Примерное время чтения: 10 минут

Космодром Байконур. От наземной сборки ракет до вывода на орбиту

В Темрюкском районе Краснодарского края не рождались будущие покорители звездных пространств, в его окрестностях не приземлялись космические корабли, не падали ракеты. В общем, далеко от древней Тамани до «пыльных тропинок далеких планет». Но, оказывается, что винная и курортная кубанская Мекка имеет прямое отношение к космосу –темрючанин, полковник космических войск Евгений Алексеевич Черный больше 30 лет работает на космодроме Байконур.

В космос полковник космических войск не летал, он  руководил запуском 118 космических ракет (участвовал в запуске 559-ти), отправил на околоземную орбиту 26 экипажей – российских и зарубежных,  всего 69 человек.

И каждый раз команда «Ключ на старт!» звучала, прежде всего, для руководителя запуска. В эти четыре минуты (от поворота ключа до самого старта) судьба экипажа и всего полета зависела от него – командира 32-й отдельной инженерной испытательной Гагаринской части, позже командира космической дивизии Центра испытаний и применения космических средств, позже первого заместителя начальника космодрома Байконур.

А, уйдя с военной службы, он еще восемь лет работал первым заместителем директора Федерального космического центра Байконур. Сегодня полковник Черный - заместитель директора космического Центра «Южный».

Путь в космос начинался с лунного пейзажа

«В свое время я, выпускник  Ростовского высшего командного инженерного училища сделал правильный выбор, -  рассказывает Евгений Алексеевич. Мне, окончившему училище с красным дипломом, предложили сразу две майорские должности  в ракетных войсках.

Но, это было начало 70-х, расцвет  отечественной космонавтики, космосом не бредил только ленивый и я предпочел скромные лейтенантские погоны, но…на полигоне. Так тогда, в обстановке строжайшей секретности, называли космодром Байконур. В августе 1971 года я впервые увидел казахстанскую степь, этот лунный пейзаж, где небо сливается с землей. На станции Тюратам выходим из поезда –глинобитные дома, бесцветное небо, будто выгоревшее солнце, песок и ветер.

И только через несколько километров открылась цивилизация –как в сказке вырос перед глазами город. Это был Ленинск, позже переименованный в Байконур, с многоэтажками, парками, прямыми как стрелы улицами. К месту службы я ехал уже с семьей – женой и маленькой дочкой.

Службу начал в должности начальника расчета 48-ой отдельной инженерно-испытательной части, потом служил заместителем командира части. В задачу  боевого расчета, - вспоминает Черный, - входила подготовка ракеты от наземной сборки до вывода на орбиту.

Но,  пока произойдет последнее,  каждый миллиметр ракеты должен быть обследован. Ракету готовили два расчета –один за пультом, другой за бортом. И вот по звуку включаемых внутри приборов определяется ситуация снаружи. И так 42 часа, чтобы ракета взлетела ровно в назначенный день и час.

Кстати, этого никак не могли понять американцы, французы: что, мол, за спешка?  У нас  это входило в понятие боевой готовности и, естественно, не обсуждалось. Байконур был государством в государстве, своему приоритетному направлению страна давала все –от лучших кадров до неограниченных финансов.

Но ведь и мы понимали, что за нами нечто большее, чем исполнение долга, за нами была честь государства и мы не имели права на ошибку. В этом смысле я- счастливый человек, я пережил со своей страной ее лучшие триумфальные десятилетия как космической державы.

Автограф на двери

В 1987-1989 годах в должности командира 32-й отдельной инженерной испытательной Гагаринской части, полковник Черный руководил обеспечением экспедиций на орбитальный корабль «Мир».

Были запущены более 40 космических аппаратов, из них 18 –на «Мир». 21 декабря 1987 года стартовал «Союз ТМ-4» с экипажем В .Г. Титов, М. Х. Манаров, А. С.  Левченко, 6 сентября 1989 года в космос полетел «Союз ТМ-8» с космонавтами А. С. Викторенко и А. А. Серебровым. В эти годы на «Мир» стартовали  несколько международных экипажей – вместе с советскими космонавтами на орбитальном корабле работали сирийский космонавт М. А. Фарис, болгарский – А. А. Александров, французский – Ф. Л. Кретьен.

Всего 26 иностранных космонавтов  были отправлены в космос в разное время с Байконура под личным руководством  Е. А. Черного.

В 2005 году, - рассказывает Е. А. Черный, - я провожал  с Байконура   космонавта № 99–это общий счет всех выведенных на орбиту экипажей за историю космодрома. Им был Герой России, полковник космических войск Юрий Шаргин. Сейчас он служит в космических войсках под Москвой, мы перезваниваемся. 12 космонавтов запускал дважды, а одного космонавта А. Ю. Калерина – трижды.

Проводы -это особый ритуал, на каждого космонавта все –от скафандра до кресла изготавливается индивидуально. Дней за 20 до пуска космонавты в полном облачении садятся в космический аппарат, рядом госкомиссия, берутся на карандаш все замечания – где жмет, где давит. За 11 дней  делается вторая примерка, проверяется устранение всех недостатков. Что касается традиций, то перед стартом космонавты сажают деревья, на космодроме целая аллея карагача выросла. Вечером  обязательно смотрят «Белое солнце пустыни», проходят обсервацию –уничтожаются все земные микробы.

