Примерное время чтения: 11 минут
715

Ответ Председателю Совета Директоров Шато Ле Гран Восток Денисовой Е. А. на Открытое письмо на имя депутата Госдумы Звагельского В. Ф.

Фото: «Винодельческий Союз»

Уважаемая Елена Анатольевна!

Некоммерческое партнерство «Винодельческий Союз», созданное крупнейшими производителями винодельческой продукции, не согласны с Вашими высказываниями, изложенными в открытом письме заместителю председателя Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Государственной Думы РФ В. Ф.Звагельскому в отношении изменений Федерального закона 171-ФЗ, и считает необходимым направить вам по данному вопросу следующую информацию.

С 01 июля 2012 согласно определения термина «вино», данному в законе № 171-ФЗ, при производстве столового вина нельзя будет использовать концентрированное виноградное сусло и ректификованное концентрированного виноградное сусло, что на практике означает невозможность применения купажного способа производства для столовых полусладких и полусухих вин.

По общему мнению, сложившемуся в отрасли, данное изменение полностью разрушит рынок полусладких столовых вин российского производства, нанесет непоправимый ущерб российскому виноградарству и при этом позволит безо всякой конкуренции зарубежным производителям занять весь российский рынок столовых полусладких вин.

В качестве аргумента для введения через формулировку термина «вино» фактического запрета на территории РФ применения сахаросодержащих продуктов виноградного происхождения при производстве вина, используется утверждение, что якобы такой запрет содержится в нормах европейского законодательства.

При этом ссылаются на определение «вино», данное в Приложении IV Регламента Совета (ЕС) № 479/2008 от 29.04.2008 по общей организации рынка винодельческой продукции и спиртных напитков, в котором нет прямого указания на возможность применения при производстве вина сахаросодержащих продуктов виноградного происхождения. 

Однако следует учитывать, что европейское законодательство строится по принципу «что не запрещено, то разрешено». Все абсолютные запреты приведены в приложении VII Регламента Совета (ЕС) № 479/2008 от 29.04.2008 «Ограничения». Другое дело, что законодательство ЕС весьма подробно описывает правила проведения разрешенных технологических операций в винодельческой практике в целях сохранения аутентичности вина как продукта.

Например, в определении вина, данном в Регламенте Совета (ЕС) № 479/2008 от 29.04.2008 нет упоминания о возможности применения при брожении сахарозы для обогащения вина (повышения содержания этилового спирта эндогенного происхождения). Но, тем не менее, этот технологический прием является легитимным и используется при производстве вина на территории Европейского Союза. Правила проведения обогащения вина (шаптализации) приводится в Приложении V Регламента Совета (ЕС) № 479/2008. 

Технология производства столовых полусладких и полусухих вин по «купажной схеме» с применением добавления в виноматериал (вино наливом) сахаросодержащих веществ виноградного происхождения, которая практикуется в Российской Федерации (а ранее была принята в СССР) не противоречит законодательству Европейского Союза. Этот технологический прием в терминах Евросоюза называется «Подслащивание» и применение его является разрешенной в виноделии практикой.

В качестве отступления надо заметить, что у нас часто путают термины «обогащение» и «подслащивание» вина. Возможно, это связано с тем, что в европейской практике принято выражать количество введенных в винодельческие продукты сахаросодержащих продуктов не в единицах содержания сахаров, а в пересчете на увеличение общей объемной доли этилового спирта за счет увеличения потенциальной объемной доли этилового спирта, независимо от того, подвергаются ли внесенные сахаросодержащие продукты ферментации (брожению) или остаются в несброженном виде. 

Во всяком случае, между обогащением вина способом внесения сахаросодержащих продуктов и подслащиванием вина есть четкая разница: 

обогащение путем внесения сахаросодержащих продуктов ( «шаптализация») – внесение сахарозы или сахаросодержащих продуктов виноградного происхождения до стадии брожения или на стадии брожения с целью увеличить в получаемом в результате брожения вине объемную долю этилового спирта натурального (эндогенного) происхождения;

-подслащивание вина – внесение сахаросодержащих продуктов только виноградного происхождения в вино после окончания брожения в целях увеличения содержания сахаров в вине и придания ему сладости. При операции подслащивания вносимые сахаросодержащие продукты виноградного происхождения не подвергаются ферментации (брожению).

Как указывалось выше, никаких запретов на использование сахаросодержащих веществ виноградного происхождения для подслащивания вина Регламент Совета (ЕС) № 479/2008 от 29.04.2008 г. не содержит, но и не содержит также положений, регламентирующих проведение этого технологического приема.

Дело в том, что данный регламент устанавливает наиболее общие и фундаментальные правила организации рынка. Разрешенные технологические приемы описаны в другом регламенте, а именно в Регламенте Комиссии (EC) № 606/2009 от 10 июля 2009, устанавливающем подробные правила применения Регламента Совета (ЕС) № 479/2008 в отношении винодельческой продукции, практики виноделия и применяемых ограничений.


Для более полного понимания вопроса приведем выдержки из Регламента Комиссии (ЕС) № 606/2009 в части технологического приема «подслащивание»

(Приложение I D):

Commission Regulation (EC) No 606/2009 of 10 July 2009 laying down certain detailed rules for implementing Council Regulation (EC) No 479/2008 as regards the categories of grapevine products, oenological practices and the applicable restrictions

ANNEX I D

LIMITS AND CONDITIONS FOR THE SWEETENING OF WINES

1. The sweetening of wine may be authorised only if carried out using one or more of the following products:

(a) grape must;

(b) concentrated grape must;

(c) rectified concentrated grape must.

The total alcoholic strength by volume of the wine in question may not be increased by more than 4 % vol.

2. The sweetening of imported wines intended for direct human consumption and bearing a geographical indication is forbidden within the territory of the Community. The sweetening of other imported wines shall be subject to the same conditions as wines produced in the Community.

3. The sweetening of a wine with a protected designation of origin may be authorised by a Member State only if it is carried out:

(a) in accordance with the conditions and limits laid down in this Annex;

(b) within the region in which the wine was produced or within an area in immediate proximity. The grape must and concentrated grape must referred to in paragraph 1 must originate in the same region as the wine for the sweetening of which it is used.

4. The sweetening of wines shall be authorised only at the production and wholesale stages.

Регламент Комиссии (EC) № 606/2009 от 10 июля 2009, устанавливающий подробные правила применения Регламента Совета (ЕС) № 479/2008 в отношении винодельческой продукции, практики виноделия и применяемых ограничений.

ПРИЛОЖЕНИЕ I D

ПРЕДЕЛЫ И УCЛОВИЯ ПОДСЛАЩИВАНИЯ ВИН

1. Подслащивание вина разрешается, только если оно осуществляется с помощью одного или одновременно нескольких из следующих продуктов:

(а) виноградное сусло;

(b) концентрированное виноградное сусло;

(c) ректификованное концентрированное виноградное сусло.

Общая объемная доля спирта вина за счет операции подслащивания не может быть увеличена более чем на 4% об.

2.Подслащивание импортируемых вин, предназначенных для непосредственного употребления человеком, и имеющих географическое наименование происхождения запрещено на территории Сообщества. Подслащивание других импортных вин производится на тех же условиях, что и вина, произведенные в Сообществе.

3. Подслащивание вина с защищенным указанием о происхождении может быть разрешено государством-членом, только если оно осуществляется:

(a) В соответствии с условиями и ограничениями, изложенными в настоящем Приложении;

(b) в пределах региона, в котором вино было произведено, или в районе, находящемся непосредственной близости к нему. Виноградное сусло и концентрированные виноградные сусла, упомянутые в пункте 1, должны происходить из того же региона, что и вино, для подслащивания которого они используются.

4. Подслащивание вина допускается только на этапах производства или оптовых поставок.


Кроме того, в отношении Ваших цитат из регламента Евросоюза, сообщаем, что в разделе ОГРАНИЧЕНИЯ, как Вы правильно заметили, говорится о запрете на использование виноградного сока и концентрированного виноградного сока и о запрете на брожение таких продуктов, но речь не идет об использовании концентрированного виноградного сусла и ректификованного концентрированного виноградного сусла, применяемых с целью подслащивания при производстве столовых полусладких вин.

Помимо этого, в данном регламенте в терминах и определениях четко разграничивают понятия сока и сусла. Также обращаем Ваше внимание, что столовые полусладкие вина никогда не относились к спиртным напиткам, тем более к крепкому алкоголю. 

Таким образом, законодательство Европейского Союза устанавливает при проведении операций по подслащиванию вина следующие ограничения:

- подслащивание может быть произведено только с использованием виноградного сусла, концентрированного виноградного сусла или ректификованного концентрированного виноградного сусла;

- подслащивание можно проводить до увеличения общей (расчетной, а не фактической !) объемной доли этилового спирта на 4 % об. В привычных для нас терминах, исходя из того, что теоретический выход спирта из 1 г сахаров составляет 0,64 % об., это означает, что увеличение содержания сахаров в вине за счет подслащивания не должно быть больше, чем 62,5 г/литр.

- подслащивать вина с защищенным наименованием места происхождения можно только в месте выработки вина из винограда и только с использованием сусла, также выработанного в регионе выработки вина. 

- вина географических наименований подслащивать нельзя.

Ранее в европейском законодательстве содержался запрет на проведение подслащивания вина, если на стадии брожения проводилось обогащение сахаром («шаптализация»).

Но на сегодняшний день этот запрет на уровне Европейского Сообщества снят. Исходя из изложенного следует, что существование запрета на использование концентрированного виноградного сусла для подслащивания при производстве столового вина в Европе – это миф.

Если российским производителям использование указанного технологического приема будет запрещено, то зарубежные виноделы с удовольствием заполнят освободившуюся нишу недорогих полусладких вин. 

Кроме того, обращаем ваше внимание, уважаемая Елена Анатольевна, что во всем мире, в том числе и в Европе население в основном употребляет столовые вина в доступном ценовом сегменте.

А наши исполнительная и законодательная власть в первую очередь заботятся о большинстве населения России, прилагая все усилия по изменению структуры потребления населением алкогольной продукции за счет уменьшения доли потребления крепких спиртных напитков при одновременном существенном снижении общего уровня потребления алкогольной продукции в соответствии с Концепцией реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, подписанной председателем правительства и вновь избранным Президентом Российской Федерации В. В. Путиным, и направленной на снижение объемов потребления населением алкогольной продукции, в том числе слабоалкогольных напитков, пива и напитков, изготавливаемых на его основе (далее - алкогольная продукция), улучшение демографической ситуации в стране, увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, формирование стимулов к здоровому образу жизни, изменение структуры потребления спиртных напитков населением.

Структура же потребления алкогольных напитков населением, в связи с национальными традициями и вкусами, сложилась в России так, что населением потребляется 80% столовых полусладких вин. Кроме того, лишь небольшая часть населения может позволить покупать для себя вина Chateau le Grand Vostock, розничная цена которых составляет 930 рублей за бутылку Fagotine (Фаготин, белое), 650 рублей Cuvee Karsov (Кюве Карсов, красное) или 950 рублей за Chêne Royal (Королевский дуб, белое).

Исходя из изложенного, считаем необоснованными доводы, приведенные Вами в открытом письме В.Ф.Звагельскому, хотя в целом солидарны с Вами в стремлении развития виноградо-винодельческой отрасли для выпуска качественных вин, и повышения благосостояния нашего общества, дающего возможность каждому россиянину приобретать вина производства Chateau le Grand Vostock, качественные вина других производителей, в том числе и премиальное «Шато Марго» (категории Гран Крю, Франция).

С уважением, Генеральный директор Б. А. Катрюхин

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Опрос

А вам в детстве родители выписывали детские журналы?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах