Примерное время чтения: 8 минут
487

От детей 90-х до поколения TikTok. Доктор наук - о политике и молодежи

Доктор политических наук Ирина Самаркина.
Доктор политических наук Ирина Самаркина. Из личного архива

Существуют стереотипы об отношении молодых людей к политике -  с одной стороны, считается, что в юношестве ею особо не интересуются. С другой, есть известная фраза: «Кто в молодости не был революционером, у того нет сердца...» Так где же правда и каковы в действительности взаимоотношения молодёжи и политики, «АиФ-Юг» рассказала доктор политических наук Ирина Самаркина.  

Молоды до сорока?  

Федор Пономарев, «АиФ-Юг»: Ирина Владимировна, кого сейчас считают молодёжью. Всемирная организация здравоохранения верхнюю границу до 44 лет подняла. А у нас?  

Ирина Самаркина: в России в конце 2020 года приняли закон, который расширил границы молодёжи - верхнюю планку подняли с 30 до 35 лет. Главный критерий, по которому определяют молодых людей, не возраст, а жизненный этап, отличающий от детей и взрослых. Молодёжь вступает в общество: получает образование, создаёт семьи, начинает карьеру. И увеличение верхней планки - это мировая тенденция. Жизненный период, связанный с решением новых задач, увеличивается - вырос средний возраст вступления в брак, рождения детей, процесс образования и вовсе не прекращается. Приходит на ум образ растягивающейся гармошки - за последний век средний возраст увеличился примерно в два раза, соответственно, увеличилась и протяжённость жизненных этапов.  

- В возраст от 14 до 44 лет попадают разные поколения - частично X или иксеры, родившиеся с 1963 по 1981, игреки или миллениалы - с 1982 по 2000, Z (зеты) - с 2000-го… 

- Если говорить строго социологически, то под определение «молодёжь» попадает три поколения. К тому же сейчас границы поколений становятся всё меньше - четверокурсники говорят, что студенты первого курса совершенно другие: не так мыслят, имеют другие ценности. Да, молодёжь - неоднородная группа. Понятно, что в 14 лет и в 35 у людей совершенно разные взгляды на мир, задачи, мотивы поведения, принятия решений.  

Досье
Ирина Владимировна Самаркина - декан факультета управления и психологии КубГУ, доктор политических наук, профессор.

От «потерянного» к цифровому 

- Чем же принципиально отличаются родившиеся в XXI веке от тех, кого воспитывали в девяностые годы прошлого столетия?  

- На поведение людей влияет то, в каких условиях они проходили социализацию. В 90-е дети взрослели не в лучшей экономической ситуации. Тогда и у родителей было немного времени на воспитание - люди больше заботились о выживании. И у государства - именно в то время функцию воспитания убрали из Закона «Об образовании». Про детей 90-х существует штамп «потерянное поколение» - так говорят, потому что ими никто не занимался. Это поколение выросло самостоятельно, отсюда и ценности  - нигилизм, недоверие к власти, государству, надежда только на собственные силы.  

Современная молодёжь, зеты, находятся в мировом тренде. Это цифровое поколение, которое живёт здесь и сейчас, потребляет контент визуально. Как раз в способе восприятия, мышления - главное отличие поколений.  

- То есть разговоры о клиповом мышлении современного человека - это признанный учёными факт?  

- Да, разные исследования фиксируют, что школьники и студенты больше воспринимают глазами, через визуальные образы. Им сложнее, чем более взрослым, анализировать, выражать свои мысли. У игреков доминирующим каналом получения информации тоже было зрение, но посредством текста. Изменение способа восприятия информации связано с развитием технологий, со средой, в которой с момента рождения находится человек. Люди сами создали технологии, а они, в свою очередь, изменили их детей.  

За безопасность и права человека 

- Недавно случайно услышал, как совсем молодые люди обсуждали протесты в Казахстане. Выходит, молодёжь интересуется политикой?  

- Парадокс, но принципиального отличия в количестве интересующихся политикой в зависимости от возраста нет. Одинаково читают, смотрят, обсуждают. Так или иначе участвует в политической жизни 5-7% молодых людей. Интересуются, в том числе ходят на местные выборы, около 40%. В федеральных голосованиях принимают участие ещё больше. Но при этом политика не входит даже в топ-10 самых обсуждаемых молодыми людьми тем. Если количество политически активных людей в стране растёт, значит, что-то происходит, ведь активность - это канал обращения к власти. Максимальная политическая активность, особенно в среде молодёжи, в России была, например, в 1917 году.  В последнем исследовании мы пытались понять, кто они, региональные активисты и лидеры. И выяснили, что существует два основных типа. Лидеры-преобразователи-носители новых идей, которые умеют вдохновлять, готовы брать на себя ответственность, работать. И лидеры-потребители, которые демонстрируют прежде всего карьерную вертикальную стратегию,  они тоже ведут за собой, но из личных корыстных интересов.  