Перед отъездом на стартовую площадку космонавты расписываются на двери гостиничного номера. А поскольку все космонавты живут перед стартом в одной гостинице, то дверь наполняется подписями быстро, ее  снимают, отдают в музей космонавтики и вешают новую.

Дойти до руды

По пути следования автобуса на стартовую площадку принимаются особые меры безопасности –сначала проходят автоматчики с поисковыми собаками на предмет обнаружения взрывчатки. За два с половиной часа до пуска все готово. Мелочей в пилотируемой технике нет.

Как у нас говорят, на каждый чих доходят до руды, т.е. при малейшей нестыковке –забуксовало реле, к примеру, в поисках причины доходят до исходной точки, до материала, из которого это реле сделано - до руды и из какого она карьера бралась. За 45 минут до старта разводятся «фермы», дается команда к взведению ДЭУ САС –системы аварийного спасения, обтекатель расположен на самом верху космического аппарата. Это последняя возможность в случае пожара или иной нештатной ситуации на корабле спасти космонавтов.

И такой случай в 35-летней космической одиссее Е. А. Черного был. В ту пору он еще лейтенантом служил, был начальником боевого расчета. При старте корабля  неожиданно сработал клапан перекиси,  произошел запуск одного двигателя, ракета начала клониться на сторону. На восьмой секунде прозвучала команда спасения. Руководившие пуском корабля ныне генерал - лейтенант А. А. Шумилин и А.М. Солдатенков, главный конструктор ракеты «Союз» получили за операцию звание Героев Социалистического Труда.

Как только взводится САС, - вспоминает Е. А. Черный, - мы с техническим руководителем спускаемся в бункер, к перископу, ведем наблюдение за всеми системами корабля.  Идут самые главные  540 секунд - 45 минут до пуска и девять минут полета ракеты. Все, что мы знаем, умеем, чего мы как специалисты стоим – проверяются именно этими секундами. На чаше весов человеческие жизни, многомиллионная техника, а в случае с международным экипажем и международный конфуз. Напряжение колоссальное. Это по телевизору потом покажут, как легко, будто пушинки отпадают «фермы» и в газовом оперении взмывает в небо ракета…Это даже не верхушка айсберга, а песчинка с нее.

Останутся наши следы…

26 июня 2006 года флаг и герб Темрюкского района (выполнены на шелке и весят всего 200 граммов) побывали в космосе. А дело было так. В администрации района решили, что уж если у темрючан есть такая уникальная возможность (не каждый район и даже край может похвастать таким земляком) то почему бы ею и не воспользоваться? Отписали Евгению Алексеевичу Черному.

Тот, связавшись с Москвой, получил добро, с условием, что будет выдержан вес. Так флаг и герб района на грузовом корабле «Прогресс М-57» были выведены на орбиту и доставлены на МКС, где и находились до 24 сентября 2006 года, затем вместе с космонавтами Павлом Виноградовым и Уильямсом Джеффри вернулись на землю.

Прибытие космических подарков планировалось в Темрюке ко Дню города 27 сентября, мало того, к юбилейной дате, но космос земной суеты не любит, и приземление состоялось позже, 29 сентября. Но факт остается фактом –в космосе побывали, на флаге и гербе космонавты оставили свои подписи. Само событие подтверждается сертификатом с печатями.

О вкладе же нашего земляка-кубанца в историю космонавтики, с его участием написаны  многие ее блестящие страницы, говорят награды. Указами Президентов СССР и России Евгений Алексеевич Черный был награжден Орденами «За службу Родине в Вооруженных силах СССР», «За военные заслуги», Орденом дружбы. Указом Президента Казахстана Назарбаева от 26 мая 2005 года награжден (вместе с В. В. Путиным) –Орденом «Курмет». Девять медалей от государства, четыре –от Федерального космического агентства России.

Космос не отпускает

Евгений Алексеевич – заслуженный испытатель ракетно-космической техники, заслуженный испытатель космодрома Байконур, отдав космонавтике 35 лет, последние два года пребывал на заслуженном отдыхе. Так что своими воспоминаниями он делился в родном Темрюке, постигая тихие радости пенсионера, правда, признался, что с особым волнением ждет встречи с Байконуром, его пригласили на торжества по случаю 55-летия легендарного космодрома.

И вот недавно попыталась разыскать знаменитого земляка и получила ответ: «А он на Байконуре». Как? До сих пор? А спустя полчаса (вот до чего техника дошла!) раздается междугородний звонок: «Алло! Байконур на проводе». Как оказалось, в июне 2010 года Евгений Алексеевич действительно поехал на торжества на космодром, был принят там как национальный герой, почувствовал себя вдвое моложе, забыл о проблемах с сердцем и…вернулся в родной коллектив на работу.

Должность ему, учитывая бесценный опыт, предложили немаленькую –заместитель директора космического Центра «Южный». Полковник Черный,  по его словам занимается тем же –пилотируемая тематика, запуск ракет («на Байконуре жизнь кипит, по три-четыре ракеты в месяц запускаем») и экипажей.

А еще весь космодром готовится к главной дате, к 50-летию первого полета человека в космос. Как известно,  грандиозные торжества, официальные мероприятия пройдут на всех космодромах мира. Ну, как тут отсидеться на пенсии?