Под Армавиром обнаружили кости гиппариона, которым 13 миллионов лет

Ставропольская возвышенность под Армавиром – место широко известное в узких кругах археологов, палеонтологов, историков. Каждый год здесь ведут раскопки ученые Российской академии наук. Приезжают специалисты из Москвы, Санкт-Петербурга, других городов.

Носорог и лошадь «уехали» в Ростов

Этим летом посчастливилось ростовчанам во главе с ученым Вадимом Титовым. Ему удалось обнаружить остатки древнейших животных – носорога и гиппариона. Последний вид – удивительная трехпалая лошадь, у которой не было копыт, – давно вымер. Сейчас уникальные находки исследуют и приводят в порядок в лаборатории Ростова-на-Дону.

– Это большое везение найти не просто кости, а череп древнего животного. Череп сохраняется хуже всего, он разрушается в первую очередь, – объясняет научный сотрудник Армавирского краеведческого музея Галина Кравченко. – И именно по черепу легче всего установить внешний вид животного.

Когда под Армавиром плескалось Сарматское море...

По приблизительным данным, животные, чьи кости нашли под Армавиром, жили 12-13 миллионов лет назад. Тогда кубанские земли были совершенно не такими, как сегодня. И если в наши дни климат считается достаточно теплым (а лето так и вовсе жаркое), в ту эпоху здесь была едва ли не Африка! А на месте Ставропольской возвышенности плескалось теплое Сарматское море.

Так выглядел гиппарион

– Есть версия, что гиппарион – лошадка всего в метр высотой – вымер из-за изменения условий среды. Началось похолодание, он был к нему не приспособлен, да и трехпалость уменьшила шансы на выживание. Парнокопытные ледники пережили, – говорит Галина Александровна.

Пережили их и носороги, но на кубанской земле давным-давно перевелись.

Впрочем, ученые предпочитают о своих находках молчать. Во всяком случае пока. Исследования займут много времени и сил, а на выходе первоначальная гипотеза может измениться до неузнаваемости. Загадывать ученые заранее не любят. А вот в Армавирском ркаеведческом музее очень надеются, что часть найденных остатков со временем передадут в экспозицию.

– Мы не специалисты, реставрация не в наших силах – это очень сложная, кропотливая работа. Ростовские ученые как раз сейчас ею и занимаются, – поясняет Галина Кравченко.

От слона осталось два бивня

Впрочем, кое-что из найденного в Армавирском музее уже хранится. В 2008 году на Ставропольской возвышенности случилась сенсационная, сравнимая с сегодняшней, находка – кости слона трогантериевого. В экспозиции можно увидеть два его бивня. Ученые нашли и другие фрагменты его скелета.

Трогантериевый слон интересен тем, что это и есть предок мамонтов! В связи с похолоданием климата животные начинали покрываться шерстью, так вот у того слона она достигала метра в длину!

Две крупные археологические находки с небольшим перерывом во времени ученых, наверняка, воодушевили. Кто знает, что еще они смогут найти в земле под Армавиром.