aif.ru counter
882

Научить учиться: краснодарский педагог – о новых школьных стандартах

Татьяна Кудинова — учитель начальных классов и по совместительству заместитель директора по учебно-воспитательной работе краснодарской СОШ № 20 — в педагогике почти 30 лет. Прошло уже три года с того момента, как она должна была уйти на пенсию по выслуге лет, но вот только родные стены школы Татьяну не отпускают. Здесь каждый год ее вчерашние «первоклашки» становятся выпускниками. Мы пришли к ней в гости накануне Дня учителя.

Математика в кружках

«Сначала посмотрите, как уроки проходят, а потом мы с вами побеседуем!», – встречает Татьяна Николаевна.

Сегодня у 4 «Б» пять уроков. Первый — литературного чтения остался позади, я застаю второй – математику. Каждый урок в этом классе, как и в любом другом, начинается с приветствия. Только здесь помимо него, есть и нововведение – ребята приветствуют друг друга веселым девизом: «Если дружба есть у нас, значит, мы, 4 «Б», ребята просто класс!».

На уроке математики парты стоят необычно – каждые две создают круг, и в каждом из них на стульях сидят по  пять учеников. Так организуется групповая работа.

«Таким образом, ребятам проще общаться друг с другом при обсуждении задания, так они развивают свои коммуникативные навыки, учат слушать друг друга, договариваются, отстаивают свою точку зрения», – объясняет Татьяна Кудинова.

На математике парты стоят особым образом. Фото: Алина Менькова

Каждый ребенок развивается по-разному

Тема сегодняшнего урока – вычитание многозначных чисел.

Татьяна пишет на доске несколько чисел и просит разделить их на две группы. Я сразу отмечаю про себя – кратные и некратные. Ребята мыслят нестандартно и предлагают самые разные варианты:  многозначные и однозначные, четные, нечетные, повторяющиеся и неповторяющиеся. И ведь действительно, все  ответы правильные, нет одного верного. Ребята уже сейчас учатся  не только высказывать свою точку зрения, но и доказывать ее.

Далее ученики работают с примерами в учебнике. Тот, кто допускает ошибку, делает следующее задание  под присмотром педагога, который советует, направляет, задает наводящие вопросы.

«Каждый ребенок развивается по-разному. Это не значит, что один умный, а другой глупый. Вот к нам приходят первоклассники, один умеет читать и писать, другой – нет. Важно, как он будет развиваться. Один  способный, схватывающий все на лету, а другому нужно время, чтобы освоить трудное правило», – говорит Татьяна Николаевна.

Ульяна ошиблась в прошлом задании, значит, решает  следующий пример вместе с учителем. Фото: Алина Менькова

Урок легко превращается в... игру

Урок математики занимателен, он напоминает игру, которая одновременно интересна и полезна. Вот ребята уже работают с карточками. Ответ каждого примера соответствует букве. Если все решил верно, то сможешь собрать слово из карточек.

«Сегодня, у нас из букв получатся названия олимпийских видов спорта! Это биатлон! Бобслей! Кёрлинг!» – объясняет ученикам Татьяна Кудинова.

Ребята решили примеры и собрали из букв названия видов спорта, которые будут представлены на Олимпиаде-2014 в Сочи. Фото: Алина Менькова

Дальше обязательно проходит зарядка. Нужно размяться, чтобы улучшить кровообращение.

«Встали, ребята. Голову поднимаем вверх, вниз. Молодцы! Теперь только глазки вверх-вниз. Теперь ручки в замочек убрали и потянулись!», – Татьяна Николаевна встает полубоком и показывает ребятам упражнения.

Пришло время зарядки. Фото: Алина Менькова

«А теперь давайте подведем итог нашему сегодняшнему уроку. На полях нарисуйте отрезок – это наша тема, самая верхняя точка – знаю и могу все, нижняя – затрудняюсь,  отметьте на нем свое место. Как вы оцениваете свои знания по теме вычитание многозначных чисел. Будьте честны с собой и со мной».

Звенит звонок. Ребята собирают свои учебники и тетрадки в портфели и ставят парты на места. Теперь кабинет уже похож на привычный нам школьный класс.

Татьяна провожает своих учеников в столовую. И здесь с учениками она заботлива, как мать. Интересуется, каждый ли получил свою порцию.

«Нам сегодня дают картофель с мясом. Мои дети очень любят огурцы. Свое уже все съели. А вот из другого класса дети огурцы не едят».

«Возьмите наши!», – протягивает Татьяне тарелку с нарезанными огурцами учитель другого класса.

Татьяна Кудинова ведет учеников в столовую. Фото: Алина Менькова

Школа ХХI века: один урок – одна цель

Затем на уроке русского языка ребята разбирают постоянные и непостоянные признаки прилагательного. Здесь Татьяна уже включила в работу интерактивную доску. На ней – таблица.

Младшеклассники работают с интерактивной доской. Фото: Алина Менькова

«Здесь для ребят на доске уже готовые словосочетания, то есть им не нужно думать над орфографией. На этом уроке они «открывают» законы  языка. Я работаю по программе «Начальная школа XXI века». Автор учебника «Русский язык» Станислав Иванов  является одним из разработчиков  федерального  государственного образовательного  стандарта, – поясняет мне Татьяна Николаевна.

Учебник Станислава структурирован строго по блокам. Один из уроков, по которому мы сегодня занимаемся, относится к блоку «Как устроен наш язык». Второй блок уроков – «Правописание». Третий – «Развитие речи». Каждый блок имеет свои цели и,  главное, по мнению Станислава,  не смешивать  их в рамках одного урока. Один урок – одна цель.

Это важно и при написании изложений и  сочинений. Ведь, когда ребенок пишет, у него не всегда получается контролировать правописание. Вот появилось вдохновение и все. Сейчас в 4-ом классе, когда я проверяю тетради, если ребенок допустил ошибку, я ее не исправляю  – я просто фиксирую на полях, ставлю цифру, соответствующую номеру орфограммы на памятке у детей. Потом ребенок в строчке сам ищет ошибку, выясняет причины возникновения  и, работая над ней,  уже точно запомнит правильное написание слова и в следующий раз  ее не сделает».

Татьяна Кудинова со Станиславом Ивановым –  автором программы «Начальная школа XXI века». Фото: из личного архива

Татьяна предлагает ребятам поработать у доски. Указать род, число, падеж имен прилагательных в словосочетаниях. Выполнить упражнение желают полкласса.

Ученик тянет руку, чтобы выйти к доске. Фото: Алина Менькова

Татьяна дает возможность выйти к доске всем. А в конце урока ребята подводят итог урока,  отвечая на   вопросы: «Что делали? Зачем?», «С помощью чего?», «Как проверили, правильно ли выполнили работу?», «Уверены ли мы, что выполнили работу хорошо?»

На уроке у каждого есь возможность выйти к доске. Фото: Алина Менькова

«Не понимают по-русски, говорю по-английски!»

«Татьяна Николаевна, а зачем нам нужен морфологический разбор прилагательного? Он разве нам в жизни пригодится?», – спрашивает ученица учительницу.

Татьяна улыбается. Таким вопросом можно поставить в тупик кого угодно, но не Татьяну.

«Мы с вами  живем в России. Наш государственный язык – русский, мы его носители. И мы с вами должны знать, как правильно говорить и  правильно писать».

«Дети так непосредственны, что думают то и говорят! Я так люблю их за это!», – признается Татьяна, когда мы идем в ее кабинет. Следующий урок у ребят английский. Татьяна не ведет его, хотя сама по образованию учитель именно английского языка.

«Класс надо обязательно делить на две группы. А как же так я одних своих возьму, а других нет?».

Татьяна говорит, что разговаривает со своими учениками на английском только в одном случае:  когда сердится на них.

«Не понимают по-русски, говорю по-английски!», – смеется она.

В школе начинала секретарем

Помимо педагогики, Татьяна Кудинова занимается и административной работой. Ее стол завален папками с документами.

«Я составляю расписания уроков, подбираю задания для контрольных работ, потом делаю анализы этих работ, составляю графики дежурств учителей, провожу совещания и педсоветы, принимаю заявления родителей будущих первоклассников, распределяю  их по классам, придумываю задания для диагностики способностей деток. В общем, делаю все то, что делает завуч в любой школе».

Татьяна Николаевна составляет расписания уроков и графики дежурств. Фото: Алина Менькова

Помимо толстых папок с документацией, хранящейся на столе у Татьяны, по соседству с ними лежат письма и фотографии ее учеников.

«Вот художества моих малышей. В конце первого класса я даю им задание написать  кем они хотят стать, когда вырастут. И говорю: «Не напишите, во второй класс не пойдете!». Кто-то сдает уже в мае, кто-то в августе. И знаете, не было еще ни одного ученика, который бы не написал. Есть у них, уже у таких маленьких, ответственность. И часто я читаю  в письмах – «хочу быть учительницей». И я понимаю, – на глазах у Татьяны появляются слезы,– что это же они на меня смотрят, на меня хотят быть похожими».

Татьяна говорит, что в эту школу приходят учиться дети ее выпускников.

«Сегодня они заканчивают первый класс, завтра одиннадцатый. А потом приводят своих детей сюда. При мне вырастают поколения, понимаете!».

Это сейчас Татьянины статьи печатают в московских учебных журналах,  под ее контролем в начальной школе занимается 500 учеников, у нее есть любимый класс и куча забот, а когда-то давно, в середине восьмидесятых она в этой школе была просто секретарем.

«Я чем только не занималась в школе, но только не была учителем. Но, однажды директор положил на стол ключи от кабинета, классный журнал и сказал: «Завтра ты станешь учительницей  1 «Ж». Всю ночь я репетировала речь: «Здравствуйте, я ваша учительница, Татьяна Николаевна. Как сейчас помню, жутко переживала».

Татьяна Кудинова не забывает своих первоклассников, которые давно закончили школу. Фото: Алина Менькова

Начальная школа – маленькая жизнь для ребенка

«Все дети по-своему талантливы. Бывает, ребенок учится неважно, но зато танцует, поет, занимается спортом! Но именно в начальной школе и закладываются его способности. Ведь начальная школа – это для каждого ребенка начало большой жизни».

«Я за журналом, Татьяна Николаевна!», – в кабинет к нам заходит учительница Марина Кошелева.

Сейчас она будет вести у 4 «Б» предмет под названием «Окружающий мир». Дочку Марины когда-то учила Татьяна.

«Другая учительница здесь учила моего сына, когда-то и  мою дочь. Мы все, учителя начальной школы,  как одна семья!»

Марина Кошелева пришла за журналом 4 «Б»/ Фото: Алина Менькова

«Здесь у вас 500 учеников из начальных классов! А на этаже не так много места для них», - удивляюсь я.

«Учимся в две смены. Но школа все равно маловата, детей много. Мы уходим в час дня, а нам в спину уже дышит вторая смена. И при необходимости, чтобы позаниматься дополнительно, обсудить что-то с детьми, мы ищем свободные кабинеты в средней школе».

Татьяна всегда переживает, если кто-то учителей заболеет.

«Понимаете, одно дело заменить в старших классах один - два урока. Один математик заменил другого. А тут сразу пять уроков. Получается, учителя надо просить выходить работать в  две смены. Это очень трудно».

Государственный стандарт, или все зависит от учителя?

 В 2009-м году был принят Федеральный государственный образовательный стандарт начальной школы нового поколения. Что с тех пор изменилось?

Ученик как изучал таблицу умножения, так и будет ее изучать, как учился правописанию, так и будет учиться правильно писать.  А вот деятельность учителя   с введением новых стандартов должна измениться. Учитель должен так организовать учебный процесс, чтобы главное место на уроке отводилось самостоятельной познавательной деятельности ученика. Не учить, а научить учиться.

Однако Татьяна Кудинова уверена, что какой бы идеальной не были программа и учебники,  каждый учитель все равно привнесет в образовательный процесс что-то свое:

«Сегодняшний урок математики повторится у меня только через 4 года, и он будет совершенно другим, поверьте. Пройдет время, изменюсь я, программа, дети придут другие, измениться может и стандарт. Но одно останется неизменным – любовь к детям  и беззаветная верность профессии».

А ведь и правда. Все зависит от учителя – то, какими наши дети станут. Ведь учителя бывают разные – есть просто «урокодатели», а есть учителя от Бога...

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Опрос

Где планируете провести отпуск или выходные?

Ответить Все опросы

Топ 3 читаемых

Самое интересное в регионах