aif.ru counter
29.11.2017 12:37
Светлана Лазебная
1025

«Все побежали, и я побежал». Художник о том, почему нужна мода на искусство

«АиФ-Юг» № 48 29/11/2017
Михаил Смаглюк / Из личного архива

Год назад на улице Октябрьской в Краснодаре появилась вывеска: «Студия «Глюк». Арт-галерею на собственные средства открыл Михаил Смаглюк. Известный далеко за пределами края художник, ювелир, реставратор  стал галеристом. Для чего ему это понадобилось?

По течению

Светлана Лазебная, «АиФ-Юг»: Михаил, давайте сразу поясним, что галерея для вас не заработок.  

Михаил Смаглюк: Абсолютно. Художникам необходимо пространство для общения. Я купил помещение, сам сделал ремонт. Здесь они совершенно бесплатно могут выставлять свои работы.

- А как вы решаете, кому выставляться, а кому нет?

- У меня есть свое представление о том, что интересно. Специально никого не ищу. Как правило, художники сами ко мне обращаются. Обычно это профессионалы в живописи, графике, фотографии. Но необязательно. Недавно с успехом прошла выставка Александра Савельева. Это молодой человек, практически обездвиженный. Тем не менее у него пять высших образований, он кандидат наук. В своем положении занимается наукой, увлекается изобразительным искусством. Я, когда узнал о нем, был поражен. Захотел сделать выставку, и она состоялась. Отзывы были теплые, душевные. Во все времена, а в наши особенно, такие личности, как Александр - пример, назидание нам, жалующимся на судьбу, имея здоровые руки, ноги…

- Поражены все и вашей многогранностью. Вы занимаетесь реставрацией и живописью, ювелирным искусством, создаете скрипки, теперь вот стали сапожником. Затем новая сенсация. Каждый день, после работы, тратите на галерею час жизни, чтобы встречать возможных посетителей. Вам это зачем?

- Давайте по порядку. Ни разу в своей жизни я не был в сапожной мастерской. Но еще ребенком я чинил обувь себе, родителям, соседям. Это почти забылось. Но опыт бесследно не исчезает. С годами наслаивались другие практики, умения, и… сапожное ремесло вышло на новый уровень. Для меня это естественно. Все, чем бы я ни занимался, -  это одно, как звенья цепи. Просто материал разный. Не важно, на холсте ты пишешь, с металлом работаешь, с деревом или кожей. Приемы одни и те же и смысл: ты творишь! Теперь о том, что я «трачу». Ну что вы?! Как нормальный человек, я стал уходить с работы в 6! Я прихожу сюда, в галерею, отдыхать. Специально никого не жду. Если приходят люди, то и слава Богу! Я рад, я получаю от этого удовольствие.

- Вы трудоголик?

- Неудобное слово, не подходящее. В моем понимании оно уместно, когда говорят о галерах. Когда человек занимается творчеством, он и будет им заниматься, будь то день, ночь или утро. Это образ жизни. Но когда я понимаю, что то, чем я занимался с упоением, превращается в рутину, я говорю этой рутине: «Все, до свидания!» Обращаюсь к следующей теме. Никаких зажимов и обязательств. Все естественно, по аналогии с вылитой на пол водой. Куда, в какую сторону потечет, она сама заранее не знает, но потечет обязательно. Вот галерея - это тоже новое направление, безумно для меня интересное.

Все побежали…

- Почему вообще сейчас такой всплеск интереса к культуре? Народ на выставки ходит, за билетами очереди. Это следствие того, что мы стали хуже жить, духовное компенсирует материальное?

- Разве есть взаимосвязь? Причина простая - она в потребности прекрасного.

- А может, это влияние пиара? Вспомните Шнура: «Водил меня Серега на выставку Ван Гога…»  Ходить на выставки стало модно.

- Ну есть такое. «Все побежали, и я побежал». Коллективное стереотипное поведение. В данном случае разве плохо? Раз человек придет под влиянием рекламы. Второй… И приобщится, втянется. Духовные потребности, если они пробуждаются, требуют постоянной подпитки.

- Но важно еще и качество этой «подпитки». В моде Ван Гог, а в тренде художники-акционисты, устраивающие невероятное.

- Не берусь судить. Каждому свое. Привлечь внимание через провокацию легко. Если вы публично высморкаетесь в занавеску, о вас тоже все заговорят. Но какой смысл в такой славе? Время, конечно, рассудит, где настоящее. Наносное забудется, уйдет в небытие. Вообще я считаю, это мой субъективный взгляд, что искусство должно быть рукотворным. По результатам труда видно, как серьезно автор относился к своему творению, сколько души вложил.

- Но вот взять полотно, а изображены там брызги. Как понять, искусство это или так, мазня?

- Именно в абстракции всегда видно, где мазня, а где настоящее. Если человек овладел ремеслом, поверьте мне, эти брызги будут особенные. Они вам понравятся. Это в любом деле. Хоть картины крась, хоть борщ вари. Невозможно писать тексты, не зная азбуки. Так и картины - не напишешь, не сымитируешь, не зная азов. Ремесло в какой-то момент переходит в искусство, не бывает иначе! Но может и не перейти. Если ты мало трудишься, по-настоящему об этом не мечтаешь.

Михаил Смаглюк говорит, что для художника нет предела совершенству. Фото: Из личного архива/ Михаил Смаглюк

Миру - мир

- Ваше творчество подвержено влиянию извне? Вдохновляют ли вас, допустим, фильмы, книги? Что вы сейчас читаете?

- Ответ: нет. Книги я не читаю. Когда? Я всегда занят. А если ничего вдруг не делаю, то думаю о том, что я буду делать.

- А за событиями в стране, в мире вы следите? Может быть, у вас и телевизора нет?

- Телевизор есть. В половине восьмого я закрываю галерею и иду домой. В восемь ужинаю и смотрю новости. Включаю компьютер, просматриваю ленту в соцсетях, у меня много друзей с оригинальным мнением. Мне небезынтересно происходящее. Я в курсе событий, но не более, я не поглощен политикой, не вступаю в споры. Слишком велика вероятность рассориться с хорошими людьми.

- У вас много друзей, а как вы определяете людей своего круга?

- Я не ищу себе подобных - это не интересно. Естественно, должно быть взаимопонимание. Мне симпатичны люди, с которыми можно говорить на профессиональные темы - художники, музыканты, столяры, кузнецы. Это плюс, бонус, но не что-то безусловное. На самом деле, в дружбе все просто: главное, чтобы человек был хороший.

- Я общалась со многими из ваших коллег и, если просила назвать наиболее значимых персонажей в современном искусстве, ваша фамилия звучала всегда. Вы не думали, чего в этих отзывах больше - профессионального признания или человеческой симпатии?

- Нет. Для меня это табу. Если человек, тем более творческий, начинает про такое думать, это называется самолюбованием. Он не может адекватно воспринимать то, что он делает.

- А как же амбициозность? Говорят, это лучший стимул для роста - не только профессионального, но и личностного...

- Атом бывает мирный и разрушительный. С помощью атома можно получить электричество, а можно Хиросиму. Так и амбиции. Бывают разрушительными - для самого человека, для его близких и для всех окружающих. Мои амбиции – мирные, мне помогают, а людям не вредят.

- Говорят, вы не признаете выходных и праздников. Только раз в год устраиваете себе отпуск на море. Это ваш способ поддержки внутреннего позитива?

- Да. Потому что от любимой работы кони дохнут конкретно. Каждый год в сентябре уезжаю. Слегка холодает -  и начинает ловиться рыба. А так как я привык все время что-то делать, с удовольствием рыбачу. Смотрю на горизонт, к которому невозможно приблизиться, размышляю. Творчество - тот же горизонт. Если ты серьезно работаешь, то никогда к нему не подойдешь. Нет конца, нет совершенства.

- Можете ли вы назвать себя счастливым?

- Не могу. В моем понимании абсолютно счастливый - это едва ли не сумасшедший. Как можно быть счастливым, когда вокруг так много горя и несчастья? Как можно не обращать внимания, оставаться равнодушным? Это равнозначно тому, чтобы залезть под одеяло. Укрылся и счастливый? Ну и лежи. А жизнь пройдет мимо. Но я бы сказал, что я околосчастливый. Земные радости мне не чужды.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество