485

Дорожный опыт. Как жители Кубани взяли благоустройство станиц в свои руки

Непролазная грязь в спальном районе Краснодара. Не только в станицах, но и в краевом центре есть большой простор для гражданских инициатив.
Непролазная грязь в спальном районе Краснодара. Не только в станицах, но и в краевом центре есть большой простор для гражданских инициатив. © / Елена Рябова / АиФ

Такая схема сотрудничества очень нравится чиновникам. Граждане рады тому, что их проблемы решаются. Но если вдуматься, топливом для этого тандема служит… чувство безысходности. 

Молодежная «стройка века»

Что представляет собой тротуар, ни разу не ремонтировавшийся за 36 лет? Если одним словом – безобразие! Жителям улицы Молодежной города Абинска надоело прыгать через ямы и тонуть в лужах. Новое покрытие требовалось давно, спорить с этим в местной администрации и не думали. Но учитывая огромное количество накопившихся в очереди на благоустройство улиц, переулков, проездов и тупиков… Надежды на скорое разрешение проблемы чиновники не давали. Так бы и спотыкались. Если бы не пенсионерка Любовь Чалова. По ее словам, она поинтересовалась в администрации: «Как можно решить вопрос положительно?»

На собрании улицы обнародовала план: «Есть улицы, где тротуара вообще нет, поэтому единственный для нас вариант - долевое софинансирование!».

Чалова взяла на себя переговоры. В ходе официальных и не очень встреч выработали двухстороннее соглашение. Молодежная включается в план ремонта. Администрация городского поселения занимается проектно-сметной документацией, проводит тендер на выполнение асфальто-укладочных работ, курирует подрядчика. Стоимость проекта (240 тыс. руб.) оплачивают вскладчину: 137 тыс. руб. выделила администрация, остальную сумму собирают жители (с каждого домовладения - по 3,5 тыс. руб., с одиноких пенсионеров – по 2 тыс. руб.). И редко кто отказывался платить. Приезда рабочих ждали. У подворий порядок навели, от сорной травы избавились. Чтобы асфальт стелили, не отвлекаясь на пустяки. Мужики местные, из тех, кто дома был, хватались за лопаты, помогали мастерам на «стройке века» - в охотку!

Инструкция. Как стать соинвестором?
Сначала создать инициативную группу и обратиться в местную администрацию с предложением по благоустройству. Затем обсудить на конкретном проблемном участке с представителями мэрии предстоящий фронт работ. Мэрия готовит проектно-сметную документацию, оценивает стоимость работ. После чего жители определяют сумму собственного финансового участия (софинансирования), переводят деньги на счет, открытый в банке под проект ремонта (реконструкции). И затем администрация муниципалитета проводит тендер, определяет подрядчика, контролирует ход и качество работ.

«Десятилетиями на улице ничего не менялось. Грязь, разруха, уныние. Тротуар появился новенький, и все преобразилось. У людей появилось чувство гордости и ответственности. И отношение хозяйское, бережливое. Нигде в городе так чисто тротуары не метут», - заключает довольная Любовь Чалова.

По просьбе соседей активистка готовит новый проект. Проезжую часть улицы необходимо сделать удобной для автовладельцев. Экономная администрация дала предварительное «добро» в надежде, что с легкой руки «застрельщиков» схема приживется, город станет краше. В том числе за счет вложений самих горожан.

«Практически ежедневно к нам обращаются жители с просьбами: асфальтировать дорогу, тротуар или прилегающую территорию к многоквартирному дому на той или иной улице. Конечно, хотелось бы сделать все, но, к сожалению, бюджет поселения ограничен. Поэтому в первую очередь ремонтируются центральные и наиболее проходные улицы, - комментирует Николай Власенко, заместитель главы Абинского городского поселения по ЖКХ и градостроительству. - Жители Молодежной давно просили отремонтировать тротуар. Мы предложили ускорить процесс - принять участие в софинансировании работ. Соответствующее решение люди приняли на общем совете. Возможностями ремонта вскладчину также заинтересовались жители ул. Ленинградской».

Гравий как мечта

Эта вечная песня под названием «Нет средств» побуждает брать инициативу в свои руки не только абинчан. Как мы писали в одной из публикаций, хорошим (местами отличным) состоянием на Кубани характеризуется в основном лишь федеральные трассы. Общая протяженность дорог общего пользования местного значения - 27 819,3 км. Из них доля дорог, не отвечающих нормативным требованиям достигает 6,7 %. Думается, эта цифра преуменьшена. Чтобы оценить масштабность проблемы, достаточно посмотреть непогожим утром на обувь людей, приехавших на работу в Краснодар рейсовыми автобусами из пригорода. 

«Я живу в станице Холмской, - говорит Ольга Романова, - на окраинной улице Ольгинской. Дорога грунтовая, в колдобинах. В распутицу – натуральное болото. Пока доберешься до автостанции, триста раз позавидуешь встречным бабушкам, которым неведомы терзания по поводу «красоты» удобных галош. Грейдер с щебнем представлялся нам с соседями только в мечтах. У администрации не находилось средств, резервов и возможностей. В итоге собрали с каждого дома по тысяче рублей, сосед привез машину гравия и свою дорогу в божеский вид мы привели самостоятельно».

