aif.ru counter
152

1 сентября на Кубани: как подготовить ребенка к новому учебному году

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35. «АиФ - Юг» 28/08/2013

Летние, самые длинные, каникулы пролетели как три дня. Впереди учебный год, и срочно надо докупить платья, рубашки, брюки, тетради и учебники. Да мало ли что школьнику может понадобиться! Но главное даже не это, главное - настроить себя и ребенка на рабочий, вернее учебный лад.

С домашними заданиями детей не справляются даже родители?

- В последние несколько дней ребенок ходит грустный. На вопрос, что случилось, задал ответный: «А когда следующие каникулы?» Мне стыдно признаться, но я сама их с нетерпением жду, - делится с нами наша читательница Светлана Юрьева. - И для меня, мамы, школа - это дополнительная нагрузка. Чувствую себя спокойной только тогда, когда сама выучила уроки! Представляете? Значит, есть надежда, что сын тоже что-то запомнил. И я с чистой совестью на «двойку» в дневнике могу возмутиться: «Как же так, мы же учили вместе!» Понятно, что в этом есть и моя вина - не воспитала ребенка самостоятельным, не привила любовь к учебе. Но позвольте - у меня, взрослого человека, интерес резко падает после домашних заданий пятиклассника: прочитать, перевести и пересказать текст на двух страницах по английскому языку и научиться правильно писать слова; выучить наизусть стих по литературе; сделать четыре номера по шесть примеров по математике и выполнить задание по русскому языку… Плюс какой-нибудь доклад по истории. И это не весь список! Но, уважаемые взрослые, признайтесь, многие из нас способны усвоить это все?

Читайте также. Чего не хватает современным детям>>

В таком же ритме живет и мама семиклассницы Насти.

- Я работающая мама, и с началом учебного года нагрузка для меня увеличится вдвое, - говорит Ирина Яровикова. - Домой прихожу около 9 часов вечера, все это время дочь ждет, чтобы я проверила уроки, в чем-то помогла ей. Что касается презентаций, которые приходится писать регулярно, то материал к ним в Интернете мы ищем вместе. В итоге спать ложимся около полуночи. Как только контроль с моей стороны ослабевает, ребенок скатывается на «тройки». Поэтому приходится быть в тонусе и мне, и дочери.

- Я с содроганием жду нового учебного года, - поддерживает разговор Татьяна Перминова. - Наверняка есть дети, которые с легкостью сами «щелкают» все уроки. Но их единицы. Сама помогать ребенку по всем предметам не успеваю, поскольку работаю, с мужем давно развелись. Приходится нанимать репетитора. Она занимается с сыном-шестиклассником английским языком и математикой. И это не дополнительные знания, а просто выполнение заданных уроков! В месяц выходит не меньше 10 тысяч рублей. Конечно, это очень дорого, даже при моей зарплате в 35 тысяч рублей. Но иначе никак. Может, учителям, прежде чем «нагрузить» учеников заданиями, стоит призадуматься, успеют ли они все усвоить?

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

 

Светлана Абрамова, психолог:

- Детские проблемы значительно «помолодели». Если раньше от ребенка фразу «Не хочу учиться» можно было услышать при переходе из начальной школы в среднюю или уже подростковом возрасте, то сейчас дети начинают упираться еще в начальной школе. Здесь очень много причин. Дети приходят в школу незрелые по физиологическому и психологическому состоянию. Они не готовы к тем все увеличивающимся нагрузкам, которые ложатся на их плечи. А ведь помимо школьных занятий каждый родитель считает престижным записать своего отпрыска в пару-тройку секций или кружков. В результате если даже ребенок приходит в школу с искренним желанием учиться, то через некоторое время наступает моральное и психическое истощение. Детскому организму приходится уже с самых первых дней работать на пике своих возможностей. Понятно, что долго так никто не протянет. И ребенок ломается, у него появляется отвращение к школе. Поэтому если ваш малыш вдруг стал отлынивать от школы, то это вовсе не потому, что он лентяй или недостаточно умен. Просто устал. Сейчас у нас работает очень много центров подготовки к школе. Но там развивают только интеллектуальные навыки и знания. Не учат более важным вещам. Как вести себя в новой, стрессовой среде. Как общаться друг с другом. А это куда важнее. Современные дети, к сожалению, все меньше и меньше общаются между собой, не умеют жить в социуме. Вспомните, раньше дворы были полны детворы, которые играли в прятки, лапту, другие групповые игры. А ведь это не просто забавы, это важная школа жизни. При помощи игры дети учились находить свое место в обществе, выстраивать отношения друг с другом, приспосабливаться и находить решения в стрессовых ситуациях. Сейчас наши дети чаще всего сидят поодиночке за компьютером. А родители еще и с гордостью рассказывают друг другу, как их пятилетний малыш отлично разбирается в компьютерных играх. В результате, когда дети попадают в новую для них среду, это становится очередным стрессом. Поэтому могу посоветовать родителям не натаскивать дошкольника по чтению и правописанию - лучше научите его находить свое место в обществе и справляться с трудностями. Тогда и проблем впоследствии будет меньше.

 

 

Арифметика к 1 сентября

Но сам процесс обучения, домашние задания - далеко не единственные проблемы, которые ожидают родителей. Подготовка к школе всегда выливается в кругленькую сумму.

Читайте также. Стоит ли нанимать школьнику репетитора>>

Вот что нам рассказывает Ирина Яровикова:

- «Снаряжала» дочку в школу, и вот какая арифметика у меня получилась: 2 блузки по 1 000 рублей , 1 брюки - 1 300, 1 юбка - 1 000, туфли школьные - 1 800, кеды - 700, спортивный костюм - 2 500, шорты плюс футболка - 700, гольфы, носки, белье для девочки - 1 000 рублей. Это еще не все. По своему опыту знаю. Две блузы - мало, особенно в первом классе, футболка на физкультуру тоже еще нужна, спортом в наших школах занимаются четыре раза в неделю, туфли понадобятся еще одни, как минимум - сменная обувь. Да, еще не забыть на первом школьном собрании сдать 2000 на нужды класса. Итого 16300 на одного ребенка! Это еще не все. По своему опыту знаю. Две блузы - мало, особенно в первом классе, футболка на физкультуру тоже не одна нужна, спортом в наших школах занимаются четыре раза в неделю, туфли понадобятся еще одни, сменная обувь. В общем, здравствуй, школа!!!

МНЕНИЕ

 

Геннадий Косяков, учитель математики, Кропоткин:

- Решение о возвращении единой школьной формы - правильное. До того уже дошло, что ученицы пятого класса приходят на уроки на высочайших шпильках, как новогодние елки увешанные золотыми украшениями. Родители должны быть убеждены, что единая форма необходима. Это воспитывает и, как ни пафосно это звучит, отражается на моральном облике. Если сравнить с советскими годами, моральный и нравственный уровень детей сильно упал. В том числе и по причине этой разнузданной свободы в выборе гардероба. В школе уместны костюмы делового покроя и двух видов предназначения: осенне-зимние и весенне-летние. Стандарт фасона не должен быть таким жестким, как в советское время. Тогда форменная одежда была практически идентичная, и в этом был определенный смысл. В советском государстве были жесткие моральные установки, и единая форма отвечала требованиям современности (юбка такой-то длины, ширина штанины столько-то сантиметров). В российском государстве отношения более свободные. Ставить учеников в жесткие рамки, требовать, чтобы выглядели как близнецы, - по меньшей мере нелепо. Пусть школа или отдельный класс выбирает какие-то свои цвета и фасоны. Главное, чтобы форменная одежда учащихся была выдержана в каком-то едином стиле и цветовой гамме. Хорошо, что мы возвращаемся к социалистической традиции ношения форменной одежды. Однако плохо, что в современной школе остается и социалистическая форма обучения. По сути, школа все та же - советская. А мы живем в другом государстве. Из-за этого противоречия в разы выросла нагрузка на детей. Раньше были ФЗУ и ПТУ, куда уходили двоечники и становились потом Героями Социалистического Труда. Утверждаю не голословно, а на конкретных примерах своих учеников, как учитель с сорокалетним стажем. Обучение действительно было бесплатное и доступное! Сейчас совсем другие правовые отношения. Нет социализма, коммунизма. Есть свобода - экономическая и всяческая. Дети в разных школах учатся по разным учебникам. Если ребенок переходит в новую школу, он уже не может успевать по той же математике. Потому что он учился по Марковичу, а ровесники - по Виленкину... В итоге ученики получают фиктивные знания, фиктивные документы об образовании. В институтах платят за экзамены и зачеты. А потом выходят, извините, болваны. Потому и производство в стране разваливается, и самолеты падают. На мой взгляд, программа общего образования неоправданно раздута. Нагрузку следует уменьшить, а сами школы или отдельные классы сделать узкоспециализированными. Только надо понять, что сегодня нужны не только лингвисты и математики. Вспомнить, что когда-то были школы и с рабочим уклоном. В рамках программы трудового обучения дети получали квалификацию столяра, тракториста, машиниста и так далее. Школу надо реформировать.

 

 

Если у родителей помощи не попросишь…

Понятно, что каждый раз учебный год несет с собой проблемы, лишние затраты. Хорошо, если они соизмеримы с возможностями родителей. Да, если и есть трудности, все равно поднапряжемся, соберем чадо в школу. А что делать, если ребенку приходится рассчитывать только на себя?

Читайте также. Чем может помочь родительский совет>>

Мы созвонились с 16-летним Данилой Тихоновым из поселка Пересыпь, Темрюкского района, о котором мы писали в начале года. Напомним, что мальчик на новогодних каникулах отправился в Москву в Останкино, чтобы попасть на какое-нибудь ток-шоу и попросить помощи для своей тяжелобольной мамы:

- На каникулах уже давно не отдыхаю. Приходится работать. В этот раз трудился охранником на грязевом вулкане - нашей местной достопримечательности. А что делать? Не могу же я с больной мамы тянуть деньги на свои надобности (у мамы Данила опухоль тазобедренных костей). Сейчас дорога каждая копейка, ведь мы собираем деньги на операцию в германской клинике. К сожалению, пока не удалось набрать даже половину требуемой суммы. Поэтому я серьезно подумываю отказаться от дальнейшего обучения в школе и податься в Краснодар в училище. Хочу выучиться на автомеханика. Может, хоть профессия скорее появится. Конечно, жаль оставлять родную школу с друзьями. Но ничего не поделаешь. Так что для меня первое сентября в этом году - это переход на новую ступеньку жизни. К тому же в Краснодаре мне будет, наверное, легче достучаться до чиновников. Чтобы, наконец помогли моей маме.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

 

Наталья Котляр, финалист конкурса «Учитель года», преподаватель английского языка:

- В этом году школы ожидают несколько нововведений. Во-первых, повсеместно указом президента вводится школьная форма. Светлый «верх», темный «низ». Правда, цвет и оттенки администрация учебных учреждений может выбрать самостоятельно. В нашей школе, к примеру, это голубые сорочки на повседневную носку, белые - в праздничные дни. Ну и черные брюки для мальчиков, юбки для девочек. На зиму мы предусмотрели вязаные жилетки. Они практичнее, теплее и удобнее, чем пиджаки. Но в каждой школе по-разному, хотя все равно в едином ключе. Кроме того, во многих школах в этом году с пятого класса начинается изучение второго языка. Так что нагрузка на наших детей возрастает. Но я не считаю, что это плохо, если учебный процесс организован должным образом. Дети приходят в школу с разным уровнем развития. Кому-то и один язык сложно выучить, а тут еще и второй в таком раннем возрасте приходится постигать. Необходимы дифференцированные классы для детей с разным уровнем развития и способностей и индивидуальной программой. Тогда и нагрузка будет распределяться равномерно. Не будут страдать ни сами ребята от непомерных задач, ни учителя, которые не смогут выполнить государственный заказ, обеспечить нужный уровень знаний в русле общей программы. В Германии это давно поняли. Там существует 4 типа школ: для одаренных детей, для среднего уровня, слабеньких ребят и коррекционная школа. У нас же перед поступлением в первый класс без согласия родителя не имеют права направить ребенка на медико-психологическую комиссию, чтобы выяснить его уровень развития и потенциал. Родители, зная о каких-то сложностях у своего чада, часто не дают такого разрешения. Как же, вдруг ребенок попадет в «неправильный» класс. Но из-за подобного отношения в первую очередь страдают сами дети. Хорошо, если в классе немного детей и учитель в состоянии обеспечить к каждому индивидуальный подход. Но чаще всего это не так.

 

 

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...
Опрос

Как вы заботитесь о своём здоровье во время пандемии?

Ответить Все опросы

Топ 3 читаемых

Самое интересное в регионах