журналы?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах