Примерное время чтения: 7 минут
1873

Для короля Иордании и Путина. Чем уникальны работы оружейницы Аси Еутых

Долгие годы ювелирные изделия в стиле майкопской культуры российского ювелира, оружейницы, члена Союза художников России Аси Еутых являются украшением коллекций ценителей прекрасного: например, короля Иордании Хусейна. Ритон ее работы хранится и у Владимира Путина. Произведения Аси Еутых, выполненные в технике литья, гравировки и позолоты есть и в фондах Государственного Эрмитажа, и в Государственном историческом музее Москвы. Скоро уникальные работы Аси Еутых можно будет увидеть в ее авторской Золотой кладовой, строительство которой находится в активной стадии.

По следам нартского эпоса

Саида Панеш, «АиФ-Юг»: Ася, расскажите, для чего нужна Золотая кладовая?

Ася Еутых: Наверняка вы бывали в Золотой и Бриллиантовой кладовых Эрмитажа. Наша Золотая кладовая - это авторский музей, его задача - представить наше искусство, сверхзадача - привлечь как можно больше гостей в республику Адыгея, рассказать об адыгских помыслах, традициях. Здание Кладовой площадью в две тысячи квадратных метров, высотой в четыре этажа строится в парковой зоне города Майкопа. Расположение предполагало проектирование фасада-палаццо, в нем будет много богатой ковки, литья, лепнины - все в скифо-меотских традициях с элементами майкопской культуры. Специально для гостей мы готовим древнюю меотскую мастерскую кузнеца Тлепша (герой нартского эпоса - прим. ред.). Около 30 человек смогут одновременно следить за работой профессионалов и даже попробовать что-то смастерить. Можно будет научиться раздувать горн мехами, плавить, отпиливать, полировать металл. Экспозиция ювелирных предметов будет работать без выходных. Перед зданием мы отвели место для золотого дерева нартов. С правой стороны от входа запланирован магазин, там будут представлены украшения, одежда, авторские аксессуары нашего Ювелирного дома.

- Вы известны не только как ювелир, но и как художник по костюму, и как золотошвея. В Золотой кладовой будет комната, посвященная черкесскому костюму?

- Национальная одежда - это неотъемлемая часть культуры. Чтобы погрузиться в адыгскую культуру, гостям важно увидеть национальный костюм. В центральной части здания Золотой кладовой будут расставлены манекены, одетые в черкесскую одежду.

Главное, чтобы костюм сидел

- Секреты адыгских промыслов в вашей семье передаются по наследству?

- Да. Меня воспитывала бабушка. Она была рукодельницей, золотошвеей. До старости носила шелковые платья в талию, которые шила и вышивала сама. Когда я подросла, нана не отдала меня в садик, сажала рядом с собой и учила рукоделию. Вместе с ней я рисовала, плела куклы, одевала их. Когда пошла в школу, домой принесли ярко-голубую ткань, нужно было сшить форму - сарафан с юбочкой в складочку. Бабушка сделала выкройку, а я без швейной машинки при помощи потайного шва сшила сарафанчик сама. В четвертый класс я уже шила себе пальто. Когда из него выросла, распорола, перелицевала, добавила манжет из другой ткани и носила. В 1970-80 годы одежда была скучная, но для моего творчества был простор. Классная руководительница часто вспоминает мою одежду, которая всегда была модной, идеально сидящей. Одежда была частью моего мира. Костюм - это часть жизни художника, часть моей жизни, это уж точно.

- Черкесский национальный костюм - это костюм эпохи Возрождения или Средневековья?

