Зоолог по профессии, писатель Антонио Сорушев работал в зоопарках с крупными хищниками, ядовитыми змеями. Выйдя на пенсию, стал активным участником экологического движения. «АиФ-Юг» он рассказал: от чего, как спасаться и спасать.
«Поели цивилизации»
Светлана Лазебная, «АиФ-Юг»: Антонио Тимофеевич, откуда у вас столь необычные имя, отчество и фамилия?
Антонио Сорушев: Я ассириец, родившийся в Армении. Имя, фамилия - соответствующие. Отчество библейское, скажем так. Предки жили в Месопотамии, нынешний Ирак. В Армении оказались в середине XIX века - бежали, когда начались гонения христиан.
- Те давние события стали историей, человечеству столько уже уроков преподнесено! Почему мы не делаем выводы, войны продолжаются в нашей современности?
- Потому что борьба между злом и добром - категория вечная. Слишком сильны корыстные интересы, они сильнее логики. Войны, дипломатические столкновения, санкции и контрсанкции никому на пользу не идут. Гораздо выгоднее сотрудничать, а не ругаться. Но человек неисправим.
- Я работал с хищниками, у них есть правила, которые не нарушаются. У животных паритет. Ярко это выражено в уважении к границам. Хищник не зайдёт на территорию другого хищника. Травоядный, если территория занята, тоже туда не пойдёт. Если какая-то группа животных охотится или пасётся в конкретном месте, другим туда хода нет. В случае вторжения наказание неотвратимое и незамедлительное. У людей странная самоцель - взаимоуничтожение, озабоченность тем, чтобы «отжать» чужое. Поэтому и планета в войнах, трагедии, боль, горе - данность.
- А вам не кажется, что свою роль играет и национальная самоидентификация? Огромная проблема западных стран - мигранты, которые поселяются там со своим «уставом». Глобализация, унификация - это процессы, которые уже не остановишь. Зачем нужно сохранять национальные традиции, обычаи, язык?
- Да, процесс глобализации не остановишь, миграция резко возросла количественно и в скорости. Разница «коренных» и «пришлых» менталитетов приводит к столкновениям. Но взаимопроникновение культур и наций остановить невозможно. Человек находился утром в центре Африки, а через несколько часов он уже в центре Европы или другой части света. «Поев цивилизации», он уже не в состоянии отказаться от условного «унитаза» в пользу удобств во дворе. Таковы веяния времени. Вместе с тем хочется констатировать, что каждая нация вносила свой неповторимый вклад в историю человечества. Представьте себе, что она состояла бы, например, только из истории греков. Ужас, правда? Мы должны сохранить языки, обычаи народов и наций настолько, насколько это возможно, чтобы в культурном плане не обеднеть. Это легко и сложно одновременно. Надо лишь так относиться к другому, как ты хотел бы, чтобы он относился к тебе. Уважения и вежливости нам точно не хватает.
Беда в том, что никакие доводы не перешибут стремление к обогащению.
Никто не слушает биологов
- Люди не слишком хорошо друг к другу относятся. Но откуда это стремление уничтожать вообще всё живое? Варварская вырубка леса, браконьерство… Красная книга России с каждым годом всё толще. Почему так, и можно ли это остановить?
- Я разругался как-то со знакомым. Он сообщил, что устроился на лесозаготовки и ничто его не смущало. Я возмутился: да как же так? Чем ты, уничтожитель леса, отличаешься от карателя на войне? Вот стоит дерево, может быть, ему сто лет, и оно бы росло ещё столько же. Но приходят дровосеки. Что дальше? Местность оголяется, начинается эрозия почвы, жизнь вокруг прекращается. Дерево не растёт просто так - оно плоды даёт, на нём птицы гнездятся, в коре его насекомые живут. Это целый мир! Моей тирады знакомый не понял. Мол, подумаешь, в лесу ещё столько зверей, и деревьев! Даже если несколько видов исчезнет - планета всё равно же останется? Так-то оно так, но она уже обеднела и продолжает беднеть стремительно. Каждый исчезнувший вид - это не просто статистика, он имеет своё значение в круговороте жизни на Земле. Но кто слушает биологов, экологов? Беда в том, что никакие доводы не перешибут стремление к обогащению. Одним днём живут и чиновники, подписывающие решения о вырубке, и рядовые исполнители, получающие за свои труды копейки.
- Но если выбирать главных виновников происходящего - это всё-таки кто?
- У некоторых руководителей отношение к собственной стране как у временщиков. Такие индивидуумы опаснее открытого врага, который нападает, вторгаясь из-за границы. Перед лицом угрозы извне народ сплачивается и побеждает - потому что враг виден. Есть понимание, что победить его необходимо, иначе он убьёт тебя. А есть внутренние враги, скрытые. Тихой сапой разрушают страну, но как это изменить? Только жёстким контролем со стороны общества. С помощью законов, которые бы работали. Для этого как минимум общество не должно быть равнодушным. Почему, например, рыбу в нашей реке можно вместо фитиля использовать? Это уже не рыба - горючий мутант. Нефтеотходами мы убиваем экосистему - а где будут жить наши правнуки?
Много лет я пробивал идею строительства в Туапсе сафари-парка. Но даже соратник, Николай Дроздов, знаменитый телеведущий, учёный-зоолог, помогавший отстаивать проект, не помог. Вместо сафари-парка мы имеем гектары леса, зачищенные под кемпинги для отдыхающих, потому что туристы приносят бюджету быстрый рубль. Если бы люди не были равнодушными, поддержали - был бы парк, а не кемпинги. Рыба гниёт с головы, с неё начинается разложение, роль хвоста (народа) - жертвенная. Но в природе именно хвост управляет рыбой, задаёт движение. Я не оправдываю молчаливый народ, пора бы уже вспомнить, что мы не рыбы. Задавать вектор к достижению простейших целей. Достойной жизни, например, миллионов, а не отдельных людей. Ведь так не должно быть… Иностранные пенсионеры путешествуют по всему миру, а наши… часто по миру идут. Нашим старикам начисляют пенсии в 10 тысяч - разве можно на эти деньги прожить? Ведь у нас же всё есть, мы такие богатые! Газ экспортируем, а я лично дровами и углём топлю, не где-то в дикой степи, а в Туапсе, в центре густонаселённой Черноморской курортной зоны.
Я верю в то, что люди получают наказание, игнорируя и нарушая простые законы, делающие бытие чистым.
«Этот мир придуман не нами»
- Ваши рассказы и зарисовки очень добрые. Поделитесь своим секретом, как сохранить оптимизм в наше непростое время, имея такой запутанный клубок неразрешимых проблем?
- Да просто… я благодарен тому, что живу в этом мире, населённом людьми, растениями и животными. Жизнь люблю. Любовь и даёт оптимизм, но любить не просто. Тут важно понять, что это не наше время такое непростое, - с библейских времён ведь ничего не изменилось. Помните Евангелие от Матфея, главу об искушении Дьяволом Иисуса Христа во время сорокадневного поста в пустыне? Дьявол трижды пытался соблазнить его на грех: голодом, гордыней, верой, и в этом не преуспел. Я верю в то, что люди получают наказание, игнорируя и нарушая простые законы, делающие бытие чистым.
- Про людей, как писателю, вам всё понятно, а обращаясь к вашей профессии зоолога - в природе есть тайны неразгаданные?
- Очень много! Тот же черепашонок на маленьком, затерянном островке в Тихом океане. Вылупляется из яйца, и течением его уносит. Через 10 лет он, уже взрослая самка, на этот самый остров возвращается, чтобы именно там отложить яйца. И так повторяется снова и снова. Как?! А птицы - как они мигрируют, находят дорогу на юг, в родные края возвращаются?
- Говорят, по звездам...
- Скажите, а человек по звездам ориентируется? Да редко кто просто покажет где север, а где юг! А птицы - как они научились? У учёных масса гипотез, попыток объяснить необъяснимое, но все они не безупречны. Вот почему зебры в африканских степях - полосатые? По одной из версий, такая окраска - следствие эволюции. Мол, во время преследования полосы помогают затеряться от хищников в рельефе местности. Но почему у других антилоп в Африке полос нет? Мир удивительный, очень сложный и… хрупкий.
Мы должны сохранить языки, обычаи народов и наций настолько, насколько это возможно, чтобы в культурном плане не обеднеть.