aif.ru counter
120

О новых значениях слов, пользе чтения и ЕГЭ

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17. «АиФ - Юг» 25/04/2012

Как с ним справляются школьники, почему наши дети перестали читать и к чему это может привести - об этом наш разговор с профессором, доктором филологических наук Лидией Исаевой. 

С сочинениями просто беда

- Поскольку не за горами ЕГЭ, хочется задать банальный вопрос: как вы к нему относитесь? Ведь этого экзамена все боятся, многие не приемлют. Почему же от него не отказываются?

- Мое отношение к Единому государственному экзамену изменялось с течением времени. Сначала я, как и многие, была категорическим противником такой формы испытания.

Мне казалось, что в результате проведения тестирования происходит излишняя унификация оценки знаний.

Вторая причина моего тогдашнего неприятия касалась части С - сочинения по тексту. 

Я думала, что она излишне проста и не даст возможности нашим выпускникам показать весь запас знаний, который они получили в средней школе.

Но потом судьба распорядилась так, что я возглавила краевую комиссию по проверке сочинений части С ЕГЭ. Изучив ситуацию изнутри, начала по-другому воспринимать этот экзамен.

Основная идея - в какой бы школе ребенок ни учился, будь она с углубленным изучением каких-то предметов или это обычное среднее учебное заведение, он в итоге оказывается в равных условиях - мне нравится.

Сдал экзамен, получил сертификат - и можешь идти с ним поступать в любое учебное заведение. Согласитесь, и какая-то часть эмоциональной нагрузки все-таки снимается.

Не нужно готовиться к вступительным экзаменам. Но форма экзамена и сами задания должны еще совершенствоваться. 

- Понятно, что идея хорошая, но ведь не секрет, что и дети, и родители, и даже учителя с содроганием ждут этого момента. Лидия Алексеевна, а как изменилась подготовка самих детей с тех пор как ввели ЕГЭ? 

- Не могу сказать, что все достойно справляются с заданиями. Но определенная подготовленность чувствуется.

Ведь в первые годы творилось невообразимое. Что делать, не знали, как готовиться к таким экзаменам, не только дети, но и учителя.

Сегодня с тестами ребята уже в основном справляются и показывают неплохие результаты. Все-таки появились методики подготовки к ЕГЭ, наработан какой-то опыт.

Но с сочинениями просто беда. Уровень подготовки наших выпускников таков , что эта форма для них сложна. Многие, заканчивая школу, не способны создать простой текст.

Тем более когда задание это было усложнено и появилась необходимость приводить литературные аргументы.

Оказалось, что знаний-то литературы и истории почти нет. Порой возникают анекдотичные ситуации.

Вот, например, школьник пишет: «Ломоносов не хотел быть трактористом, как его одноклассники, поэтому пошел в Москву, чтобы поступить в техникум, который теперь носит название Московского университета». Ну что тут скажешь…

Перестанем друг друга понимать 

- О том, что наши дети престали читать, говорят все. Оттого и безграмотность. Но как переломить ситуацию?

- Нелюбовь к чтению не единственная, но главная причина, по которой наши дети сегодня функционально неграмотны.

Речь идет не только об орфографических и пунктуационных ошибках. Эти трудности можно преодолеть.

Функциональная неграмотность заключается в более серьезных вещах. У детей небольшой словарный запас. Они не способны в полном объеме воспринимать содержание, а тем более смысл текста.

Подчас учителя, родители даже и не подозревают, насколько превратно понимается смысл сказанного или написанного.

Приведу пример. Школьники пишут сочинение по тексту о Есенине, в котором есть такая фраза: «Есенин - истинно народный поэт. На любви к Есенину сходятся и 50-летний белогвардеец, и 16-летняя комсомолка».

Так вот, судя по работам, которые сдали ученики, в слово «сходятся» многие выпускники вкладывают совсем другой смысл.

И появляются такие рассуждения по тексту: «Ну и что, что ему 50, а ей 16, любить друг друга можно в любом возрасте…» Подчас дети, воспринимая какие-то слова окружающих, улавливая их из средств массовой коммуникации, и не подозревают об истинном историческом их значении. 

С одной стороны, понятно, что язык - живое существо, он развивается и меняется. Но если мы не будем сохранять традиции, можно предположить, что вырастает поколение, которое будет неспособно понять ту русскую культуру, которая создает славу нашему отечеству.

Сейчас у детей очень много каналов получения информации, но ни один из них не дает того, что чтение. Кто-то скажет: зачем мне книга, если есть ее экранизированный вариант?

Но зрительный ряд не побуждает к самостоятельному поиску ответов, не развивает логику. Ведь, читая, мы подсознательно рисуем образы, а когда смотрим кино или мультфильм, видим готовые.

Оттого случается, что нам порой не нравятся экранизированные романы. Мы-то представляли все по-другому.

Дети сегодня зачастую имеют дело с чужими образами. Поэтому и не умеют извлекать информацию из учебника, из художественного текста - это очень трудоемко, особенно на первом этапе. 

Каждый для себя сам выбирает приоритеты. Никто насильно не придет и не научит. Если считаешь, что быть грамотным - это престижно, а писать с ошибками стыдно - занимайся сам, объясняй это своему ребенку.

А если человек, с которым ты встретился, не может грамотно связать двух слов, покажи, что он для тебя не особенно интересен. Может быть, это кого-то подтолкнет к саморазвитию. 

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Опрос

Как вы заботитесь о своём здоровье во время пандемии?

Ответить Все опросы

Топ 3 читаемых

Самое интересное в регионах