aif.ru counter
40

Кубань электронная

Например, для того чтобы вступить в брак, не надо будет ездить в загс. В назначенный день достаточно будет включить компьютер, войти в Интернет, подключить веб-камеру и зайти на сайт нужного вам загса. После того как регистратор проведет церемонию в режиме он-лайн, вы перешлете в загс закодированный индивидуальный набор символов (ваши цифровые подписи). И все. Образование новой ячейки общества свершится. Правда, обмениваться кольцами придется, скорее всего, не по электронной почте.

Эта картинка из недалекого будущего – лишь часть грандиозной панорамы. В настоящее время федеральные, региональные и муниципальные власти активно перестраивают свою работу в формат «электронного правительства».

Без очередей

Концепция «электронного правительства» была утверждена Правительством России 16 августа 2007 года. Тогда же в средствах массовой информации появилось определение электронного правительства как новой формы организации деятельности органов государственной власти посредством широкого применения информационных и коммуникационных технологий, которые обеспечивают удобство получения гражданами и организациями государственных услуг и информации о деятельности органов власти.

10 сентября 2009 года постановлением № 721 были внесены некоторые изменения в федеральную целевую программу «Электронная Россия». Согласно ее положениям электронное правительство объединит в себе информационные системы федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Кроме этого через электронное правительство можно будет попасть в центры доступа общественных приемных, библиотек и ФГУП «Почта России», ведомственных и региональных центров телефонного обслуживания, сайтов государственных органов в сети Интернет, региональных многофункциональных центров оказания услуг.

Итак, чего же мы добьемся, когда в России будет сформировано электронное правительство? Госуслуги станут оказывать гораздо быстрее. Да и, что греха таить, качественнее. Подолгу высиживать в очередях и обивать пороги кабинетов гражданам больше не потребуется. Рассмотрение документов тоже значительно упростится. Снизятся административные издержки. По всей стране будет установлен единый стандарт обслуживания граждан.

Деятельность органов власти неизбежно станет более открытой. Граждане смогут контролировать работу администраций и, конечно же, участвовать в ней. Общественные организации будут наблюдать за работой власти, причем на всех уровнях, что, в свою очередь, значительно поспособствует формированию в России институтов гражданского общества.

Как результат, повысится качество управленческой работы. Для того чтобы увидеть работу того или иного чиновника, больше не потребуется ворошить папки с бумагами, – вся информация по работе того или иного административного органа будет доступна во всемирной паутине. И для того, чтобы оценить ее результативность, достаточно будет всего лишь нескольких кликов мышью.

На данный момент система электронного правительства внедрена в двух регионах России: Республике Татарстан и Белгородской области.

А как скоро виртуализируется муниципальное управление Краснодарским краем? Дать комментарий по этому поводу мы попросили Олега Хабарова, заместителя руководителя департамента транспорта и связи администрации Краснодарского края.

Этапы цифрового пути

– Развитие электронного правительства зависит прежде всего от соответствующей инфраструктуры, – считает Олег Петрович. – Населению должна стать доступна работа всех структур власти. Каждый человек может стать свидетелем и участником работы органов самоуправления. Что касается Краснодарского края, то работа электронного правительства затронет все департаменты. Прежде всего – соцзащиты. Немалая нагрузка ляжет и на Департамент сельского хозяйства. Земельные кадастры, росрегистр, получение и предоставление документов в БТИ – все это будет со временем виртуализировано. Предназначение электронного правительства – взаимодействие прежде всего с населением и бизнесом. До 2012 года большая половина государственных услуг будет окончательно переведена в цифровой формат.

– Как электронное правительство поможет населению?

– Оно ускорит рассмотрение документов и прохождение бумаг. Избавит граждан от хождения по инстанциям, стояния в очередях. Цель – обеспечить максимальное взаимодействие органов власти с населением и ускорить процесс прохождения документов. Обычному гражданину для этого необходим только домашний компьютер с подключением к Интернету. Не выходя из дома можно будет заказать ту или иную услугу. Например, человек хочет получить водительские права. Посредством всемирной паутины он может, например, сдать некоторые тесты в режиме он-лайн. И даже получить соответствующие документы о том, что он прошел экзамены. Правда, сами права получить по компьютеру, конечно же, нельзя. Однако сведения о том или ином документе размещаются в базе данных. Более того, многие документы можно будет заверить непосредственно по Интернету, используя электронно-цифровую подпись.

В обозримом будущем получение различных справок и документов благодаря высоким технологиям существенно упростится. У граждан появится собственный идентификатор личности. Получить услугу от государства можно будет не выходя из дома. Уже сейчас по Интернету можно заказать, например, билет на транспорт.

В самом скором времени каждый орган власти получит соответствующее обеспечение для того, чтобы оказывать подобные услуги населению.

На самом деле праобраз электронного правительства существует и в настоящее время. Так, уже сейчас не выходя из дома можно оплатить, например, счета за телефон или коммуналку. Через секунду платеж будет принят и обработан. Задолженность мгновенно списывается. Механизм работы этой системы – прост и понятен.

Услуги предполагаются трех видов:

1) муниципальные;

2) региональные (в настоящий момент

оказывается 21 услуга, преимущественно информационного характера);

3) федеральные (71 услуга).

Услуги населению оказываются на основании постановления Правительства РФ от 15 июня 2009 г. № 478 «О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет». Разумеется, постановление это касается и регионов. В данном документе идет речь и о создании региональных информационных порталов и справочных реестров. В настоящий момент происходит активная работа по информированию граждан, однако в обозримом будущем перечень госуслуг только расширится.

Работа электронного правительства с населением и бизнесом

проводится в 5 этапов:

1) информирование;

2) получение гражданином формы документа;

3) заполнение и отправка;

4) прослеживание пути документа по инстанциям (гражданин может совершенно точно знать, на каком этапе рассмотрения и в какой инстанции находится предоставленный им документ);

5) получение ответа.

Большое внимание уделяется и информационному взаимодействию между структурами самой власти. Особенно важен контакт между структурами федеральными и местными, муниципальными. До сих пор в их отношениях слишком много несостыковок, которые ведут к задержкам. Электронное правительство облегчит межведомственное взаимодействие. Раньше для получения того или иного документа уходило порой значительное время, с введением электронного правительства решение «бумажных» вопросов существенно упростится. Значительно сократятся сроки прохождения документов по инстанциям.

подпись в «цифре»

– Что такое электронно-цифровая подпись, и как она сможет обеспечить юридическую значимость документа?

– На самом деле вопрос заключается в одном: как эту подпись будут принимать? Существует специальный удостоверяющий центр. Он может подтвердить аутентичность подписи, если ее оставило лицо официальное. Вопросы подлинности решаемы и, в общем-то, не являются проблемой.

В непосредственной связи с электронным правительством появляется и новое понятие, такое, как электронный нотариат.

На самом деле оставить свою цифровую подпись не так сложно. Для этого существует специальная флэш-карта, которая вставляется в USB-разъем вашего компьютера. Подпись представляет собой содержащийся на этом носителе набор цифровых и буквенных символов, обеспеченный надлежащими степенями защиты. Также существует специальный сертификат ключа, гарантирующий подлинность и правомерность подписи. В электронном нотариате должны храниться все образцы подписей.

Для контроля действий региональных властей в виртуальном пространстве существует Общероссийский государственный информационный центр. Он удостоверяет правомочность решений местных властей и заверяет их решения, являясь своего рода высшей инстанцией. Этот центр существует для того, чтобы объединять и координировать работу местных властей на федеральном уровне. Необходимо, чтобы работа электронных правительств на местах гармонично встраивалась в общегосударственную систему. В крупных регионах такие центры должны быть образованы на региональных уровнях и аккредитованы в общефедеральную сеть. В своем роде это как дерево – с ветвями и единым стволом.

– Может ли воспользоваться электронной подписью простой гражданин?

