Примерное время чтения: 5 минут
391

На примере Мелании Трамп. Филолог - об использовании сторителлинга в работе

Ирина Хутыз / Из личного архива

Кто владеет словом, тот владеет миром. А тот, кто умеет интересно рассказывать истории, несомненно, может держать аудиторию. Этому методу даже дали название - сторителлинг, и в современном мире он пользуется популярностью. Лингвист, доктор филологических наук Ирина Хутыз не просто занимается его изучением, но и применяет на практике в работе со студентами. Она рассказала «АиФ-Юг» о новых методах подачи информации, об опыте дистанционки, а также о том, как пандемия повлияет на образование.

Как первая леди США помогла студентам

По словам Ирины Хутыз, термин «сторителлинг» в последние годы стал не только актуальным, но и модным. Об этом свидетельствует разнообразие тренингов, авторы которых предлагают участникам овладеть мастерством сторителлинга, позиционируя его, например, как средство, способное в бизнесе «открыть двери в мир захватывающих коммуникаций с любой аудиторией». То есть для многих это инструмент маркетинга, который помогает продавать и продвигать товары и услуги, вдохновляя покупателей своими историями. Кстати, в научной литературе сторителлинг определяют как технологию эффективных коммуникаций. Используют её и в качестве управления персоналом, и как способ наставничества и передачи новых знаний, для выражения ценностных принципов организации и т.д.

Фатима Шеуджен, «АиФ-Юг»: Ирина Павловна, как вы используете сторителлинг в своей работе?

Ирина Хутыз: Я сама увлеклась этим направлением несколько лет назад. Прочитала работы, посвящённые этой технологии, на англоязычных ресурсах, позже они появились и у нас. Люди делились, что используют сторителлинг и в преподавании иностранных языков, и при получении грантов, и в науке, и в любой другой профессиональной деятельности. В чём секрет популярности этого направления?

Всё очень просто. Человеческий мозг изначально запрограммирован на хорошую, понятную историю. Согласитесь, сложно заставить слушать то, что непонятно. Поэтому я использую интересные рассказы, чтобы объяснить студентам сложные вещи. Сегодня много говорят о клиповом мышлении молодёжи, а значит, нужны новые способы информирования. Приведу пример. Я преподаю дисциплину «Общая теория дискурса». И моя задача на первом занятии объяснить молодым людям, чем дискурс отличается от текста. Как это сделать? На помощь приходит сторителлинг.

Досье
Ирина Хутыз родилась в Краснодаре, училась на факультете романо-германской филологии Кубанского государственного университета, доктор филологических наук, профессор кафедры прикладной лингвистики и новых информационных технологий.

Вспомним предвыборную кампанию Трампа. Тогда супругу американского президента Меланию обвинили в том, что она в одном из своих выступлений использовала речь Мишель Обамы. Мелания, естественно, это всё отрицала, и вышел грандиозный скандал. Прошло какое-то время, и одна известная дама - член Конгресса США - пришла на заседание в белом платье, точной копией наряда Мелании. Она отрицала, что в их нарядах было сходство. Тем самым она выразила своё отношение и к ситуации, и к супруге будущего президента. Это и есть дискурс. То есть я могла сколько угодно сыпать терминами и вряд ли бы меня ребята поняли. А таким образом все быстро запомнили.

Интернет - конкурент?

- Получается, идёт упрощение процесса обучения?

- Нет, но однозначно классический метод ведения предмета, когда преподаватель читает лекцию, а студенты записывают конспект, устарел. Сейчас это слушать никто не будет.

Представляете, сколько свободной информации в интернете и в любой момент можно её прочитать. Я чаще всего на занятиях использую слайды. Уверена, когда человек просто пишет, он почти не слышит. Вернее, не запоминает и не усваивает предмет.

Кстати, эта тенденция касается и самой науки. Сегодня многим учёным важна цитируемость. А что для этого нужно? Ведь научная коммуникация предусматривает много терминов. Но теперь многие учёные склоняются к доступности информации. Чем понятнее ты говоришь, тем больше единомышленников.

Классический метод обучения, когда преподаватель читает лекцию, а студент записывает - устарел.

Правда, есть ещё один момент, объясняющий, почему мы всё-таки стали преподносить материал доступнее. Это произошло с тех пор, как образование стали считать услугой. Это англоамериканское веяние, благодаря которому фокус с интересов преподавателя перешёл на интересы обучающихся.

Лицом к лицу

- Пандемия заставила всех уйти на дистанционку и получить новые навыки. Какой опыт вы извлекли из этой ситуации?

- Поначалу многие из нас испытывали дискомфорт в непривычных условиях. Например, мне надо было записать видео и наложить звук. Я не знала как, помогли студенты. Это практический навык.

Или другая проблема - из-за смены формы обучения пришлось обрабатывать большой поток информации. Ребята выполняли задания, присылали их мне. Я большую часть времени тратила на проверку работ. Думаю, с этим столкнулись многие - время перестало делиться на рабочее и свободное. Потом скорректировала этот момент. Когда учебный процесс, так сказать, идёт лицом к лицу или офлайн, предмет усваивается лучше. Преподаватель и ученик чувствуют друг друга, проще спросить, проще объяснить.

Но есть и плюсы. Я заметила, что ребята очень серьёзно отнеслись к защите выпускных квалификационных работ на уровне бакалавриата и магистратуры. Возможно, это был новый опыт, и никто не понимал до конца, как именно всё будет происходить. Зато хорошо подготовились и блистательно защитились. То же самое и со студенческой конференцией. Было очень интересно и информативно. Чувствовалось, что ребятам самим нравятся и темы, и способы, которыми они всё отрабатывали, презентации, которые они тщательно готовили.

- Как вы думаете, со временем вузы полностью перейдут на дистанционное обучение?

- Пока речь идёт о смешанной форме и, на мой взгляд, она эффективней. Например, появилось время и для самообразования. Когда мы, наконец, адаптировали учебный процесс, у меня появилось время - я побывала на нескольких научных конференциях. Онлайн-формат удобен тем, что не пришлось тратить время на перелёты, перенос своих занятий.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Опрос

Из каких источников вы узнаете новости?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах