147

«Мы конкурируем с гаджетами». Педагог о том, как привить детям любовь к ЗОЖ

«АиФ-Юг» № 12 24/03/2021
Дмитрий Завертаный - тренер-преподаватель по лёгкой атлетике ДЮСШ №1 МО Динской район.
Дмитрий Завертаный - тренер-преподаватель по лёгкой атлетике ДЮСШ №1 МО Динской район. / Дмитрий Завертаный / Из личного архива

«Не всем удастся стать чемпионами, но быть здоровым должен каждый ребёнок», - уверен тренер-преподаватель из станицы Динской Краснодарского края Дмитрий Завертаный. О том, как сама жизнь обездвиживает нас, чем занимаются на уроке освобождённые от физкультуры и что главная награда для учителя, а также многом другом педагог рассказал «АиФ-Юг».

Мир изменился

«Профессия сама нашла меня», - говорит Дмитрий Завертаный.

Семь лет он отработал в средней школе, сейчас преподаёт в ДЮСШ. А началось всё с хороших учителей - сначала в школе, где физкультуру будущему педагогу преподавал мастер спорта по спортивному ориентированию Олег Агеев. Он, кстати, до сих пор работает в школе в посёлке Табачный в Адыгее. Затем в спортивном вузе.

«Дальше началась практика - и мне нравилось общаться с детьми, я хорошо себя чувствовал в школе», - продолжает Дмитрий.

В последнее время вокруг много разговоров о том, что дети всё меньше двигаются, предпочитая прогулкам по улице социальные сети и гаджеты. Так ли это?

«На мой взгляд, дети не изменились, поменялась обстановка вокруг, сами условия жизни, - считает преподаватель. - Традиционные физические качества: сила, скорость, выносливость требуются всё меньше и взрослым, и детям. Судите сами, раньше, чтобы натопить дом, надо было пойти в лес, нарубить дров, привезти их, растопить печь. Сейчас достаточно включить газ, овощи и фрукты не выращиваем, а покупаем в магазине, пиццу привозят по одному звонку. Отсюда и гиподинамия - недостаток двигательной активности. Взять то же подтягивание - это упражнение помогает лазать по деревьям, но современные дети этого не делают».

Заметно и влияние гаджетов - обратите внимание, школьники даже по улицам ходят, уткнувшись в телефоны.

«Если взять глобально, то мы, учителя, конкурируем в борьбе за детское внимание с транснациональными корпорациями: Apple, Samsung, Microsoft и т.д., со всеми производителями гаджетов, социальными сетями, - говорит Дмитрий Завертаный. - И все цифровые монстры используют для привлечения клиентов самые современные технологии. Снимают рекламу, используя психологические крючки, чтобы зацепить ребёнка. Поэтому конкурировать с ними, с одной стороны, очень тяжело, но, с другой, и без них нельзя - всё-таки идёт активная цифровизация общества. Значит, нужно найти компромисс, золотую середину. Как говорил Парацельс, «всё - яд, всё - лекарство; то и другое определяет доза».

Досье
Дмитрий Завертаный - тренер-преподаватель по лёгкой атлетике ДЮСШ №1 МО Динской район, учитель высшей квалификационной категории, победитель VIII Всероссийского конкурса «Учитель здоровья России-2017», председатель совета молодых педагогов при региональной организации «Профсоюз работников народного образования и науки РФ».

Фото: Из личного архива/ Дмитрий Завертаный

Физкультура по учебнику

По словам Дмитрия Завертаного, современным детям тяжелее, чем сверстникам из прошлых поколений, подтягиваться, отжиматься, выполнять другие упражнения, потому что они просто не делают этого в свободное время.

«Сложно даются ребятам кроссовые дисциплины, где нужно терпеть, прикладывать усилия, - продолжает педагог. - Заметно, когда по программе приходит время кроссов и гимнастики, детей со справками-освобождениями становится больше. А игровые виды спорта, в которых на эмоциях не замечают, сколько пробегают, школьники воспринимают с радостью».

По словам педагога, справка освобождает только от физической нагрузки, а не от присутствия на уроке - школьники переодеваются вместе со всеми, строятся, а потом учат физкультуру… по учебнику.

«Например, если проходим баскетбол, то эту тему: правила, размеры площадки, - объясняет Дмитрий Завертаный. - И ученик в конце урока пересказывает прочитанное. А остальные совмещают теорию с практикой».

При этом в современной школе федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) рекомендуют ставить хорошую оценку не за количество выполненных упражнений или время, за которое школьник пробегает дистанцию, а за прогресс. Главное - расти над собой. Нормативы, конечно, тоже сдают – два раза в год, чтобы знать уровень физического развития ребёнка.