– Аналоги таких подписей существуют уже сейчас. Например, если возникает необходимость оплатить какую-либо услугу. В идеале у каждого человека должна быть одна цифровая подпись. В будущем необходимо, чтобы возникла услуга предоставления гражданам подобных подписей. Выдавать такие подписи смогут специальные удостоверяющие центры, имеющие соответствующие лицензии и сертификаты. Заниматься этим могут и госструктуры, и бизнес. Поскольку предполагается, что эта услуга – платная, скорее всего, она перейдет в ведение бизнеса.

Когда появится соответствующий спрос, проблем с выдачей ЭЦП (электронно-цифровых подписей) не возникнет. Уже в самое ближайшее время станет возможно подавать через Интернет налоговые декларации. Достаточно того, чтобы у организации были цифровая подпись и код, заверенный в соответствующих инстанциях.

– Какие существуют проблемы на пути внедрения электронного правительства?

1. Низкая компьютерная грамотность населения, особенно в сельской местности. Очень многие пока не готовы морально и технически.

2. Не до конца отрегулировано межведомственное взаимодействие. Хотя чисто технически все решаемо.

3. Для многих слоев граждан (и порою целых населенных пунктов) доступ к Интернету по-прежнему является проблемой.

Согласно статье 57 Федерального закона № 126-ФЗ «О связи» в поселениях с населением не менее чем пятьсот человек должен быть создан не менее чем один пункт коллективного доступа к сети Интернет. Как правило, пункты эти работают в почтовых отделениях. По большому счету, информационная часть электронного правительства уже существует.

Главной проблемой в настоящее время является приобщение к «виртуальности» сельских муниципальных образований, у жителей которых другие приоритеты, а многие никогда в жизни не работали на компьютере.

Кое в чем не приведена в соответствие с требованиями сегодняшнего дня нормативная база. Не все ведомства готовы предоставлять информационные услуги и пользоваться ими.

Что мешает?

Говорить, что электронное правительство заработает завтра и позволит сэкономить время всех и каждого, конечно, нельзя. Прежде чем получить качественный продукт и повсеместно внедрить его, требуется вложить немалые силы. Чтобы понять, с какими сложностями столкнутся представители власти разных уровней в процессе запуска электронного «коллеги», было проведено независимое исследование.

Основные выводы исследовательской группы пока неутешительны. Большинство регионов не готовы к оперативному решению поставленных задач и созданию инфраструктуры электронного правительства. Причин – целый ряд.

Одна из основных – техническая. Надлежащего оборудования нет, прежде всего, у самих чиновников. Вторая причина – юридическая. Существующая нормативно-правовая база отстает от уровня построения основ электронного правительства в передовых регионах РФ и входит в противоречие с задачами по оказанию услуг населению в электронном виде. Третья причина – организационная. Организационное обеспечение пока отсутствует. К тому же не разработан механизм вовлечения в процесс первых лиц и обеспечения их кураторства. Отсутствует системный подход к правовому регулированию общественных отношений в области информации и реально действующей системы непрерывной выработки согласованных мер и мероприятий органов власти по государственному управлению. Проще говоря, чиновники пока что предпочитают работать по старинке. Одна из наиболее существенных причин –

финансовая. В бюджетах на нужды информатизации выделяется пока что недостаточно средств. Также развитие «информационного бума» во власти пока что пробуксовывает из-за отсутствия механизмов взаимодействия со структурами гражданского общества в вопросах определения направлений модернизации, оценке и мониторинге происходящих изменений, в том числе процедур предварительного обсуждения с различными структурами гражданского общества проектов планов, программ, концепций по вопросам построения информационного общества.

Тем не менее в будущее стоит смотреть с оптимизмом. Положительный опыт уже существует. Большинство регионов занимается подготовкой и планированием единых ре-

гиональных информационных систем. Прибавьте к этому очень деятельную позицию федерального центра, который постоянно требует создания и развития горизонтальных и вертикальных систем совершенствования и обмена опытом. С таким рвением успех, если и не сразу, но будет обеспечен!

Смотрите также:

Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно


Загрузка...
Опрос

Где планируете провести отпуск или выходные?

Ответить Все опросы

Топ 3 читаемых

Самое интересное в регионах