Примерное время чтения: 14 минут

Таран царя Митридата, или Что нового находят археологи в античной Фанагории

Сюжет Живая история Кубани
Алина Менькова / АиФ-Юг

Корреспондент «АиФ-Юг» Алина Менькова отправилась в поселок Сенной Краснодарского края, где две с половиной тысячи лет назад был древнегреческий город Фанагория, и узнала, какие тайны в себе хранит новая историческая находка, о чем мечтают молодые археологи и что появится в этой местности в будущем.

История глубиной 7 метров

Сейчас здесь территория Краснодарского края, поселок Сенной. Но стоит спуститься вглубь на несколько метров и оказываешься в шестом веке до нашей эры, в экономическом и культурном центре Причерноморья того времени – Фанагории.

Фанагория — крупнейшая древнегреческая колония, располагавшая на территории современной России. Она находилась на берегу Керченского пролива, на Таманском полуострове, в 25 км к северо-востоку от Гермонассы, и была второй после Пантикапея столицей эллинистического Боспорского царства. Местонахождение Фанагории было установлено ещё в XVIII в., после того как были обнаружены пьедесталы мраморных статуй Афродиты.

Фанагория все еще остается малоизученной, нужно исследовать более 65 гектаров. Мощность культурного слоя достигает семи метров вглубь земли. День за днем, вооружившись лопатой, щеточкой и собственным любопытством десятки археологов пробираются вглубь веков. Правда, бывает, что «соприкоснуться с историей» пытаются и черные копатели.

«Охрана здесь работает круглосуточно, поэтому не раз ловила таких любителей раскопок. Бывали случаи, когда сюда приезжал якобы организатор раскопок, а на самом деле интернет-мошенник с группой любопытствующих. Он брал с них деньги и отправлял на раскопки, и сразу же уезжал. Люди брели сюда с металлоискателями и надеждой раскопать сенсацию, но охрана разворачивала их и возвращала обратно», – рассказывает руководитель программы «Историко-культурное наследие Кубани»  Георгий Кокунько.

Площадь раскопок – около семи тысяч квадратных метров, и это малая часть города. Фото: АиФ-Юг / Алина Менькова

Сейчас в  раскопках участвуют более трехсот человек из самых разных городов России – Краснодара, Москвы, Воронежа, Оренбурга, Магнитогорска.

Люди со всей России участвуют в раскопках. Фото: АиФ-Юг / Алина Менькова

Площадь раскопок составляет около семи тысяч квадратных метров земли. И это только малая часть от той местности, на которой располагалось городище.

Привет, орудие

В научно-культурном центре «Фанагория» многолюдно: сотни редких и уникальных артефактов и, главное, боевой таран, датированный 63 годом до нашей эры, представляют общественности.

«Самые интересные вещи, такие как таран, археологи чаще всего находят под водой. Этот обнаружили на дне Таманского залива. Длиной он более метра, весит килограммов 15», – рассказывает Георгий Кокунько.

Он вместе с доктором исторических наук РАН Владимиром Кузнецовым с гордостью открывает небольшой бак с лежащим в нем орудием и показывает таран журналистам.

Бронзовый таран боевого корабля царя Митридата VI Евпатора нашли археологи на дне Таманского залива. Фото: АиФ-Юг / Алина Менькова

«На таране знаки – полумесяц и звезда, видите. Это царские знаки Митридата, – рассказывает Владимир Кузнецов, – таран был обнаружен неподалеку от античного корабля, найденного подводным отрядом экспедиции еще летом 2012 года и ставшего на тот момент археологической сенсацией сезона».

«Верхние части многих сохранившихся деревянных деталей корабля обуглены. То есть скорее всего корабль сгорел и затонул фактически у причала», – уверяет руководитель подводного отряда Фанагорийской комплексной археологической экспедиции Сергей Ольховский.

Реставрировать найденный корабль ученые пока не собираются, поэтому он так и останется лежать на дне Черного моря.

«У нас пока нет средств, это очень затратное мероприятие», – объясняет Сергей.

Теперь археологи уверены, что это было не византийское торговое судно, как предполагалось раннее, а бирема – боевое гребное судно с двумя рядами весел по каждому борту размером 16 на 3,5 метра. Это судно было создано, чтобы подавить крупнейшее восстание в стране, поднятое жителями Фанагории против царя Митридата.

«Митридат VI считал себя новым Александром Македонским и всю жизнь посвятил борьбе с Великим Римом и попыткам сделать империю по примеру империи Александра, – рассказывает Владимир Кузнецов. – Рим провел с ним три крупные войны и победил. Митридат бежал в Пантикапей. Тогда жители сожгли дворец размером в семьсот квадратных метров, где находились дети правителя. Следы огня мы обнаружили на Акрополе, в самом центре Фанагории».

Владимир Кузнецов рассказывает об истории древнегреческого города Фанагория. Фото: АиФ-Юг / Алина Менькова

Дети Митридата при пожаре сдались мятежникам, а жена Гипсикратия погибла во время боя. Еще в 2006 году археологи нашли в земле мраморную надгробную плиту с ее именем. Огромный интерес исследователей вызвала надпись на этой плите, которая гласила: «Гипсикрат, жена царя Митридата, прощай». Ученые гадали, почему женское имя употреблено в мужском роде.

Надгробная плита Гипсикратии – жены Митридата. Фото: АиФ-Юг / Алина Менькова

«Митридат уважал свою жену за ее мужественный характер, ведь она сопровождала своего завоевателя во всех походах», – говорят исследователи, показывая надписи на надгробной плите.

Участники истории

На Кубани профессиональных археологов стали готовить относительно недавно.

«В 2011 году в Кубанском государственном университете началась подготовка группы из 12 человек по специальности «археология». И вот уже в следующем году эти ребята станут бакалаврами», – рассказывает Георгий Кокунько.

На будущих бакалавров Кубанского вуза у археологов большая надежда. Студентов готовят к сложной работе антиковедами.

«Мы готовы обучать их дальше в МГУ и Институте археологии РАН. Им нужно изучать досконально древнегреческий язык, латынь, чтобы они стали антиковедами, то есть могли читать надписи», - говорит Кокунько.

«Как только в КубГУ открылся факультет археологии, я сразу же перевелся туда из педагогического института Славянска-на-Кубани, где я окончил первые два курса», - говорит археолог Сергей Остапенко, недавно окончивший КубГУ, – руководитель студенческого отряда «Наследие», их место раскопок занимает площадь 2000 квадратных метров. В состав отряда входит 300 человек.

Фото: АиФ-Юг / Алина Менькова

Сергей «копает» с двенадцати лет. Когда-то он случайно попал на раскопки и даже не думал, что со временем археология станет главным смыслом его жизни.

«Это удивительно, эта наука так расширяет твой кругозор, знакомит с историей – где ты не просто ее читатель, а можно сказать, участник. За каждой найденной вещью – своя история. По амфоре можно понять, какой мастер делал ее, в какое время, при каких обстоятельствах. Что может быть интереснее, чем из этих звеньев составлять целую цепь исторических событий. Именно от этого и испытывает кайф любой археолог», – улыбается Сергей.

Журналисты общаются с молодыми археологами. Фото: АиФ-Юг / Алина Менькова

Юлия Вдовцева – студентка из Магниторска, моет керамику в тазу.

«Сейчас я занимаюсь керамикой. Мою ее, чищу. У каждого археолога здесь на земле свой квадрат, на котором он работает».

Территория нижнего плато (где собственно производятся раскопки) и верхнего плато (где они обрабатываются) поделены на квадраты. Каждый квадрат вверху соответствует квадрату внизу.

«Это лишь делит территорию и помогает ориентироваться в месте раскопки. Другого принципа разделения тут нет. На каждом из квадратов может попасться, как и глиняная посуда, так и золото или кости».

Два года назад Юлия стала свидетелем того, как здесь нашли целый ящик золотых и серебряных монет.

Здесь ребят ждут не только утомительные раскопки под раскаленным солнцем, но и прогулки, общение и настоящая походная жизнь.

Студенты-археологи после утомительных раскопок ужинают в лагере и спят в палатках. Фото: АиФ-Юг / Алина Менькова

«Заняты раскопками мы только до двух часов дня, остальное время предоставлены сами себе. Мы здесь не только учимся, но и общаемся, отдыхаем. Тут такая красота – рядом горы, море, да и поселок недалеко», – говорят они.

Чаще всего археологи находят в земле керамику, реже – кости и монеты. Фото: АиФ-Юг / Алина Менькова

Раскопки на Фанагории – единственные раскопки в России, которые организуются для участников археологических экспедиций бесплатно.

На вопрос, о чем же археологи мечтают, многие отвечают:

«Найти то, что еще не видел человеческий глаз».

В планах – музей

В научно-культурном центре «Фанагория» расположены специализированные лаборатории, научная библиотека, даже жилые комнаты для участников экспедиций. Именно в этом заповеднике находятся и удивительные экспонаты, найденные на Фанагорийской земле. Если там трудятся археологи с помощью металлоискателя, то здесь реставраторы с помощью пылесоса и пароочистителя.

Все находки археологической экспедиции хранятся в научно-культурного центра «Фанагория». Фото: АиФ-Юг / Алина Менькова

«Каждую находку мы скрупулезно обрабатываем. Сложнее всего работать с почвенными наслоениями», – говорит реставратор Ольга Гунчина.

Реставратор научно-культурного центра «Фанагория» Ольга Гунчина. Фото: АиФ-Юг / Алина Менькова

Через несколько лет здесь появится большой историко-археологический музей.

«Он должен быть федеральным, специализированным, станет точкой роста этой местности, будет способствовать тому, чтобы народ знакомился с  нашей многообразной историей, культурой», – делится планами на будущее Владимир Кузнецов.

«В археологии нет случайных людей, на территории Фанагории работают династии. Это трудная работа, в ней всегда необходимо быть внимательным, тщательным, ответственным», – уверена генеральный директор фонда «Вольное дело» Тамара Румянцева.

Именно этот фонд уже 10 лет спонсирует археологическое сообщество. На его средства – а именно на 120 миллионов рублей - и был открыт этот научно-культурный центр. Помимо открытия в будущем историко-археологического музея, фонд «Вольное дело» также планирует обустроить и соседний поселок Сенной – построить дороги, сделать инфраструктуру.

Прекрасный вид открывается из окон научно-культурного центра «Фанагория». Фото: АиФ-Юг / Алина Менькова

Ученые начали изучать Фанагорию в 1936 году, и почти за 80 лет раскопок исследовано лишь 2% древнегреческого города. Так что главные открытия археологов еще впереди. Возможно, когда-нибудь ученые смогут дать ответ, почему и куда в девятом-десятом веках нашей эры из крупного города Фанагория практически бесследно исчезли все его жители. Пока для историков это остается большой загадкой.