В Краснодарском крае зарегистрировано около 250 тысяч самозанятых. Каждый из них занимается своим делом, зачастую, редким и необычным. Кто-то вообще начал со стартапа свою профессиональную деятельность, ну а многие становятся предпринимателями, оставив успешную карьеру. Как кубанцы открывают свое дело, узнал «АиФ-Юг».
Подарить и съесть
Надежда Баламатова из Туапсе создает съедобные композиции и букеты. Она фудфлорист, это достаточно новое направление в индустрии подарков.
«По образованию я экономист, работала в разных организациях по профессии, а однажды, пока лежала в больнице с переломом руки, решила изменить свою жизнь и заняться творчеством, - рассказывает Надежда. - Сначала выучилась на флориста, но потом меня больше заинтересовали съедобные композиции. Я делаю их из разных продуктов. Мужчинам чаще всего заказывают букеты из колбас и сыров, женщинам - из фруктов, ягод и сухофруктов, детям - из шоколада и конфет, подросткам - из снеков».
Сейчас купить продукцию фудфлориста можно через соцсети, на сайте бесплатных объявлений, а первыми клиентами стали друзья и родственники.
«На дни рождения, свадьбы, просто в гости - куда бы меня ни приглашали, я приходила со своей работой. Старалась посещать всевозможные мероприятия, праздники в городе, чтобы рассказать о себе и своем деле. Так и стали появляться первые покупатели и даже корпоративные клиенты, - продолжает Надежда. - Вот, например, недавно для «пижамной вечеринки» в женском клубе выполнила композиции из зефира в виде полумесяца».
Мастерица старается каждую работу сделать необычной, а идеи, как говорит, рождаются сами.
«Прежде всего, спрашиваю, для кого готовится подарок и чем человек занимается. Вот для парня, который увлекается рок-музыкой, придумала композицию в виде большой гитары. Из пенопласта вырезала каркас и уложила в него вкусности. Для писательницы сделала конструкцию в форме книги, а угощением стали сухофрукты», - добавила Надежда.
Продукты для своих букетов она покупает в проверенных магазинах и у продавцов на рынке. Цена за изделие варьируется от 1,5 до 3,5 тысяч рублей. Как и в любом деле, в фудфлористике тоже есть сезонность. Так, горячая пора у Надежды - 23 февраля, День учителя, Новый год и 8 Марта. Некоторые женщины, к слову, хотят получить в подарок не охапку тюльпанов, а букет из раков. И такое жительница Туапсе тоже делает.
«Часто получаю заказы из санаториев и пансионатов. Отдыхающие поздравляют друг друга съедобными композициями. Особенно часто заказывают местные фрукты и ягоды. Это недорого, красиво, вкусно и полезно. Семья одобряет мое занятие, а вот среди знакомых иногда слышу критику, мол, это несерьезное дело, больших доходов не приносит. Да, действительно, пока заработок невелик, но если бы вы знали, какое удовольствие мне это доставляет! Я могу по три ночи не спать, крутить букеты к праздникам, а на утро усталость как рукой снимает, когда слышу благодарности от клиентов и вижу их восторженные глаза. Хочу продолжать свою работу, дарить радость людям, а еще планирую устраивать мастер-классы и учить желающих делать такие же необычные подарки своим близким».
Буду шить!
Гульнара Телегина - основатель и создатель экобренда домашней одежды. Она шьет женские сорочки, пижамы, пеньюары из тенселя, это современный экологичный материал, произведенный из целлюлозы австралийского эвкалипта.
Предпринимательница живет в поселке Белозерном недалеко от Краснодара, до 37 лет работала в торговле, а потом решила открыть свое дело. На тот момент она была в декрете и в свободное время увлеклась шитьем.
«Это вообще моя юношеская мечта, хотела стать модельером, но судьба повернулась иначе, - рассказывает Гульнара. - Отучилась на инженера на кафедре вычислительной техники, пошла работать в сферу продаж, у меня это получалось. Я росла по карьерной лестнице, имела хорошие доходы, но пока сидела в отпуске по уходу за ребенком, поняла, что хочу создавать что-то свое. Начала шить для себя и близких. Дома на старой машинке изготавливала первые изделия».
Сейчас у нее уже есть небольшая мастерская, новое оборудование, расширенный ассортимент.
«Если в первое время могла представить вещь только в 2-3 расцветках, сегодня уже в более 10. Спрос на мой товар, хоть и не высокий, но есть. В месяц выполняю от 5 до 10 заказов, однажды было сразу 13. Больше я физически принять не смогу, ведь шью сама. В будущем я бы, конечно, хотела расшириться, открыть цех, нанять сотрудников. Иду к своей цели. Дохода пока нет, потому что всю выручку сразу же вкладываю в развитие своего дела, мне помогает и во всем поддерживает супруг».