- Черкесский костюм пришел из первого тысячелетия до н. э. от скифов. Причины великого переселения народов - катастрофы и войны, вследствие которых люди передвигались на соседние земли. Войны прокатывались по всей территории Евразии вплоть до британских островов. Так, например, Тамара Райс пишет, что сарматы победили скифов, потому что у скифов не было стремени - во время битвы сарматы поднимались на стремена и лучше стреляли. У китайцев вообще не было лошадей. Когда степняки с нашей территории Евразии добрались до Китая, императору доложили, что народы, которые называются скифо-сарматами, передвигаются на лошадях, и для того, чтобы им противостоять, нужны конные войска. С внедрением конницы в китайской армии подняли вопрос одежды. Сегодня мы носим костюмы-кимоно со штанами, но у китайцев не было брюк, они переняли их у скифов, которые носили штаны с широким шагом и курточку. Если сравнить скифскую курточку и нашу черкеску, - крой абсолютно одинаковый. Черкеска - это практически скифская курточка с газырями. Газыри на черкеску начали нашивать с появлением огнестрельного оружия. Длинную же черкеску, которую мы сегодня знаем как сценический костюм, носили только старики и князья. Мужчины, в основном, носили черкеску, у которой поднимались края, и она была короткой. Тамара Райс пишет, что северокавказские кинжал и башлык полностью эквивалентны скифскому оружию и предметам одежды. Так вот, черкеска и штаны - тоже от скифов. В истории существует принцип целесообразности. В нашем климате люди будут носить штаны. В древности на домотканом станке кусок ткани мог быть выткан только определенного размера. Ткань была дорогой, кроили, сложив пополам, чтобы оставалось как можно меньше отходов. Верхней одежды не носили, так как домотканая была удобной и теплой. Под черкеской адыгские мужчины носили рубашку, а под ней - исподнее белье. Трусов не было, их заменяли штаны. Все эти утверждения подтверждаются предметами из раскопок. Существуют изображения амазонок, киликийцев в высоких шапках. Народ, который носил шапки, однозначно носил и штаны.

Условия жизни диктуют моду. Конь был единственным средством передвижения, и если у девушки под юбкой - брюки, не нужно было изобретать дамское седло или шить специальное платье-амазонку.

- А что вы скажете о женском национальном костюме?

- Сегодня популяризован единственный женский национальный костюм, который дошел до наших дней. Но адыгская женская национальная одежда это же не только сае. Сае - это праздничная одежда. Каждодневная одежда была короче. В гардеробе адыгской женщины был и кафтанчик. Он был и на тонкую талию, и на взрослых женщин, подвязывался кушаком или платком. Серебряные пояса - это одежда на выход. Современные женщины носят брюки, черкешенки прошлых эпох тоже носили брюки. Так же, как и у всех женщин на территории Евразии, у адыгских леди не было нижнего белья. И если представительницы других народов под юбкой не носили ничего, то у черкешенок под платьем были длинные штаны, такие же, как у мужчин, с тремя видами шага - узким, средним и широким. Почти как брюки-голифе со складками из мягких тканей, в них девушки могли ездить верхом. Условия жизни диктуют моду. Конь был единственным средством передвижения, и если у девушки под юбкой - брюки, не нужно было изобретать дамское седло или шить специальное платье-амазонку. Черкешенки всегда были в образе амазонок. При необходимости девушка поднимала юбку, садилась на коня в удобных, с широким шагом штанах - так она чувствовали себя абсолютно уверенно.

Как повлияла на моду война

- Если бы не было Кавказской войны, развитие черкесской моды шло бы по европейскому сценарию или по-восточному?

- Если бы не было Кавказской войны, то есть «культурной дыры» в 150 лет, черкесская мода обязательно развивалась бы по принципу европейской. В Адыгейском республиканском музее сохранились фотографии екатеринодарского театра позапрошлого века, на которых видно, что в моду входили сае (женский национальный костюм) с рукавом в виде фонарика, без нарукавников. Женщины на фотографиях - с кружевными платочками. На них - подплечники, гусарские застежки. Откуда у адыгов появились подплечники и гусарские застежки? Тут можно спокойно рассуждать о развитии женской моды в военизированном обществе.

- Считаете ли вы адыгский костюм удобным для носки в современной жизни, когда общество не военизированное?

- Я вижу применение национального костюма в самом широком смысле. Одежда, которую я создаю, это и историческая реконструкция черкесских средневековых нарядов, и одежда эпохи бронзы, и ее современное осмысление. Моя авторская «опытная фабрика» работает и на моего мужа, и на детей. Помню, что когда только вышла замуж, сразу же сшила мужу теплый домашний халат по крою черкески, свитер - по типу кольчуги, черный длинный шелковый плащ. Мой сын Бейбарс бегал в школу во флисовом башлыке без куртки, потому что башлык теплый, он и так греет. Национальная одежда функциональная и интересная. Раньше у адыгов на обуви были всевозможные пряжки, каблучки, оковки, набойки, крючки, металлические воротнички. Коня подковывали, ставили набойку, позже эта набоечка приобрела оковку. Чтобы держать весь каблучок, ее стали украшать. Мою одежду отличают аксессуары. И в Адыгее, и за ее пределами много женщин, которые не имеют никакого отношения к искусству, но они с удовольствием заказывают мне аксессуары, сумочки, пряжки, пояса.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Опрос

А вам в детстве родители выписывали детские журналы?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах