Примерное время чтения: 5 минут

«Евгений Онегин» 1887 года издания пролежал на дне Керченского пролива 70 лет

Фото: Александр Кондрашов

Краснодарский край, 11 апреля – АиФ-Юг. О том, что земли Краснодарского края богаты на исторические открытия, археологи знают давно. Чуть ли не на поверхности - черепки от амфор, которые везли в свою колонию древние греки, немало похозяйничали здесь хитрые генуэзцы, а если уж совсем углубляться в глубину времен – стоянки древнего человека на Кубани тоже есть. Не зря который год здесь работают сразу две экспедиции из столицы – под руководством Николая Сударева и Владимира Кузнецова. И сенсаций, надо сказать, хватает и тем, и другим, да еще и  ученым-регионалам остается. И как доказал краснодарский археолог Александр Кондрашов, уникальным находкам вовсе не обязательно иметь почтенный возраст.

Томик «Онегина» на глубине 8,5 метров

Отряд ученых-подводников, что работает при Краснодарском государственном историко-археологическом музее-заповеднике имени Фелицына, разбирался в «белых пятнах» сражений Великой Отечественной войны на Кубани. Археологи знали, что на дне Керченского пролива с тех пор так и остались лежать несколько потопленных советских судов, участвовавших в Эльтигенском десанте. Это была одна из крупнейших операций войны, предпринятая, чтобы освободить Керченский полуостров. И она же положила начало освобождению Крымского полуострова. Жестокие бои развернулись в ноябре-декабре 1943 года, нынче, кстати,  у них годовщина – 70 лет.

Ученым-подводникам посчастливилось почти сразу – обнаружили торпедный катер ТКА-35, а в нем… библиотеку книг. Пятнадцать изданий, пусть и покореженных, но неплохо сохранившихся под толщей воды в 8,5 метров!

КСТАТИ

11 декабря 1943 года завершилась Керченско-Эльтигенская операция - одна из крупнейших десантных операций Великой Отечественной войны. Боевые действия отличались крайним драматизмом: стрелка весов неоднократно колебалась от победы к поражению и обратно. Эльтигенцы держались тридцать шесть дней и ночей, отбивая порой по десять и более атак в день. Они облегчили высадку основных сил десанта северо-восточнее Керчи. Захваченный Керченский плацдарм был использован в дальнейшем при освобождении Крыма.

- Сложились уникальные условия: книги оказались под слоем песка без доступа кислорода. Это их и спасло. И этот факт дает нам, ученым, огромную надежду на то, что и в других погибших кораблях можно обнаружить удивительные артефакты – еще более древние рукописи, - объясняет старший научный сотрудник отдела археологии музея Александр Кондрашов.

Удивил исследователей и книжный ассортимент: любовная лирика, русско-итальянский словарь, карманный справочник фотолюбителя и подлинная «жемчужина» коллекции - пушкинский «Евгений Онегин» 1887 года издания! И это, напомню, на военном катере.

- А как вы думаете? Моряки ведь тоже отдыхали иногда. А от военных действий хорошо отвлекает прямо противоположное - любовная лирика и классическая литература, - улыбается Александр Кондрашов.

Сам катер остался на дне, а вот книги бережно подняли на поверхность, чтобы уникальную находку не испортили любопытствующие - вездесущие дайверы-любители. Теперь издания находятся в краснодарском музее на реставрации. Александр Кондрашов надеется, что «колдовать» над ними закончат уже к лету, и тогда «подводные» книги смогут увидеть все желающие.

Каким богам поклонялись на мысе Тузла?

Интересно, что в том же районе - у берегов Тамани - на мысе Тузла буквально на днях сделали удивительное открытие члены Восточно-Боспорской археологической экспедиции Николая Сударева. Перезимовав, ученые вновь прибыли на Кубань на раскопки. И только начали проводить разведочные работы, чтобы уточнить границы греческого некрополя Гермонассы (его копают уже несколько лет), как обнаружили глубокую яму явно рукотворного происхождения. По странному совпадению, она тоже 8 метров в глубину.

Фото: www.archae.ru

- Копали шурфы , а попали на шахту. На разных ее уровнях захоронены останки животных. Судя по всему, они использовались для жертвоприношений, а сама шахта служила древнегреческим поселенцам в качестве жертвенника. Мы датируем ее IV веком до нашей эры, - сообщил Николай Сударев.

Аналоги таким сооружениям в мире есть, к примеру, в Палестине и Афинах. Назывались они алтарь-эсхара. Люди, которые их вырыли, поклонялись богине плодородия Деметре и в дар ей приносили исключительно свиней. Но вот странная штука: на мысе Тузла археологи останков свиней не нашли, вместо них – жертвенные овцы и коровы. Так что, каким богам поклонялись здешние жители, остается неясным. По предположению Николая Сударева, божествам подземного мира. А иначе для чего рыть в земле такую шахту? Колодцем для воды она не была – в этом ученые уверены на все сто процентов.

К сожалению, сохранить жертвенник для потомков не получится. И не только потому, что совсем рядом трудятся над очередным объектом строители. Просто шахта вырыта в глинистом слое почвы, и ближайшие дожди начнут ее размывать. Скоро и следа не останется! Но найденные артефакты ученые, разумеется, забрали с собой.