- Какие политические ценности разделяет современная молодёжь? Что для неё важно?  

- Наше исследование выявило три самые важные ценности. На первом месте безопасность - разделяют 72% опрошенных, на втором - права человека, 71,6%, и стабильность, мир - почти 70%. Кстати, ценности старшего поколения не сильно отличаются - оно тоже за мир, стабильность, безопасность. Разница есть только в отношении к правам человека. И это не первое исследование, показывающее, что ценностного разрыва между отцами и детьми не существует.  

Единственное, что молодые люди одинаково поддерживают и отрицают -национализм, когда некая этническая группа имеет больше прав, чем другие. 26% его разделяют, 28% относятся отрицательно. Я думаю, отношение к национализму имеет региональную окраску - в 90-е доходило до конфликтов, постоянная миграция делает проблему «своих и чужих» значимой.  

- Черчиллю приписывают фразу: «Кто в молодости не был революционером, у того нет сердца, но тот, кто остался им и в старости, у того нет разума». Действительно среди юношей больше бунтарей?  

- Если говорить о бунтарстве в действиях, то соглашусь. У молодёжи лет до 24 ценности ещё не сформированы, но действовать она готова. Поэтому молодых людей легче, чем представителей других поколений, мобилизовать на активность - и на конвенциональную, и на протестную.  

Если взрослый сначала подумает, то молодой сразу откликается на призыв. И в этом отношении поколение Z самое доверчивое. Миллениалы верят лидерам мнений, блогерам. Да, игреки тоже активно потребляют контент, но, в отличие от зет, проверяют его, прежде чем принимать решение. 

Мир, стабильность, безопасность - эти ценности разделяет и молодёжь, и взрослые.

Мы изучали, что важнее было для участников январских протестов 2021 года - ценности или действия. И пришли к выводу, что второе. Многие просто не могли ответить на вопрос, против чего или за что они выступают - намного важнее был сам факт участия. Организаторы протестных акций сумели технологически использовать потенциал активности. Это, с одной стороны, тревожит - значит, молодёжь легко вывести на улицы. С другой - ставит перед теми, кто занимается молодёжной политикой, задачу - формировать ценности, заниматься профилактикой.  

Мобилизуют через сети 

- Как социальные сети влияют на политические воззрения молодёжи? 

- Поколение Z - это поколение сети, которое доверяет лидерам мнений. Соцсети для зетов - основной источник информации.  Но главное в соцсетях не то, что они определяют содержание - это в любом случае делают люди, а их мобилизационный потенциал. Мы исследовали контент в социальных сетях, выясняли, кто создаёт мобилизационные технологии - чётко выделяются несколько центров в США и Европе. Проблема в том, что неконвенциональные субъекты имеют больший потенциал мобилизации, то есть поднять молодого человека на протесты легче, чем удержать от выступлений. Речь идёт не о ценностях, а именно о технологиях, которые используют в разных географических, локальных и политических форматах - их можно наполнить любым содержанием.  

Мы оценивали и работу государственных институтов в социальных сетях по противодействию протестной мобилизации - в этом плане государство отстаёт. А чтобы проводить профилактику, предупреждать, надо быть впереди, работать на упреждение. Поэтому задача тех, кто занимается молодёжной политикой, знать о технологиях мобилизации лучше, чем те, кто применяет их не с благими целями.  

- С давних времён идейный водораздел в отечественной политике проводят по линии западники/славянофилы, сейчас - «либералы»/ «патриоты». Кого же больше среди молодёжи?  

- Такое разделение конца XX века остаётся научным инструментом, но не соответствует реальности - таких идеологических групп давно нет. С 90-х годов в нашем сознании сочетаются ценности разного идеологического спектра - с одной стороны, мы гордимся достижениями страны, с другой - хвалим запад. Та же стабильность и безопасность - ценность традиционная, права человека - либеральная. И они легко сочетаются в сознании молодёжи, и не только. 

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Опрос

Где планируете провести отпуск или выходные?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах