111

От шепота любви до рупора страданий. Священник о здоровье тела и силе духа

Общественная зарядка в Краснодаре.
Общественная зарядка в Краснодаре. / Ольга Щеголькова / АиФ-Юг

Сегодня мы с интересом наблюдаем, как здоровый образ жизни становится синонимом успешности. Образ преуспевающего человека неразрывно связан с энергичностью, здоровьем, атлетическим телосложением. Вновь актуально звучит крылатое выражение «в здоровом теле – здоровый дух». Звучит как прописная истина. Однако каждый легко может припомнить здоровых спортивных людей, дух которых слаб перед лицом жизненных испытаний. Равно как и привести примеры немощных старцев или людей с ограниченными возможностями, которых никто и ничто не сломает. Насколько важно физическое здоровье для здоровья духа, «АиФ-Юг» рассказал иерей Владимир Иванов.

Либо бороться, либо сдаваться

Виктор Булатов, «АиФ-Юг»: Отец Владимир, давайте начнем с определения духа человека – что это такое и как он проявляется?

Владимир Иванов: На праздничных застольях только и слышно: «…Главное – здоровье, остальное будет». С одной стороны, человек без крепкого здоровья вряд ли сможет легко достигать поставленных целей с необходимой лёгкостью. Но и проблемы в этой сфере могут стать тем камнем, который повернёт жизнь в нужное русло. Всякий, кто хоть раз лежал в больнице, знает, как хорошо там думается. Белый потолок, стены в пастельных тонах, совершенно неуютные запахи и звуки. Зависимость и беспомощность. Всё это не только навевает тягостные мысли, но и вселяет надежду на лучшее. Потому что без надежды в такие моменты невозможно. Остаётся либо сдаваться, либо бороться. Те, кто борется, не всегда окончательно побеждают свою болезнь. Но их дух в моменты борьбы трезв и здоров, как никогда. Те же, кто сдался, могут пойти на поправку, но уже никогда не будут прежними. Будут страх, тревожность, уныние. Ни о каком здоровье духа в таком случае говорить не приходится.

- И всё-таки, душа и дух – это одно и то же?

- С понятием «дух» тоже не всё так однозначно. Вряд ли советские популяризаторы физкультуры имели в виду христианское учение о трихотомии (трёхсоставности) человека, согласно которому все мы состоим из тела, души и духа. Дух в этом случае – высшая часть души, заключающая в себе способность к богопознанию. Такой дух от физического здоровья зависит лишь отчасти. Иногда способность духа к богопознанию особенно обостряется, когда тело нездорово, и болезнь выдёргивает нас из суеты мира, позволяя задуматься о жизни.

В философии духом называют «нематериальное начало, высшую способность человека, благодаря которой возможно самоопределение личности». Здоровье этого «духа» со здоровьем тела тоже не слишком вяжется. Самоопределению личности могут помешать только чрезвычайно тяжёлые болезни нервной системы, которые не позволят мозгу выполнять даже базовые функции.

В пропаганде «дух» может быть общим названием устремлений, интересов, настроения («дух соперничества», «дух времени»). Предполагается, что физически здоровый человек будет непременно стремиться к чему-то доброму и созидательному в то время, как несовершенные тела непременно приведут своих обладателей к несовершенству духа. Вряд ли с таким утверждением согласится кто-то, кроме евгенистов и нацистов. Поэтому акцент лучше сделать не на взаимосвязи тела и духа, а на расстановке приоритетов: что первично для человека, который хочет быть счастливым сам и дарить счастье другим.

Тело – одежда временная

- И что же получается – физическое здоровье для православного не самое главное?

- Для христианина тело – лишь временная одежда, инструмент, которым мы пользуемся, чтобы творить дела Божии в мире. Если Бог посылает нашему телу болезнь, мы должны задаться вопросом, что мы делаем не так. Ведь болезни и смерть – следствие грехопадения первых людей. И иногда наши болезни по пятам следуют за нашими грехами. Иногда в этом даже нет никакой мистики: чревоугодие, например, может привести к ожирению, болезням сердца, диабету, а гнев – к стрессу, психическим расстройствам и гипертонии. Вполне очевидные последствия для тела могут также иметь пьянство, лень или блуд. Но даже если связь греха и болезни не столь очевидна, стоит задуматься о своей жизни и решениях, которые мы принимаем. Ведь Бог хочет спасти нас, а не наши тела.

Трепетное и внимательное отношение к телу вообще не свойственно христианской традиции. Что и говорить, если сбалансированное питание большую часть года идёт в разрез с церковным Уставом. Многодневные посты дают нам возможность снова напомнить своему туловищу, кто в доме хозяин. Вплоть до эпохи Возрождения полным безумием считалась какая-то особая забота о теле. Если бы средневековый воин заявил, что упражняется, чтобы его тело стало стройным и привлекательным, его боевые товарищи этого бы не оценили. Ренессанс же пробудил в христианах интерес к языческому наследию, в котором тело занимало важную роль. При этом языческое отношение к телу было подчас гораздо более аскетичным, чем христианское. Потому что в христианстве тело значит совсем немного. Как однажды изящно сказал английский писатель Клайв Стейплз Льюис: «У тебя нет души. Ты — душа. У тебя есть тело».

Дух и душа для христиан первичны по отношению к телу. Однако тело нуждается в нашей заботе, как инструмент нуждается в чистке и заточке, а дом – в уборке и ремонте. Питать и греть тело, держать в хорошем состоянии можно и нужно. Вопрос, как обычно, в мотивации. Если мы надеемся использовать свои красоту и здоровье, чтобы совершить грех (одержать победу в глупой драке или склонить кого-то к блуду), то и здоровье, и красота очень быстро нас покинут ради нашей же духовной безопасности. Тот же К. С. Льюис сказал: «Бог обращается к человеку шепотом любви; если он не услышал, то голосом совести; а если человек не слышит и голоса совести, то Бог обращается к нему через рупор страданий».

Искусство правильного владения своим телом люди постигают обычно тогда, когда его первоначальный функционал уже сильно ограничен.

Искусство правильного владения своим телом люди постигают обычно тогда, когда его первоначальный функционал уже сильно ограничен. Поэтому важно прямо сейчас, пока мы на что-то ещё способны, делать добро. Никто в конце жизни не жалеет о рельефе своих мышц или лишнем весе. Более всего на смертном одре людей тяготят упущенные возможности: уделить время близким, помочь нуждающимся, сделать что-то смелое и благородное. Сколько бы мы ни трудились над формой нашей плоти, она не вечна, а вот сильный тренированный дух возвышает человека, даже если тело утратило былую силу.

Оставить комментарий (0)

Опрос

Как вы заботитесь о своём здоровье во время пандемии?

Ответить Все опросы

Топ 3 читаемых

Самое интересное в регионах