Местным властям такая сознательность душу греет. И пусть не всегда, но как правило, муниципалитеты стремятся помогать инициативным землякам проявлять себя на непаханой ниве. К примеру, администрация Туапсинского района выделила 500 тыс. руб. на закупку бетона. Жители сел Георгиевское, Кривенковское и Кирпичное Георгиевского поселения самостоятельно подлатали нуждающиеся в ремонте улицы. Успешно внедрена такая практика в Северском районе. Жителей, которые имеют возможность своими силами отремонтировать дорогу, райадминистрация спонсирует талонами на отгрузку щебня с местного карьера. Получили талон – найдите транспорт, соберите работников…

«Инициативу софинансирования ремонтных и прочих работ, относящихся к сфере благоустройства можно поприветствовать, - отмечает Владимир Колпаков, руководитель регионального центра общественного контроля ЖКХ Краснодарского края. - Но надо понимать, что гражданская инициатива идет от безысходности и отсутствия перспектив улучшить условия проживания другим способом. Нельзя забывать о том, что сегодня у людей очень много проблем. Приходится думать о том, как и чем накормить детей, экономить каждую копейку. Освоение бюджетных денег требует более взвешенного подхода, более четкого планирования. Облагораживание одних территорий не должно осуществляться за счет (и в ущерб) других».

Стратегия «смычки»

Дороги – не единственная проблема, которую можно решать с помощью доброй воли, честного труда и кровных накоплений граждан. Коренные краснодарцы и не подозревают, каково это – жить на отшибе, куда не поступает и сотая часть средств, щедро выделяемых региональной казной на формирование «столичного облика» (сейчас эта программа приостановлена). По официальной информации, озвученной в конце минувшего года, с 2007 года успешно освоено 14 млрд. руб. Деньги ушли на ремонт дорог, уличное освещение, строительство школ, поликлиник, детских площадок. Краснодарцам и в голову не приходит, что на ремонт фонарного столба или поликлиники можно «сбрасываться». Но таковы реалии кубанского села.

В Красноармейском районе жители совместно с администрацией пытаются решить острую для глубинки проблему уличного освещения. Администрация покупает фонарь на три-четыре дома, вешает, а люди оплачивают. И фонарь, и его установку, и потребленные киловатты. Иначе - сидеть бы им в темноте.

Жители хутора Беднягина Тимашевского района собрали деньги и сами отремонтировали врачебную амбулаторию. Зданию местной поликлиники перевалило за 60 лет, и оно стояло в перманентной очереди на капитальный ремонт. Также установили у входа в амбулаторию новые лавочки и заменили за свой счет два окна в кабинете терапевта. Один фермер купил для поликлиники сплит-систему. Расчет хуторян простой, прагматичный, чисто хозяйский. Без ремонта здание развалится, а в райцентр за медпомощью не наездишься. Потому и на ремонт центральной водонапорной башни (в 2010-м) собрали 235 тыс. рублей. Дороговато, но ведь лучше, чем сидеть без воды?

Руководители «крайних» муниципалитетов смекнули стратегическую важность тесной «смычки» с населением. В день, когда мы брали комментарий у сотрудника Абинского городского поселения, муниципальные служащие вышли на субботник. Наводили порядок в окрестностях городского кладбища. Чиновник давал комментарий с лопатой наперевес – работники администрации сажали деревца.

Жить в благоустроенных условиях, в чистоте, порядке хочется всем. Но тут невольно напрашивается вопрос: почему жители крупных городов у нас оказываются в более выгодных условиях? Почему заложникам окраинам приходится доплачивать за блага, которые горожане получают абсолютно бесплатно? Есть ли другие алгоритмы решения насущных проблем?

С людьми надо советоваться

«Мне симпатичен подход, который практикуется в странах Европы. Люди платят налоги и жестко бьются за то, чтобы их деньги работали, - на них же, - говорит Павел Золотай, специалист по истории экономики. - Когда речь идет о каком-то важном проекте, он выносится на обсуждение общественности. Случается, совместно вырабатывается решение о повышении сборов. К примеру, в Будве (Черногория) горожане решили, что им необходима новая канализация. Поэтому летом вода там стала стоить дороже. Таково решение муниципалитета, одобренное горожанами. За счет «лишних» сборов идет финансирование строительства. Зимой цена на воду ниже.

Мы не знаем точно, куда идут наши налоги? Власть с нами не советуется. В России был прецедент, когда люди, безуспешно добивавшиеся ремонта дороги, починили ее за собственный счет, а потом выставили администрации счет на возмещение расходов. Суд был долгий, но люди его выиграли. Их участие в сложном процессе было мотивировано принципиальной позицией. Они хотели заявить о том, что власть распоряжается не абстрактными бюджетными деньгами, а средствами, которые ей в виде налогов дают конкретные люди».

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Опрос

Как вы заботитесь о своём здоровье во время пандемии?

Ответить Все опросы

Топ 3 читаемых

Самое интересное в регионах