Свои изделия Гульнара продает через соцсети и собственный сайт, а в прошлом году выставила продукцию на крупнейшем в стране маркетплейсе.
«Конечно, поначалу было страшно и тяжело, боялась, что ничего не получится, продажи не пойдут. Более того, сложно было самой во всем разобраться. Продвижение, реклама, соцсети, эквайринг, поставки тканей, поиск лекал и фурнитуры - всем этим занимаюсь одна, но нисколько не жалею, что так поменяла свою жизнь. Когда у тебя свое дело, ты постоянно в развитии. В работе по найму такого нет, там в какой-то момент наступает «потолок», ты все умеешь и знаешь, а драйва не ощущаешь. Предприниматель же должен постоянно в чем-то новом разбираться, что-то изучать, контактировать каждый раз с разными людьми. Это безумно интересно!»
Пешком к рассвету
Наталья Дарганова - гид-проводник пешеходного туризма. Она живет в Анапе, а свои группы водит не только по живописным местам города-курорта, но и возит путешественников в Геленджик, Новороссийск, Туапсе, Сочи, а также в Крым, Кавказские Минеральные Воды, Архыз, Адыгею.
Много лет Наталья работала в гостиничной сфере, была руководителем службы приема и размещения в четырехзвездочном отеле, потом в санатории, а в 43 года решила бросить офисный труд и ходить в горы.
Прежде чем зарегистрироваться как самозанятая, Наталья обучилась на курсах переподготовки, получила диплом гида-проводника, освоила правила оказания первой медицинской помощи.
«У меня есть однодневные туры, поездки выходного дня, походы для фотосессий в живописных местах, так, например, отправляемся встречать рассвет или закат на вершине хребта. Я не экскурсовод, но в процессе движения рассказываю о необычных фактах местности, яркие истории, отвечаю на вопросы. Походы провожу круглый год, желающие принять участие записываются через соцсети или по телефону. Расписание делаю заранее, всегда учитываю особенно востребованные места. Это, например, Голубая бездна в Геленджике, скала Парус, Маркотхский хребет, а также любят туристы выезжать на озера в Архыз. Сама люблю каждый маршрут, но особенно выделяю тропу, с которой открываются виды на виноградники Анапы и близлежащие поселки. Еще один из моих любимых туров - на реки Коаго, водопады, в которые обязательно окунаюсь. Я вообще купаюсь круглый год, причем не столько в море, сколько в водопадах и озерах. Вода в них чистейшая. Нравится и просто так ходить по лесу, любоваться деревьями, находить цветы и собирать травы».
Кстати, своим авторским травяным чаем Наталья всегда угощает туристов во время путешествия. Устраивает привал, разводит костер, а в холодное время даже готовит походную кашу.
«У многих городских жителей нет возможности посидеть у огня, поэтому всегда с радостью откликаются на мое предложение. Знакомимся, общаемся. В группе собираются люди со всех уголков страны, находят земляков. Казахстан, Камчатка, Мурманск, Урал, Сибирь, Владивосток, Москва, Ставрополье - вот лишь малая часть географии моих туристов. Кто-то отдыхает в отпуске, а кто-то переехал сюда жить. Серьезных форс-мажоров в походах, к счастью, не было. Случалось, что кто-то уставал, у кого-то ноги болели. На такой случай всегда ношу с собой аптечку. Бывало, погода резко менялась. Когда заставал дождь, надевали дождевики и отправлялись дальше в путь. А однажды пошел град, мы натянули тент и спрятались под ним. Сколько шагов делаю за тур? Есть маленький маршрут - всего 3 км, а самый продолжительный однодневный поход составил 29 км, это более 50 тысяч шагов. В среднем в день ходим от 12 до 20 км».
Есть поддержка
Исполнительный директор Фонда развития бизнеса Краснодарского края Елена Пистунова:
«Самозанятые могут рассчитывать на государственную поддержку, в том числе в виде субсидий на развитие своего дела, а также консультативную помощь. Кроме того, второй год подряд мы провели бизнес-лагерь для самозанятых. Участники могли получить разбор своего бизнес-плана от успешных практиков, научиться продвигать свои товары и услуги в социальных сетях и маркетплейсах, привлекать клиентов, рассчитывать налоговые вычеты. С увеличением числа самозанятых в крае растет и их интерес к образовательным программам, возможностям, которые предоставляет государство для масштабирования их проектов».