«АиФ-Юг» собрал все имеющиеся факты о гипотетическом канатном метро в Краснодаре, чтобы понять, насколько реально воплотить проект в жизнь.
Что такое канатное метро?
Образно – это такие кабинки, которые висят высоко над головами пешеходов и над улицей по типу тех, что можно виидеть на горнолыжных курортах. Движутся кабинки по стальному тросу. По городу стоят опоры, имеются приводная и натяжная станции. Предусмотрены остановки. Их планируют разместить на Западном обходе, в Немецкой деревне, возле ТЦ «Красная площадь», гипермаркета «Лента», Краевой клинической больницы, стадиона ФК «Краснодар», у «Галереи Краснодар», возле Ботанического сада и Троллейбусного депо № 2.
Вид транспорта, говорят все, кто видел такое в других городах, уникальный – экологически чистый, бесшумный. Экстравагантный, но красивый. Вместимость подвесных кабин, которые заскользят над городом, составит 38 мест. Скорость движения - до 40 км/ч.
Сколько стоит?
Предположительно, «канатное метро» Краснодара в час будет перевозить от 4 до 7 тысяч пассажиров. Ориентировочная протяженность – 54 км. Построить такую трассу возможно за 3–4 года. Городскому бюджету строительство обойдется в 15 млрд рублей.
Когда поедем?
Пока, в проекте бюджета на будущий год, сумма строительства (напомним, это 15 млрд. руб.) не заложена. По информации пресс-службы мэрии, разрабатывается предварительное технико-экономическое обоснование проекта.
В частности, будет проведен анализ текущей транспортной ситуации в краевом центре и сделан прогноз на ближайшее будущее. После просчета эффективности и стоимости реализации специалисты разработают предварительную концепцию системы «канатного метро», определят «пилотные» маршруты и возможные остановочные пункты в привязке к остановкам других видов общественного транспорта. Проектом предусмотрены несколько «веток» и направлений.
Куда поедем?
- Маршрут № 1.
Из Юбилейного мкрн Краснодара – через МЕГУ – до Горпарка
- Маршрут № 2
От Красной/Гаврилова – по ул. 40 лет Победы – до Генерала Трошева с ответвлением на Солнечный бульвар.
- Маршрут № 3
От ул. Котлярова – по Московской, Есенина – до Жигуленко.
- Маршрут № 4
От Ейского шоссе – по Героев разведчиков – до Селезнёва.
- Маршрут № 5
От Ставропольской/Шевченко – минуя OZ Mall – на большой остров.
- Маршрут № 6
Кольцевой.
В чем сложность?
Строить придется все с нуля. А где? Свободной муниципальной земли в Краснодаре нет! Где ставить опоры, обустраивать остановочные павильоны? Земля на участках в предполагаемой зоне строительства – в частной собственности. С собственниками городу придется как-то договариваться.
Где это уже работает?
В России канатное метро работает в Оренбурге и в Нижнем Новгороде. Маршрут и там, и там единственный и понадобился для того, чтобы переправлять людей через реку (в дополнение к речному такси). Пропускная способность - около 500 пассажиров в час.
В Нижнем Новгороде проездной билет в одну сторону действителен в течение дня после покупки, стоит 100 рублей. За расстояние в 4 км – многовато. Но люди платят. 4 км по прямой по канатке – не то же самое, что 27 км в объезд. Преимущества «перемещения по воздуху» очевидны.
Канатное метро – вид транспорта, привычный и обыденный в Германии, Франции, Грузии, в Колумбии, Венесуэле, во Вьетнаме.
Что говорят эксперты?
«Канатное метро проблему в той степени, какая есть, к сожалению, не решит. Из спальных районов утром выезжают около 10 тысяч человек, а в вагоне только 38 мест, плюс время ожидания, - говорит доктор экономических наук Сергей Берлин. - Стоимость проезда, естественно, будет в несколько раз выше, чем сегодня билет в обычном общественном транспорте. Пассажиров важно еще и безопасно доставить, высадить из вагона на обустроенных остановках, а не в чистом поле. Чтобы выйдя из метро человек сразу пересел на другой транспорт или попал в центр города, крупный торговый комплекс.
Самая большая проблема в Краснодаре - ограниченность земли. Плотная застройка, узкие улицы и тротуары. Мешают и железнодорожные рельсы, но чтобы их «вынести» из центра города, необходимы миллиарды. Строить широкие дороги в новых микрорайонах можно, это отчасти и делается, но они упираются в узкие магистральные улицы: Северную, Ставропольскую, Красных партизан…»