Приятно видеть своих выпускников физически и интеллектуально развитыми, красивыми, здраво размышляющими, строящими планы на будущее.

«На мой взгляд, это правильно, - считает преподаватель. - Всё-таки в школе занимаются оздоровительной физкультурой. Наша задача -  привить ребёнку любовь к здоровому образу жизни, показать, что это интересно и не так трудно. Спорт - это уже другой уровень. Не все могут стать чемпионами, но быть здоровым должен каждый ребёнок».

Основная задача педагога - привлечь ребёнка к своим урокам. По словам Дмитрия Завертаного, в начальной школе на физкультуру дети бегут с радостью - у малышей от природы высокая потребность в двигательной активности, вот и повинуются инстинкту. Когда дети взрослеют, появляются другие мысли: «А что подумают про меня девочки/мальчики?», приходит стеснение.

«И тут важно создать на уроке ситуацию успеха, - объясняет педагог. - Ведь дети с удовольствием занимаются не только тем, что им нравится, но и тем, что хорошо получается. Если получается волейбол - будет любить его, математика - её. Поэтому необходимо находить подход к каждому ребёнку - у меня в классе в среднем по 33 человека. И каждого надо заметить и похвалить, если ребёнок сделал упражнение немного лучше, чем прошлый раз. Или, напротив, обратить внимание на то, что на предыдущем уроке получалось лучше, узнать, в чём проблема».

Пример важнее слов

Дмитрий Завертаный уверен: чтобы привлечь ребёнка к здоровому образу жизни, мало усилий только учителя. Ведь на него влияют и родители, и общество - люди, с которыми он общается после уроков.

«Поэтому, если у школьника что-то не получается, первым делом надо сообщить родителям, сказать, мол, ваш ребёнок молодец, но сейчас немного не получается, поэтому давайте вместе поработаем, - говорит педагог. - И если родители на моей стороне, поддерживают ребёнка, то он старается, и результат приходит. Да, первое время, когда что-то не будет получаться, он может быть недовольным. Но со временем входит в процесс, перестаёт стесняться, обращать внимание на смешки. В зависимости от воспитания и возраста школьника - лет с 14 - для ребёнка уже больше авторитет общество. Но это зависит ещё и от семьи».

По словам Дмитрия, родителей, которые после обращения к ним отказали бы, сказав: «Вы учитель, сами и занимайтесь!», он не встречал. Люди заинтересованы в успехах своих детей, некоторые вообще включаются в процесс очень азартно, постоянно звонят, спрашивают.

«Чтобы привлечь ребёнка к физкультуре, главное собственный пример родителей, - уверен педагог. - Можно много раз повторять: «Так делать нельзя!», а потом однажды всё-таки сделать на глазах ребёнка, и он запомнит именно действие, а не слова. Здоровый образ жизни, без алкоголя, курения и так далее. Да, жизнь сейчас изменилась, многие, чтобы прокормить семью, сутками пропадают на работе. Но всё равно надо находить время, проводить его с ребёнком».

Развиваться гармонично

Работа тренера и учителя физкультуры с одной стороны похожи, с другой - у первого есть чёткие критерии успеха. Если воспитанник выиграл или завоевал медаль, значит, наставник сделал всё правильно. А как оценивать работу преподавателя физкультуры?

«В школе проходит много мероприятий, соревнований, где дети могут показать своё мастерство, то, чему научились, - рассказывает Дмитрий Завертаный. - Для меня, например, показатель хорошего учителя - умение научить целый класс или параллель подтягиваться, делать технически правильный прыжок и т.д. Всё-таки мы учим основам: как правильно бегать, прыгать, метать, чтобы у ребёнка были основные знания и умения».

Однажды тренер  испытал особое чувство удовлетворения от работы. Домашний мальчик, который даже подтягиваться не умел, пришёл к нему заниматься лёгкой атлетикой. Но целеустремлённый был - ни одного занятия не пропускал.

«Через год - два смотрю, у него уже мышцы вырисовываются, девочки начали заглядываться, - вспоминает Дмитрий Завертаный. - Как-то в субботу проезжаю мимо спортплощадки - он выстроил всю семью, маму, папу. И все вместе зарядку делают. Я приятно удивился. Это, наверное, и есть высшая оценка моей работы. Вообще приятно видеть своих выпускников физически и интеллектуально развитыми, красивыми, здраво размышляющими, строящими планы на будущее. ВОЗ определяет здоровье как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия», так что здесь важны все составляющие. А когда человек гармонично развит, он и чувствует себя уверенно. И задача наша, учителей, дать ребёнку возможность развиваться во всех направлениях».

Оставить комментарий (0)

Опрос

Где планируете провести отпуск или выходные?

Ответить Все опросы

Топ 3 читаемых

Самое интересное в регионах